(2012, США)
Всё-таки, что ни говори, а идею для своего фильма режиссёр и сценарист Райан Джонсон ("Кирпич", 2005, "Последние джедаи", 2017) придумал клёвую. И по-хорошему сложную и, главное, не затёртую.
Итак, на дворе у нас 2044 год - самая отстойная эпоха 21 века. Повсюду царит кавардак, число бездомных зашкаливает настолько, что их даже можно отстреливать средь бела дня на улице, зато преступность разрослась и ввысь и вширь, словно унавоженная кукуруза в штате Айова.
А вот в более отдаленном будущем, спустя ещё 30 лет, напротив, царят настолько жесткие законы, контроль и порядок, что тамошняя мафия даже не способна избавиться от трупов. Ну вот никак, прикиньте - ни зарыть их в пустыне, ни перекрутить на фарш, ни утопить в Мичигане, ни скормить хрюшкам-людоедам. Но скользкие гангстеры не были бы гангстерами, кабы они опять не выкрутились. Уж не знаю где, но им удалось отыскать какого-то нобелевского лауреата по физике и так конкретно на него наехать, что тот с перепугу построил им в заброшенном ангаре... машину времени! Что и породило вскорости целую индустрию по утилизации жмуриков, развернутую одновременно в прошлом и будущем.
Как это делалось? Очень просто. Мафия 2074 года отправляла "клиента" на 30 лет назад, связанного, с мешком на голове и с прикрепленной к нему зарплатой для киллера - серебряными слитками. А тот уже поджидал жертву в условленном месте со "стволом" наготове, после чего мочил её, забирал гонорар и избавлялся от тела, благо в этом смутном времени трупы можно было безнаказанно сжигать.
Таких уникальных киллеров насчитывалось немало, у них имелся общий координатор и их звали "луперами". Почему? Тоже хороший вопрос. Нет, не потому что они пользовались оружием, напоминающим сицилийский обрез-лупару, и не потому что обычно лупили из него без промаха. Тут всё чуток иначе. Каждый лупер стремились к главной цели своей жизни - замкнуть временную петлю (time loop). Она означала выход лупера на пенсию после того, как он пришьёт... самого себя, только старого! Того, кого присылали на казнь из 2074 года, если он проживет так долго на своей киллерской пенсии и не загнется раньше. Вот такие странные были порядки в луперском бизнесе, которые диктовал им из будущего криминальный супербосс по прозвищу Шаман. И которые, разумеется, однажды были грубо нарушены - а как иначе, ведь без этого фатального сбоя и кино для нас не сняли бы.
Чем ещё порадовал Райан Джонсон: придумав навороченную завязку, он сумел развить ее в захватывающую историю. Настолько удачную, что кино при своём 30 млн. $ бюджете окупилось в мировом прокате аж в шесть раз. На минуточку - темпоральная фантастика, которая давно перестала быть популярной темой в кино, вдруг срывает нехилую кассу - уже один этот факт заслуживает уважения. Причем это честный заработок Джонсона и других создателей картины, а не пиаривших ее маркетологов. Да, конечно, в ней есть и непонятки, и логические бреши, но все эти огрехи характерны для любой фантастики про путешествия во времени. Тут уж, как ни крути, а надо о чем-то умалчивать и где-то вносить сюжетные ограничения. Просто чтобы история не потеряла своей красоты и художественности, погрязнув в переизбытке чисто "технической" информации и постоянных "сносках" с унылыми объяснениями того, что творится на экране. И того, что любой мало-мальски внимательный и не лишенный воображения зритель в силах сам додумать за авторами, благо, в "Петле времени" делать это совсем не сложно.
***
В общем, кабы не откровенно дурацкая идея загримировать Джозефа Гордона-Левитта настолько, что он стал буквально на себя не похож, других глупостей Райан Джонсон вроде бы не начудил. Да и финал он завернул эффектный, драматичный и вполне логичный. Само собой, что нелюбителям темпоральной фантастики эту картину не порекомендуешь - всё-таки вполглаза ее не посмотришь. За всеми здешними пертурбациями сюжета надо внимательно следить и обо всех нюансах помнить. Но если для вас это совершенно не проблема и вам такое по нраву - дерзайте, ведь хорошую фантастику такого уровня нынешний Голливуд выпускает нечасто.