После второй мировой войны во многих странах пришли к выводу, что штурмовая авиация не нужна.
Их функции смогут выполнить те же самые истребители-бомбардировщики.
Но потом решили, что истребители-бомбардировщики в первую очередь истребители. Поэтому тяжело забронировать их невозможно, тогда они перестанут быть истребителями.
А на поле боя нужен самолет для уничтожения живой силы, бронетехники и фортификационных сооружений противника.
В 1970-е гг. ВВС США запустили программу создания штурмовика AX Close Air Support Aircraft им стал Fairchild Republic A-10C Thunderbolt II. Самолет назвали в честь истребителя-бомбардировщика второй мировой войны "Тандерболта".
В СССР, видимо, прознали о начале работ над "Тандерболтом" и создали свой штурмовик Су-25.
Поступивший в ВВС США уродливый самолет прозвали "Бородавочником".
Штурмовик забронирован титановыми пластинами от огня советской "Шилки" 23-мм пушечной зенитки. Пилот по сути сидит в титановой "ванне", которая обшита кевларом, чтобы защитить его от осколков брони.
4 топливных бака защищены кевларом и специальной противовзрывной пеной, которая герметизирует баки в случае их пробития.
Забегая вперед скажем. Советские военные сделали "ход конем" и приняли на вооружение уже зенитно-пушечную установку "Тунгуска" уже с двумя 30-мм пушками.
В настоящее время есть зенитно-пушечный РК "Панцирь" тоже с 30-мм пушками.
А-10 по сути строили вокруг пушки - 30-мм автоматическая пушка GAU-8/A "Мститель" может выпустить 3900 снарядов из обедненного урана в алюминиевой оболочке в минуту, бронепробиваемость предположительно 100 мм на 3 км. Для установки орудия даже переднюю стойку шасси сдвинули. Два больших вертикальных стабилизатора на хвосте позволяют удерживать цель при стрельбе.
Боекомплект 1 350 патронов по другим данным 1 174. Причем гильзы не выбрасываются наружу, чтобы не повредить обшивку самолета, а складируются внутри.
На 1 800 м рассеивание составляет всего 9 метров. На 1 200 м попадания еще лучше в круг 6 м.
Пушка при стрельбе по Т-62 смогла его зажечь и подорвать его боекомплект на дальности до 1,2 км. Есть осколочно-фугасные снаряды PGU-13/B, с эффективной дальностью стрельбы в 3 км.
Первый серийный штурмовик поднялся в воздух в октябре 1975 г. Всего выпустили до 715 самолетов.
В случае начала неядерной войны с Советским Союзом предполагалось, что советские танковые войска ринутся к Ла-Маншу через так называемый фульский коридор 50 км равнина между двумя горными массивами. В случае успеха советские солдаты выходили к Рейну и Франции.
Натовские стратеги разработали концепцию "воздушно-наземного сражения", в ней нашлось место и "Тандерболту", который должен был уничтожать танки находясь в тесном взаимодействии с наземными войсками.
Общий вес бортового вооружения 7 257 кг, оно размещается на фюзеляже и крыльях. Различное вооружение крепилось сначала на 8 пилонах, потом на 10 - 11 (8 под крылом, 3 под фюзеляжем). Бомбы с лазерным наведением, неуправляемые ракеты и снаряды, ракеты "воздух - воздух" малой и средней дальности, ракеты "воздух - поверхность", контейнеры с пушками и пулеметами, приборы разведки и целеуказания.
Основная противотанковая ракета AGM-65 Maverick с тепловизионным самонаведением. ГСН обнаруживает оптически-контрастную цель на расстоянии до 13 км. Тепловизионная картинка воспроизводится в кабине пилота. Вручную цель сопровождается 4 - 8 секунд потом ГСН ее захватывает и переходит в режим самонаведения, осуществляется ее пуск.
В последних модификациях поставили уже ракеты "Хелфайр".
Самолет должен быть дешев и прост в производстве и обслуживании. Иначе воевать с многочисленными советскими силами было невозможно.
Гидравлические системы самолета независимы и продублированы. Самолет может лететь на одном двигателе и с одной разорванной гидросистемой. При выведении из строя двух гидросистем возможно перейти на ручное управление. Пилот таким образом может сесть или уйти из под обстрела и катапультироваться.
Колеса в свои ниши полностью не убираются, сделано это для того, чтобы самолет можно было посадить при убранном шасси.
У самолета два двигателя General Electric TF34-GE-100, которые дают скорость до 720 км/ч, боевой радиус при ведении разведки 900 км, в обычном режиме до 450 км. Практическая дальность с максимальной боевой нагрузкой 740 км. В баках самолет может нести почти 5 тонн горючего.
