Найти тему
6000 миль до Голливуда

Бросьте из будущего. Крутая научно-боевая фантастика Тони Скотта

("Дежавю", Deja Vu, 2006, США)

"Дежавю означает сбой в Матрице!"
Морфеус

Довольно странно, что у маэстро высокотехнологичного экшен-кинематографа Тони Скотта в послужном списке значится всего одна "твердая" фантастика (ну если не считать его заигрывания с вампирским фэнтези в дебютном "Голоде").
Зато какая это фантастика - наилучшей выделки и крепчайшего пошива!

И злодеев, и хороших парней, и даже самого сына божьего ("Страсти Христовы") Джеймс Кэвизел играет с одним и тем же невозмутимо-терминаторным лицом.
И злодеев, и хороших парней, и даже самого сына божьего ("Страсти Христовы") Джеймс Кэвизел играет с одним и тем же невозмутимо-терминаторным лицом.

В "Дежавю" Скотт виртуозно угодил буквально всем: и ценителям навороченной "сюжетности", коим здесь есть, к чему приложить свои мозговые извилины; и поклонникам "детективной триллеристики" с ее напряженными интригами; и любителям адреналинового драйва, что снят, разумеется, в фирменном тони-скоттском стиле - размашисто и мощно. Плюс собственных персональных фанатов Тони побаловал, поставив во главу актерского ансамбля двух своих "любимчиков" Вашингтона и Килмера, каждый из которых в ту пору уже отметился в нескольких его картинах.

Пола Пэттон и Джеймс Кэвизел - новички, впервые засветившиеся в творчестве Скотта, - тоже не подкачали.
Особенно удивил второй, всё еще плывущий тогда на волне популярности после своей звездной роли в "Страстях Христовых" Гибсона. Где Кэвизел сыграл аж самого Иисуса, а Тони же напялил на Джеймса актёрскую шкуру законченного негодяя и массового убийцы. Чем жестко "ломанул шаблон" тем зрителям, кому всё еще виделся на голове грустноглазого Кэвизела терновый венец.

Одна из самых безумных автопогонь в кинофантастике: один глаз водителя смотрит на дорогу в настоящем времени, а другой - на ту же дорогу, только в прошлом. Полный отрыв башки, согласен.
Одна из самых безумных автопогонь в кинофантастике: один глаз водителя смотрит на дорогу в настоящем времени, а другой - на ту же дорогу, только в прошлом. Полный отрыв башки, согласен.

Короче говоря, непонятно, почему после столь выдающейся работы Скотт не продолжил это благое "фантастическое" дело, а отчего-то ударился в "рельсовые", - во всех смыслах слова, - железнодорожные триллеры: "Опасные пассажиры поезда 123" и "Неуправляемый". Чем он и занимался до самой своей трагической смерти в 2012-м году, поэтому по факту "Дежавю" последний его действительно стоящий фильм. Такой, что хочется частенько пересматривать, даже несмотря на некоторые перегибы "вырвиглазной" экшен-картинки; тем же недугом страдали и другие ленты Тони середины 2000-х - "Гнев" и "Домино".

Стартует сия история, однако, не как фантастика, а как чистокровный детективный триллер на современную тему.
Вот на еще не успевший оклематься после урагана "Катрина", Новый Орлеан обрушивается новая разрушительная беда: какие-то террористы уничтожают чудовищным взрывом паро́м, где гибнет уйма ни в чем не повинного народа. После чего на расследование столь громкого дела слетаются все агентства и службы, включая
ATF - бюро по контролю за распространением алкоголя, табака и оружия.
Представляет эту "контору" опытный трудяга-агент Карлин (Вашингтон), на коего помимо всего прочего обрушиваются еще два шокирующих известия. Во-первых, оказывается, что при взрыве также погиб напарник Карлина, а, во-вторых, некую женщину, что зачем-то разыскивала Карлина аккурат накануне теракта, тоже выловили мертвой из реки. Вот только погибла она не на пароме, а раньше, и следы у нее на теле говорили о том, что перед смертью ее истязали.

Как говорится, пространственно-временной континуум разрывай, но и котика покормить не забывай!
Как говорится, пространственно-временной континуум разрывай, но и котика покормить не забывай!

И вот, вывалив перед персонажем гору материала аж на целый нажористый детектив, сценаристы "Дежавю" тем не менее решили, что этого недостаточно. Так что стоило Карлину зарыться в расследование по самые уши, как его за эти же самые уши вдруг затянули в секретный научно-технический проект "Белоснежка", чьи огромные поисковые мощности тоже были задействованы в расследовании. И который, ни много ни мало, позволял ученым и примкнувшему к ним Карлину... заглядывать в прошлое! Правда, недалеко, всего на несколько суток. Но если нацелить "Белоснежку" на конкретного человека - к примеру, на жертву убийства, - шансы выяснить, кто ее убил, были довольно высоки.

Тут-то для зрителя, не готового к мудрёной темпоральной фантастике с ее "хроновывертами", и наступает нелегкое время. Потому что, едва Карлин свяжется с "Белоснежкой", с этого момента фильм уже вполглаза и между делом не посмотришь. Ибо тогда сюжет превратится в неудобоваримую кашу для мозгов, ведь теорию здешних пространственно-временных пертурбаций вам зачастую будут рассказывать, как на институтской лекции с доской и слайдами. И если вы не уловите смысл - ваши проблемы, пеняйте на себя.
К счастью, лекции эти вам прочтут не в занудно-академическом, а в научно-популярном ключе. Так что вам потребуется лишь не отрывать пытливый взор от экрана - и всё будет тип-топ, никакой обиды на создателей фильма у вас не возникнет.

Компьютерные мониторы - лучший индикатор определения временной эпохи. Уже плоские, но еще не широкоформатные? Сразу видно: на дворе 2000-е!
Компьютерные мониторы - лучший индикатор определения временной эпохи. Уже плоские, но еще не широкоформатные? Сразу видно: на дворе 2000-е!

***

В общем, классическая экшен-магия от ныне покойного волшебника Тони Скотта. Только в данном случае на основе опять-таки классической научной фантастики с ее вторжением в прошлое с целью изменить будущее.
Понятно, что если засунуть эту историю по микроскоп, в ней обнаружатся и несуразности, и логические прорехи. Однако в самом фильме Тони ловко маскирует его недостатки своей коронной подачей всей этой боевой драмы. Где есть абсолютно всё, от безудержного каскадерства до трогательной любовной линии, и всё это приятно гипнотизирует вас от начальных до последних кадров.
Поэтому завидую тем из вас, кто с "
Дежавю" пока не знаком - первый ее просмотр и вовсе настоящий праздник. Конечно, при условии, что вы готовы по-честному разбираться в сложных перипетиях сюжета, не делающего поблажек тем зрителям, кто "просто мимо проходил".
Ну а в целом же - достойное творческое наследие, оставленное нам легендарным режиссером, ни добавить, ни убавить.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):