Найти в Дзене

История самолета Л 29 "Дельфин"

Оглавление

Есть самолеты, о которых с любовью вспоминают многие летчики. Прежде всего, это массовые учебные машины, на которых путевку в небо получали тысячи будущих пилотов.

Л 29 "Дельфин" один из них.

Л 29 в ливрее ВВС СССР
Л 29 в ливрее ВВС СССР

Начало реактивной эры в военной авиации.

К середине 1950-х годов во всем мире потребовался коренной пересмотр концепции летного обучения. Курсантам старших курсов авиационных училищ "пересадка" с поршневых учебных машин на реактивные боевые самолеты давалась нелегко. Слишком разные "весовые" категории этих самолетов и в прямом, и в переносном смысле слова. Возникла необходимость создания реактивного учебно-тренировочного самолета (далее УТС) для первоначального обучения.

Именно на этой волне и создавались во всем мире первые реактивные учебно-тренировочные самолеты:

СМ.170 Fouga "Magister" во Франции (1-й полет 13.01.54 г.),

Французский Fouga СМ.170 Magister
Французский Fouga СМ.170 Magister

В США это была Cessna T-37 (1-й полет 12.10.54 г.)

-3

Итальянцы создали Aeromacchi M.B.326 1-й полет 10.12.1957 г.

Итальянский УТС Aeromacchi M.B.326
Итальянский УТС Aeromacchi M.B.326

Британцы тоже создали свой УТС: BAC Jet Provost. Он поднялся в воздух 26 июня 1954 года.

Британский УТС BAC Jet Provost
Британский УТС BAC Jet Provost

Соревнование!

В конце 1959 года был объявлен конкурс на разработку единого УТС стран Варшавского Договора. В творческом соревновании приняли участие конструкторские коллективы из СССР, Польши и Чехословакии. Но провести этот конкурс смогли лишь в 1961 году, когда была завершена первая стадия летных испытаний опытных УТС в СССР и Польше.

Итак, претендентами на конкурс стали 3 самолета:

Советский Як-30 с двигателем РУ-19 ОКБ С.К.Туманского впервые поднялся в небо 20 мая 1960 года

-6

Польский TS-11 "Iskra" с двигателем SO-1 совершил полет 5 февраля 1960 года.

TS-11 "Iskra" польского производства
TS-11 "Iskra" польского производства

Чехословацкий Л 29 "Дельфин", первый полет 5 апреля 1959 года.

Я бы еще и за красоту дал бы Л 29 первое место! Хотя, некрасивых самолетов не бывает)
Я бы еще и за красоту дал бы Л 29 первое место! Хотя, некрасивых самолетов не бывает)

Весной 1961 года Л-29А "ОК-02" был отправлен в СССР для участия в конкурсе. В августе-сентябре 1961 года на подмосковном аэродроме Монино под руководством Заслуженного летчика-испытателя СССР п-ка Ю.А.Антипова проходили сравнительно-испытательные полеты всех трех машин.

По летным характеристикам и пилотажным качествам лучшим был признан Як-30, который при приблизительно такой же, как и у зарубежных аналогов, тяге двигателя был более чем на тонну легче. Однако Як-30 не имел вооружения и был в основе своей больше спортивным учебным самолетом, чем самолетом для первоначального обучения военных летчиков.

"Искра" уступала "Дельфину" и по летным данным, и по степени завершенности летных испытаний, и по технологичности. По большинству параметров победителем был признан "Дельфин".

Сейчас трудно судить, что послужило причиной выбора в пользу чешского самолета. Кроме более высокой степени завершенности летных испытаний Л-29, была учтена необходимость загрузить авиационную промышленность молодых социалистических стран производственными заказами. Вот Чехословакии и достались "лавры первенства" в производстве учебно-тренировочных самолетов. Примерно в тоже время Польше передали лицензию на производство Ан-2, а затем и на Ми-2. Видимо, решение в пользу Л-29 было принято, прежде всего, в интересах интеграции авиапромышленности стран СЭВ. Для Чехословакии выбор "Дельфина" означал не только признание первого чешского реактивного самолета, но и обеспечивал работой тысячи специалистов на многие годы вперед. Кстати сказать, выводы конкурсной комиссии тогда не были приняты польскими представителями. Правительство Польши приняло решение с целью экономии и дальнейшего развития собственной авиапромышленности строить свои "Искры", отказавшись от Л-29. Некоторое количество TS-11 им даже удалось продать в Индию (по одним данным - 50 самолетов, по другим - 180), но эти цифры несопоставимы с экспортными поставками "Дельфинов" - около 3000. Хотя, с другой стороны, Польша по прежнему потихонечку строит свои модернизированные "Искры", и в варианте УТС, и в варианте легкого штурмовика.

