(The Time Machine, 2002, США)
- Что этот режиссёр себе позволяет?! Взять бриллиантовую классику мировой фантастики и так её исковеркать! Как посмел! Да кто ты такой вообще?
- Здравствуйте! Меня зовут Саймон Уэллс и я правнук самого Герберта Уэллса. Очень приятно! Хотя нет, вру - не очень. Но если вы уверены, что у меня нет права распоряжаться моим семейным наследием по своему усмотрению, что ж, подавайте на меня в суд и - удачи!
На самом деле, конечно, никто Саймона по судам не таскал, хотя желающие поучить его, как надо экранизировать прадедушкины книжки, всё-таки находились. И были неправы, ведь, несмотря на изменения и дополнения в сюжете, голливудский экшен (но без перегибов) и, опять-таки, голливудскую развязку и финал, Уэллс-правнук классическую "Машину времени" не испортил.
По крайней мере настроение после просмотра его картины остаётся примерно то же, что и по прочтению книги. А Гай Пирс отлично вписался в образ героя-Путешественника: одержимо-романтичного учёного Александра (тут у него есть имя), создателя Машины. Характер которого по ходу фильма эволюционирует не менее сильно, чем местное Человечество - за 800 с лишним тысяч лет.
Разве только оно эволюционировало в полные трэш, угар и безобразие, а Шурик - по пути правильного, олдскульного киногероя-мужика.
Респектоуважуха, одним словом!
Мотивация изобретения Машины, однако, у киношного Путешественника была гораздо мощнее. Правда и не шибко оригинальная: подобно легендарным Марти МакФлаю и "Доку" Брауну, Шурик тоже хотел изменить прошлое. Где, как он был уверен, он фатально напортачил (хотя по сути его вины там не было).
Вот только сколько бы бедолага не устраивал себе и окружающим "день Сурка", ничего у него не клеилось. Воистину, словно некий злой рок не давал ему переписать Скрижали Истории в свою пользу! Злой рок, который всё время был на шаг впереди даже такого умнейшего мужика, как Шурик.
И тогда его осенила гениальная идея.
"А что, если, - подумал он, - отправиться в будущее и свистнуть оттуда всю недостающую в его опытах информацию?" Ведь ученые 2030 года - именно туда перво-наперво навострил лыжи Шурик, - наверняка уже досконально изучили все нюансы перемещений во времени. И, значит, они как минимум в курсе, почему прошлое не поддается метаморфозам, а в лучшем случае научились-таки его изменять. И, возможно, не будут против, если их коллега из 19 века стибрит у них пару-тройку позарез нужных ему книжек, да?
Однако то, что в теории казалось несложным, на практике вылилось в такие злоключения во времени, которые героям "Назад в будущее" в кошмарах не снились. Как вряд ли могло им присниться и то, что спустя аж 800 000 лет ученый из 19 века случайно встретит на одичалой планете "дикаря", свободно говорящего на английском, а компьютеры из 21 века будут там по-прежнему исправно работать.
С другой стороны, вряд ли в сюжете у правнука больше логических натяжек, чем у прадеда, поэтому, думаю, мы простим обоим эти их милые семейные глупости.
***
В общем, жаль, что такая классическая и классически снятая фантастика провалилась в прокате. Несмотря на свою старомодность и во многом наивность, "Машина времени" - не книга, а фильм, - по сей день смотрится приятно, не напряженно и с лёгкой грустинкой. В том числе ностальгической.
А уж о том, что подобные фильмы ныне стали исчезающей редкостью, мне вам напоминать не надо. Сами видите, что творится на больших мировых экранах, и не факт, что эти трэш, угар и безобразия закончатся даже к 802701 году.