Более полувека назад, 20 июля 1966 года, было подписано правительственное постановление «О строительстве в городе Тольятти автомобильного завода». С тех пор эта дата считается днем рождения отечественного автомобильного гиганта. Поздравляем «АвтоВАЗ» и рассказываем о его истории.
Как всё начиналось
В СССР покупка автомобилей частными лицами стала возможна с 1948 года. Но выбор долго был невелик: между сравнительно доступным «Москвичом» и дорогой «Победой» (позднее «Волгой»). Количество выпускаемых «Москвичей» было недостаточным, чтобы удовлетворить спрос, а потому самым доступным личным транспортом долгое время оставались мотоциклы и мотороллеры. В ноябре 1960 года с конвейера сошла первая партия «Запорожцев», которые претендовали на роль «народного автомобиля», но микролитражка не устраивала многих размерами и уровнем комфорта.
Правительство решило построить новый автомобильный завод, который бы удовлетворял спрос на современные доступные автомобили, иностранным партнером по запуску производства был выбран итальянский концерн Fiat.
20 июля 1966 года после анализа более 50 различных локаций, было принято решение о строительстве нового завода в городе Тольятти и уже 15 августа глава Fiat Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Тарасовым по созданию автозавода с полным производственным циклом. По контракту на Fiat возлагалось технологическое оснащение завода и обучение специалистов.
Строительство объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, на которую стали приезжать тысячи людей со всей страны. 21 января 1967 года был вырыт первый кубометр земли под первым цехом завода.
Из строителей завода впоследствии сформировались трудовые коллективы ВАЗа. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведённого на 844 отечественных и 900 иностранных заводах, в том числе ФРГ, Италии, Великобритании, Франции.
Конвейер запущен!
1 марта 1970 года выпущены первые 10 кузовов будущих автомобилей, через 1,5 месяца появились первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули» и уже осенью в Москву был отправлен первый поезд с автомобилями.
Спустя полгода после того, как госкомиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода, было выпущено уже 100 тысяч автомобилей. В 1972 года принята в эксплуатацию вторая очередь Волжского автозавода, способная производить 220 тысяч автомобилей в год. Производство набирало обороты, а автомобили ВАЗ — популярность. Официально завод был принят государственной комиссией с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года — после выпуска миллионного автомобиля.
Самой популярной моделью завода стала самая первая — ВАЗ-2101. «Копейка» и ее модификации выпускались до 1988 года, всего с конвейера сошли почти 5 миллионов этих автомобилей.
Второй по популярности моделью стала ВАЗ-2106. «Шестерка» выпускалась около 30 лет, начиная с 1976 года, всего было продано более 4 миллионов авто.
В 1977 году на Волжском автозаводе вышел с конвейера первый ВАЗ-2121 «Нива». Эта модель не только открыла новую эру в истории полноприводных машин, но и стала первой моделью, полностью разработанной на ВАЗе.
В 1984 году был начат выпуск автомобилей семейства LADA Samara. В истории завода началась эпоха переднеприводных моделей, а «восьмерки» и «девятки» стали популярными и даже культовыми, наравне с вазовской «классикой».
Новые времена
После распада СССР на заводе, наступили непростые времена, однако уже к середине 1990-х предприятию удалось исправить ситуацию. Первой новой моделью АвтоВАЗа в постсоветское время стала «десятка» — ВАЗ-2110, также ставшая популярной и успешно конкурировавшая с недорогими «иномарками». Почти сразу была выпущена «одиннадцатая» модель, а еще через несколько лет АвтоВАЗ выпустил ВАЗ-2112. В 2007 году с конвейера выходит Priora — последняя модель завода с советскими корнями, если не считать моделей, развивающих «Ниву».
В 2008 году было подписано соглашение о стратегическом партнерстве АвтоВАЗ с компанией Renault. Вместе с французским концерном были созданы новые модели LADA, например Largus и Granta. В 2015 году стартовали продажи автомобиля LADA нового поколения — LADA Vesta, а годом позже — компактного городского кроссовера LADA XRAY.
Всего за годы работы с конвейера ВАЗа сошло более 30 миллионов автомобилей самых разных моделей, которые продавались не только у нас, но и за рубежом. Желаем заводу дальнейшего процветания и ждем новые перспективные разработки, которыми мы сможем гордиться!
Автомобили производства АО «АвтоВАЗ» уже сейчас вы можете приобрести в лизинг в нашей компании. Подайте заявку на сайте или по телефону 88005511918!