В середине 60-х годов экспериментальное конструкторское бюро ЗиЛ, под руководством Виталия Андреевича Грачёва, разработавшего огромное количество уникальной техники их СССР, завершило испытания вездехода ЗиЛ-Э167.
Несмотря на его колоссальную проходимость, испытатели довольно быстро достигли пика возможностей колёсных машин и было принято решение о разработке новой модели. Это подтолкнуло инженеров на беспрецедентные эксперименты по разработке ранее невиданных конструкций. В январе 1965 года, совместно со специалистами МВТУ им. Баумана был построен вездеход ПКЦ-1, который должен был объединить в себе плюсы колёсной и гусеничной техники. ПКЦ, расшифровывалось как пнемнокатковая цепь.
В качестве движителя использовались упругие пневматические катки, объединенные между собой цепью, которая в свою очередь приводилась в движение передней ведущей звёздочкой. Вместо лыжи между катками был смонтирован понтон, в корпусе которого размещались баллоны для пневматической системы и топливный бак на 150 литров. В своей основе машина имела оригинальный герметизированный кузов, что обеспечивало ПКЦ-1 положительную плавучесть. Кабину использовали от серийного ЗиЛ-164, в качестве силовой установки выбрали шестицилиндровый ЗиЛ-123Ф на 5.5 литров с неподтверждённой мощностью в 110 лошадиных сил.
Первые испытания показали, что на слабонесущих грунтах машине не было равных, но маломощный двигатель вкупе со слабой трансмиссией сильно снижал манёвренность и надёжность. В том же году в СКБ-1 провели модернизацию машины, установив проверенный мотор ЗиЛ-375 на 180 лошадиных сил и трёхступенчатую гидромеханическую трансмиссию от ЗиЛ-135Л. Вес модернизированной версии достиг 7.5 тонн, что не помешало ему показать еще более лучшие результаты на испытаниях.
Несмотря на отличную проходимость, ПКЦ-1 обладал рядом серьёзных недостатков, таких как недостаточная манёвренность, плохая устойчивость на твёрдых грунтах и колоссальный расход топлива, который мог доходить до 400 литров на 100 километров хода. Непонятно, какой именно фактор повлиял на то, что проект «положили на полку», возможно все вместе. Да и к тому же все внимание в те годы было обращено на более перспективный шнекороторный болотоход.
Как считаете, имел ли ПКЦ-1 право на жизнь или это была очередная непригодная к жизни идея? Пишите в комментариях!