К концу 40-х годов XX века над СССР, только что победившим в тяжелейшей войне гитлеровскую Германию, нависла новая угроза. После смерти Ф. Рузвельта, новый президент США Гарри Трумен взял курс на конфронтацию с Советским Союзом и отношения собирался выстраивать по праву силы. И, к сожалению, сила тогда у США была немалая.
В 1945 году Соединенные Штаты ударили ядерным оружием по японским городам Хиросиме и Нагасаки. После такой эффектной демонстрации своей мощи всему миру, количество ядерных бомб в американских арсеналах росло очень быстро. На момент первого успешного испытания ядерного оружия в СССР в 1949 году, США имели уже 280 готовых к применению ядерных боеголовок.
Опасность для нашей страны представляло не только количество ядерных бомб у противника, но и обилие средств его доставки.
Во время Второй Мировой войны США и Британия отработали массовое использование стратегической авиации на городах Германии и Японии. Знаменитые "рейды тысячи" тяжелых бомбардировщиков обращали в пыль Кельн, Бремен, Дрезден и другие города. И даже высококлассное ПВО Рейха ничего не могло с этим сделать.
После войны СССР оказался буквально окружен военными базами США и Британии, располагавшимися в Европе, Азии и на Дальнем Востоке вблизи советских границ. Удар мог быть нанесен с любого направления или со всех сразу и советское ПВО гарантировано не правилось бы с массированным ударом, как не справлялось германское. Тем более, в ядерную эпоху всего одного прорвавшегося бомбардировщика было бы достаточно для поражения целого города.
Что могло остановить противника, имеющего такое превосходство. Человеколюбие? Конечно нет! Только угроза ответного удара. А вот с этим как раз были проблемы. США были защищены двумя океанами и недосягаемы не то что для высадки, но и даже для серьезной атаки с воздуха. СССР в 40-х годах не имел межконтинентального бомбардировщика.
В такой, почти безвыходной ситуации, в Советском Союзе возникла идея "достать" США через Северный полюс. Во-первых это было наименее прикрытое ПВО направление удара. Во-вторых существовала теоретическая возможность использовать льды Арктики в качестве аэродромов подскока (для дозаправки бомбардировщиков). В третьих, путь до США через Северный полюс - самый короткий.
Уже в мае 1948 года группа из трех самолетов: бомбардировщика Ту-6 и двух истребителей Ла-11 совершила совершила успешную посадку и взлет со льдины.
Направление работы было признано перспективным. На Чукотке была создана стационарная база дальней авиации, а Научно-исследовательский аэродромный институт ВВС начал разработку новых типов аэродромов, которые можно было бы построить в Арктике.
Тем временем в строй вступали новые реактивные бомбардировщики: Ил-28 (в 1948 году) и Ту-16 (в 1952 году). При испытаниях оказалось, что машины такого класса ведут себя на льду достаточно непредсказуемо и плохо контролируются, в отличие от своих более легких предшественников.
В итоге, было решено построить цепь аэродромов на побережье Северного Ледовитого океана, тем более возросшая дальность самолетов вселяла надежду на успех без рискованных экспериментов с дрейфующими льдами.
В 1957 году была успешно испытана первая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7. С этого времени и по сей день основу стратегических ядерных сил нашей страны составляет именно ракетное вооружение. Все очень просто: страны НАТО всегда имели подавляющее количественное превосходство в авиации, а территория главной страны-противника - США была труднодостижима и хорошо прикрыта ПВО. Стратегические же ракеты, а также ракеты запускаемые с подводных лодок, в итоге позволили СССР нивелировать превосходство НАТО.