Электричка - вид быстрого и удобного вида транспорта для путешествия в пригород или на дачу, но так было раньше. Сейчас же электропоезда активно используют не только для пригородного сообщения, но и для внутригородских перевозок, примером тому могут служить Московские центральные диаметры. Чем электричка отличается от обычного пассажирского поезда? Зачем на крыше электропоездов устанавливают большое количество токоприемников? Почему электричка разгоняется и тормозит быстрей пассажирского поезда? Обо всем этом, и не только, мы расскажем в этой статье.
Из истории развития электротяги
Знаете ли вы чем электропоезда обязаны катерам? А вот чем!
Борис Семёнович Якоби встретил 13 сентября 1838 года с особым волненьем. В этот день Якоби было суждено совершить революцию. Борис Семёнович устанавливает свое изобретение (именно тот самый электродвигатель, который он изобрел в 1834 году) на катер и совершает “круиз” по Неве в Петербурге. Это событие и становится отправной точкой в использовании электричества для транспортных целей.
Вдохновленные этим экспериментом изобретатели и ученые со всего мира принимаются за работу. Они пытаются применить электрический двигатель для нужд тяги и находят. Беккер и Стратинг хотят с помощью электричества заставить ездить повозку (прототип электромобиля в наше время), а Томас Дэвенпорт идёт ещё дальше и изобретает “электромагнитный локомотив”.
Со временем изобретали сделают большое колличество попыток “оседлать электричество”, но все конструкции первых электровозов имели одну проблему, они возили за собой запас электричества в гальванических элементах. За счет этих самых батарей стоимость таких тяговых устройств была космической, да и вес батарей был немалый.
Всё изменит компания «Сименс и Гальске» в 1879 году, они представят электровоз с электрифицированной железной дорогой. Локомотив больше не возит за собой “батарейку”, всё гораздо проще, электричество подается напрямую через контактный рельс в электродвигатель. В 1881 году эта же компания запустит трамвай в Париже с токосъемом с провода.
На магистральные железнодорожные линии электродвигатель придет в 1895 году. Именно в августе этого года на электрифицированном участке дороги Балтимор — Огайо было открыто регулярное движение поездов, ведомых первым в мире магистральным электровозом. Далее электрическая тяга войдёт в обиход железнодорожного транспорта и осядет там надолго. А в наше время по железной дороге без электричества совсем никуда!
Чем электропоезда отличаются от пассажирских поездов?
Что представляет из себя пассажирский поезд дальнего следования? Наверняка, каждый из вас замечал, что такие составы имеют вагоны на которых не установлены токоприемники. У электропоездов, напротив, почти все вагоны имеют токоприемники, которые производят токосъем из контактной сети. Это и будет первое, и пожалуй, главное отличие электричек от поездов дальнего следования.
Если у пассажирского поезда нет токоприемников, то как они приводятся в движение? Ничего сложного, пассажирские поезда имеют электровоз во главе всего состава. Именно в электровозе стоят электродвигатели, которые получают электричество от контактной сети, тем самым приводят в движение весь состав. Вагоны, в свою очередь, просто тянутся за электровозом.
Электропоезда в свою очередь, имеют специальные моторные вагоны, да это те самые вагоны на которых установлен токоприемник. Наличие токоприемника на вагоне свидетельствует об установки на таких вагонах тяговых электродвигателей (ТЭД). И только эти вагоны, у которых обмоторены оси, тянут весь состав электрички.
Моторные вагоны в состав включают, разумеется, не в хаотичном порядке. У электричек ещё есть и прицепные вагоны, в такие вагоны не устанавливают тяговые агрегаты. Вагоны тянуться за моторными вагонами электропоезда, состав моторвагонного поезда делят на тяговые секции, зачастую такая секция состоит из моторного и прицепного вагона. К слову говоря, головные вагоны (это те у которых есть кабины машиниста) являются по своей природе прицепными вагонами, но называются головными.
Схема компоновки электропоездов представлена ниже, на ней хорошо видно, что прицепные вагоны чередуются с моторными.
Зачем электропоезду столько тяговых электродвигателей?
В отличие от обычного пассажирского поезда электричкам не нужно ехать долго и далеко, они останавливаются, что называется “у каждого столба”. Чтобы электричка смогла быстро и эффективно набрать скорость, ей и нужно несколько тяговых электродвигателей. Эти двигатели немного слабей, чем у электровозов магистрального назначения, зато они идеально подходят для быстрых и частых разгонов и торможений.
У электровозов всё наоборот - двигатель, который заложен в их конструкцию, способен работать долго, засчет большего запаса мощности. Но главным недостатком его является медленный набор скорости.
Если взять поезд под электровозом мощностью 4 МВт и электропоезд на такие же 4 МВт, принципиальная разница между ними в том, что ускорение электровоза значительно ограничено сцеплением колесо-рельс. Электровоз не может на начальной стадии разгона использовать всю мощность двигателей, т.к. начнётся боксование (проскальзывание колёсных пар относительно рельсов). Ведущие колёсные пары прижимаются к рельсам только весом самого электровоза. Поэтому он разгоняется медленно.
У моторвагонного подвижного состава ведущих колёсных пар примерно половина. То есть, половина веса поезда работает на прижатие обмоторенных колёсных пар к рельсам. Соответственно, нет проблем со сцеплением, можно разгоняться резче.
Здесь полная аналогия с автомобилями на скользкой дороге: с одним ведущим мостом приходится трогаться аккуратно и медленно, тогда как с двумя или тремя - совсем другое дело.
▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼
Вы часто путешествуете на электричках? Или быть может Вы частый гость в поездах дальнего следования? Что больше нравится Вам, поезд дальнего следования или электричка? Делитесь своим мнением с нами в комментариях.
Будем благодарны, если Вы поставите лайк и поделитесь публикацией в социальных сетях. Подписка на наш канал позволит Вам быть всегда в теме и не пропустить новые, интересные и полезные публикации.