Продумано расположение двигателей, они сделаны таким образом, чтобы снизить заметность штурмовика для оружия с тепловым наведением. Также высокорасположенные двигатели не всасывают пыль и грязь с необорудованных полос. Хвост также маскирует тепловую сигнатуру горячего выхлопа.
Так как во время стрельбы в двигатель попадали несгоревшие частички пороха и на 10 % снижали мощность моторов, силовую установку дооборудовали специальной системой "дожига" таких частичек.
В 2007 г. самолет серьезно модернизировали, он стал называться А-10С.
У А-10С осталась старая пушка, боевая нагрузка - 7 257 кг на 11 узлах подвески, в полете могут использоваться только 10.
В ходе модернизации он получил возможность применять высокоточное оружие.
На протяжении всей службы "Бородавочника" в ВВС его постоянно хотели списать из рядов боевой авиации и отправить на хранение.
Американцы ставку делали в том числе для ударов по наземным целям на истребитель F-16.
Но в 1991 г. А-10 во время операции "Буря в пустыне" показали свою полезность. 144 А-10 выполнили 8 100 боевых вылетов, потеряли 7 машин сбитыми и 15 значительно поврежденными.
По заявлениям пилотов они уничтожили больше 1000 (или больше 900) танков, 2000 других боевых машин (БТР) и 1200 орудий. Ракеты ПЗРК "Игла-1" и попадания зенитной артиллерии самолет держал.
Пилоты разработали тактику боевого применения штурмовиков. Самолеты действовали парами и летели низко над землей, чтобы их не обнаружили радары.
Когда цель найдена самолет набирает высоту и захватывает цель "Мавериком". Ракета запускается с 3 - 5 км.
Для стрельбы из пушки делается набор высоты с разворотом, затем нос самолета наклоняется вниз. Цель обстреливается короткой очередью на 1 200 - 1 800 м. 30-мм пушка дает такую отдачу, что самолет замедляется. Неглубокое пикирование таким образом компенсирует силу отдачи орудия. При более длинной очереди прицел сбивается.
А-10 был детищем "Холодной войны", когда штурмовик должен был уничтожать полчища советской бронетехники двигающейся к Ла-Маншу. Когда обстоятельства изменились в 2010 г. эксперты посчитали, что такая машина не нужна, поскольку уже появились ударные беспилотники и многофункциональные истребители с высокоточным вооружением.
Во время службы в ВВС выяснилось, что "Тандерболт" отлично себя показал как учебно-тренировочный самолет, но и повоевать он смог немало.
В 2012 и 2013 г. в Афганистане воевали самолеты новой модификации А-10CS, у них было обновлено программное обеспечение, система "свой-чужой", в том числе и для наземных целей, появилась нашлемная система Helmet Mounted Cueing System (HMCS) позволяющая перенацеливать оружие в сторону взора пилота. В СССР был подобный шлем "Щель" на МиГ-29 и Су-27.
В 2014 г. министр ВВС США Дебора Ли Джеймс заявила, что А-10 небоеспособен. В следующем году она же сказала, что функции штурмовика выполнят истребители F-16 и F-15E. А позднее эти функции хотели возложить на истребитель пятого поколения F-35.
Но зимой 2016 г. А-10 остался в строю, так как с истребителем пятого поколения возникли неувязки.
Дальнейшая судьба А-10 туманна. В среднем их возраст 39 лет. 117 самолетов боеспособны (с боевым кодом), которые не используются как учебные или испытательные. Всего машин 281. 84 А-10С или 74 % боеготовы.
Устаревание систем самолета эксперты оценивают от 60 до 79 %. Износ оборудования от 61 до 80 %.
А-10 летал только там, где уже было уничтожено ПВО и истребители противника в "неоспариваемом воздушном пространстве". В будущем системы ПВО и истребители противника станут проблемой для штурмовика, в полную силу сыграет его низкая скорость и недостаточная маневренность по сравнению с другими самолетами.
Есть и сторонники А-10, они говорят, что самолет может уничтожить много танков и БТР за один вылет и поддержать сухопутные подразделения на земле в трудных и опасных ситуациях.
Вероятно А-10 все же останется на вооружении до 2040 г. Потому что с компанией Reytheon был заключен контракт на 46 млн. дол. на модернизацию бортового компьютера.
Экспортная судьба "Бородавочника" была неудачной, никто в мире не захотел покупать узкоспециализированный штурмовик. Правда есть вероятность передачи штурмовика в одну страну Восточной Европы.
Спасибо за прочтение.