Итак, победитель - Л 29 "Дельфин"!

По кодовому названию Нато "Майя". Первый полет машина совершила 5 апреля 1959 года. В эксплуатацию поступила в 1963 году. В Чехословакии эксплуатируется до сих пор. Кроме Чехов , машина была принята на вооружение в СССР. В нашу страну было поставлено около 2000 штук Л-29. Кроме двух ранее озвученных стран,  Дельфин поставлялся практически во все страны Варшавского договора.

Л29 Румынских ВВС
Л29 Румынских ВВС

Активно использовался странами Ближнего Востока.

Л-29 Иракского национального авиационного колледжа
Л-29 Иракского национального авиационного колледжа

И даже в Африке:

Самолеты Л-29 Египетских ВВС были укомплектованы боевым вооружением, тем самым ориентированы на выполнение боевых задач.

Самолет Египетских ВВС
Самолет Египетских ВВС

Производство было развернуто в 1963 году , закончили серийный выпуск в 1975 году.

За это время было построено 3665 самолетов. Большая часть из них отправилась в СССР. Машина получилась очень простой и надежной. Легко взлетает ,как с травянистой , песочной и заболоченной взлетной полосы.

Конструкция и характеристики самолета Л-29 "Дельфин".

Кабина Л 29
Кабина Л 29

Конструктивно самолёт представляет собой реактивный одномоторный среднеплан с прямым крылом, однокилевым хвостовым оперением с высокорасположенным стабилизатором, двухместной кабиной с тандемным расположением пилотов, трёхстоечным убирающимся шасси с управляемой носовой стойкой.

Двухместный учебно-тренировочный самолет, оснащен одним турбореактивным двигателем М-701с-500, тягой 890 кг. Самолет способен развивать скорость до 700 км/ч, потолок высоты 11000 метров. Радиус полета 640 километров.

Вторая жизнь!

История авиации страны - это её гордость! Все страны бережно ее хранят. Л 29 повезло, в нашей стране этому самолету оставлено не только много памятников, но и некоторые самолеты до сих пор находятся в состоянии летной годности и выполняют полеты.

Л 29 пилотажной группы Харьковского аэроклуба на аэродроме Коротич
Л 29 пилотажной группы Харьковского аэроклуба на аэродроме Коротич

Самолет Л 29 нашего Аэроклуба "Дельфин Аэро"

-14

И даже существует частная пилотажная группа "Реакторы" на Л 29.

Самолет Л 29 Пилотажной группы "Реакторы"
Самолет Л 29 Пилотажной группы "Реакторы"

Все эти самолеты демилитаризованы и зарегистрированы как частные самолеты АОН.

Можем повторить!

Летная жизнь военных летчиков коротка. Военная авиация - дело молодых. Военные летчики, в основном, выходят на пенсию в возрасте около 40 лет и осваивают потом другие профессии. Так как высокие перегрузки, действующие в полетах, особенно на истребителях, не позволяют летать дольше. Но "Бывших" летчиков не бывает! Каждый из них хочет снова и снова услышать знакомый рев реактивного двигателя. Почувствовать запах керосина. Ощутить как самолет, мощный и грозный снаружи, внутри становится послушным и полностью подчиняется твоей воле!

Раньше это было невозможно, но теперь все, кто имел отношение к авиации, могут приехать к нам, в аэроклуб "Дельфин Аэро" и слетать на нашем Л 29. У нас очень много летают летчики, которым их дети или родные и близкие подарили сертификат на полет.

Кстати, замечено, что летные навыки очень быстро восстанавливаются. Посадить самолет, конечно, с первого раза не получится, но вот сделать бочку или мертвую петлю (под присмотром инструктора конечно) удается многим в первом же полете!

Однокашник тряхнул стариной!)
Однокашник тряхнул стариной!)

Также у нас можно слетать и тем, кто ни разу не летал. Опытный инструктор проведет инструктаж по правилам пилотирования реактивного истребителя, как нужно выдерживать перегрузку в полете. И даже, даст выполнить самостоятельно в полете простые фигуры пилотажа - например виражи с креном 30. Мертвая петля, Бочка, Боевой разворот, Штопор, проход над полосой на скорости 600 км/ч - все это Вы можете увидеть и ощутить сами.