Найти тему
6000 миль до Голливуда

Кости из будущего. Последняя достойная фантастика от Вачовски.

Оглавление

("Облачный атлас", Cloud Atlas, 2012, США и др.)

Самую краткую и емкую "народную" рецензию на этот фильм Вачовски и Тома Тыквера дал бы, наверное, тот самый мужик в свитере из знаменитого мема. Ну, вы его помните - тот, который "Ничегоуя не понял, но очень интересно!".

Том Хэнкс: А вот если бы "Форреста Гампа" снимали бы в разгар 90-х в России...
Том Хэнкс: А вот если бы "Форреста Гампа" снимали бы в разгар 90-х в России...

И тем не менее мужик был бы прав лишь наполовину.
На самом деле сюжет "Облачного атласа" (экранизация
одноименного романа Дэвида Митчелла) достаточно стройный и вменяемый. И въехать в него с полпинка вполне по силам, если вы читатель книг хотя бы с некоторым стажем.

Да-да, именно читатель, а не кинозритель, ведь эта картина Вачовски/Тыквера - один из лучших тестов на проверку ваших читательских навыков. Ибо, если вы уже знакомы со всевозможными авторскими приемами и стилями, то без труда "упорядочите" у себя в голове аж 6 последовательных (Именно так. Не параллельных) линий здешней истории. Которые вдобавок разбиты на фрагменты и сшиты далеко не в хронологическом порядке, но складывается этот паззл все равно логично и без скрипа.

 "- Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?"
"- Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?"

Увы, но если в последний раз вы открывали серьезные книги еще в школе, и то под нажимом учителя лит-ры, а весь ваш сегодняшний читательский опыт - это чатики в соцсетях, "Облачный атлас" рискует стать для многих из вас непреодолимой преградой. И как следствие - причиной желчеиспускания опять-таки в своих любимых чатиках.

А всё потому что в век массовой маргинализации всех видов искусства (ничего ужасного, это естественный процесс) Вачовски и их соавтор Том Тыквер ("Беги, Лола, беги!", "Интернэшнл", "Парфюмер") отважились снять нечто из ряда вон выходящее. А именно: приключенческую фантастику, ориентированную не на хрустителей попкорна, а на сообразительного зрителя. Такого, кто еще не отвык смотреть кино обоими глазами и головой, а не урывками вполглаза, попутно "зависая" у себя в телефончике. А коварные авторы еще и растянули свою историю почти на три часа - видимо, чтобы гарантированно перегреть извилины тем, кто сел смотреть ее по ошибке.

При этом каждая по отдельности из шести ее раздробленных глав довольно проста, а все они представляют собой целую рассыпуху жанров: исторические приключения, лирическую драму, триллер-детектив, комедию, хай-тек-фантастику и фант. постапокалипсис. С разными героями и совершенно не похожими сюжетами.
Что же тогда их связывает?

Надо заметить, что здесь герой  Кита Дэвида стреляет хоть и не так быстро, но гораздо результативнее, чем в "Быстром и мертвом" (1995).
Надо заметить, что здесь герой Кита Дэвида стреляет хоть и не так быстро, но гораздо результативнее, чем в "Быстром и мертвом" (1995).

А связывают эти сюжеты детали и нюансы.
К примеру, одна новелла - это история, описанная в книге, которую читает герой другой новеллы. А сам он сочиняет музыку, которую крутят на пластинке уже в третьей новелле - и многое другое в таком духе. Плюс из истории в историю "кочует" родимое пятно у некоторых персонажей - явный намек на то, о чем говорил еще автор книжного первоисточника. Признавшийся, что почти все главные герои - это реинкарнации главгероев из предыдущих новелл, хотя сами они, конечно, этого не знают.
И вся эта, на первый взгляд, путаница обретет в конце концов свою логику и смысл, отложившись у вас в памяти большой и единой эпической поэмой. Красивой и стройной, как музыкальная симфония, тем паче, что музыка в "Облачном атласе" тоже выше всяких похвал.

Еще один авторский финт, который был невозможен в книге, но украсил собой фильм: все ведущие актеры засветились почти во всех новеллах, к тому же в абсолютно разных образах и гриме. Причем где-то в главных, а где-то в ролях уже второго-третьего планов.
Действительно, у кого бы еще мы увидели Тома Хэнкса в роли братка-уголовника, Холли Берри - еврейки, кореянки Пэ Ду На - ирландки, Хью Гранта - дикаря-людоеда, а худосочного Хьюго Уивинга - в роли дебелой медсестры с громадным бюстом?
Причем особое веселье - угадывать, кто есть кто под тем или иным гримом, а Вачовски с Тыквером лишь всячески нас к этому подначивают.

Да, Балашиха в будущем "от Вачовски" преобразится довольно заметно.
Да, Балашиха в будущем "от Вачовски" преобразится довольно заметно.

И еще одно существенное в данном случае замечание. "Облачный атлас" - та картина, которую желательно смотреть только в качестве Full HD, либо выше. Проверял лично: даже DVD-версия фильма по сравнению с BD-версией изрядно проигрывает в плане чисто эстетического восприятия. Потому что каждая сцена здесь и каждый план "прорисованы" с такими педантичностью, любовью и вниманием к мелочам, каких вы не обнаружите даже в классической "Матрице", не говоря о новом довеске к ней.

***

В общем, да, именно то слово, которое здесь вы читаете редко - шедевр. И в 2012-м это было еще о-го-го как круто: увидеть на экране "тех самых" Вачовски (и Тыквера, безусловно), даром что в прокате их высокохудожестенное творение ожидаемо просвистело мимо симпатий широкой публики и провалилось.

При этом, несмотря на ярлык "кино не для всех", "Облачный атлас" лишен всякого снобизма, занудства и открыт для понимания абсолютно любого зрителя. Конечно, при условии, что тот готов включить свою "понималку" и отложить на эти три часа в сторону любимый телефончик с чатиками.