Найти в Дзене
Авиакомпания Smartavia

ТУ-154: 50 ЛЕТ ГОРДОСТИ

В этом году в России отмечается 50-летие с начала эксплуатации Ту-154.

Этот трехдвигательный реактивный самолет выпускался с 1968 по 2004 года и был «самым-самым» из всех типов воздушных судов гражданской авиации советских времен. Самый востребованный – за все время было выпущено 1062 самолета; самый современный – его лётные характеристики высоко ценились на международном уровне; самый массовый – Ту-154 выпускали до пяти единиц каждый месяц, а максимально – 77 за год; один из самых быстрых пассажирских серийных самолетов в мире – крейсерская скорость превышала 900 км/ч.

Конечно же, пилоты Smartavia в своё время тоже летали на этом типе самолета. И к знаменательной дате мы подготовили для вас серию интервью с пилотами Ту-154.

А начнем мы с беседы с Анатолием Вакуличем, работающим в нашей авиакомпании 45 лет.

«Самое важное вне работы - это семья, а на работе – люди»

Справка: Анатолий Владимирович Вакулич, КВС.  Родился в 1957 году, окончил Сасовское лётное училище и Академию ГА. Общий лётный стаж – 45 лет и более 17-ти тысяч часов безаварийного налёта, имеет звание «Почетный работник транспорта Архангельской области».  В настоящее время – пилот-инструктор ВС Боинг-737 в авиакомпании Smartavia.
На Ту-154 летал с 1990 по 2006 гг. – сначала вторым пилотом, а потом и в качестве КВС (командира воздушного судна).
Справка: Анатолий Владимирович Вакулич, КВС. Родился в 1957 году, окончил Сасовское лётное училище и Академию ГА. Общий лётный стаж – 45 лет и более 17-ти тысяч часов безаварийного налёта, имеет звание «Почетный работник транспорта Архангельской области». В настоящее время – пилот-инструктор ВС Боинг-737 в авиакомпании Smartavia. На Ту-154 летал с 1990 по 2006 гг. – сначала вторым пилотом, а потом и в качестве КВС (командира воздушного судна).

Анатолий Владимирович, давайте начнем сначала. Как и когда Вы поняли, что хотите стать пилотом?

– Как и все мальчишки нашего времени, я последовательно хотел стать водителем, военным, космонавтом… Но, когда в наш колхоз прилетел «кукурузник» Ан-2 опылять поля и я увидел, как ребята красиво летают, то решил, что буду летчиком. Эта мечта ещё более укрепилась, когда мой старший брат стал военным пилотом. И вот, после окончания школы, я поступил в Сасовское лётное училище, которое было тогда одним из лучших училищ по подготовке пилотов гражданской авиации. Мне повезло: учёбу я закончил вторым пилотом Ан-24 (этот тип самолетов только появлялся в училище, и у нас были одни из первых опытных выпусков). До этого же из лётных училищ ребята выпускались пилотами на Ан-2… После училища я с друзьями приехал в Архангельск. Говорят, на севере работают прекрасные люди. И это правда: опытные пилоты помогли мне быстро освоить самолёт, и через четыре года я уже самостоятельно, как КВС, летал на Ан-24. Через пять лет став пилотом первого класса, я поступил в академию гражданской авиации.

А с какого времени летали на Ту-154 и сколько отработали на нем вообще?

– После окончания академии, в девяностом году, я снова вернулся работать в Архангельск – уже на Ту-154. Отлетал я на этом самолете 16 лет. Это был красивый, современный, быстрый и удобный для пассажиров самолёт. На нём же я впервые стал выполнять международные полеты.

На фото: Ту-154 (из архива А. Вакулича)
На фото: Ту-154 (из архива А. Вакулича)

Вы летали на разном типе воздушных судах. Чем Ту-154 отличался от отечественных моделей той поры? Вообще, есть ли у летчиков любимцы среди самолетов?

– Мне посчастливилось выполнить на Ту-154 несколько полетов с летчиком-испытателем. У него был освоен не один десяток разных самолетов, и я ему задал вопрос: «А какой самолёт вам больше нравится пилотировать?» Конечно, в душе я ожидал ответа, что, безусловно, Ту-154 – самый лучший. Но ответ меня смутил. Он сказал, что у каждого самолета есть что-то своё. Тогда я не до конца осознал, о чем он говорит, но с годами пришло понимание, и теперь я полностью согласен с ним. У каждого самолета есть свои преимущества, не зависимо от размера и количества двигателей на нем. Но, замечу, что в те времена, летать на Ту-154 было мечтой многих пилотов.

Кстати, а как люди реагируют, когда узнают, что Вы - пилот?

– В основном, восхищаются. Ведь подниматься в небо – действительно прекрасно. А если ещё и самому вести самолёт – это многократно усиливает чувства.

Тогда такой вопрос. Есть какой-то эпизод, связанный с полетами на Ту-154, что Вам запомнился особенно?

– За шестнадцать лет работы на Ту-154 было, конечно, много интересного. Запомнился полёт на первом году, когда случился пожар на одном из двигателей. После срочной посадки мы эвакуировали пассажиров, но, к счастью, сигнализация о пожаре двигателя была ложной. А еще, конечно, вспоминаются первые международные полеты на этом самолете. Это и познавание пилотирования в разных условиях, и знакомство с тем, как же живут люди там, за границей.

Есть ли у летчиков особые приметы? А у вас?

– Я думаю, у каждого пилота есть свои особые приметы. Но пилоты не любят этим делиться. Для пилотов самое важное безопасность полетов и комфорт пассажиров.

А можно ли устать от полётов? Например, в отпуск вы летаете или предпочитаете добираться иным транспортом?

– Пилоты живут в небе. Конечно, при большом количестве полетов приходит физическая усталость, поэтому существуют установленные правила, ограничивающие количество полетов и рабочее время пилота. В душе пилоты всегда мечтают поскорее вернуться в небо. И авиация – это самый безопасный и самый быстрый транспорт в передвижении и путешествии. Поэтому в отпуске я пользуюсь самолетом.

В известной песне поется: «Первым делом, первым делом - самолеты...» А что для Вас важно в жизни еще?

– Хорошие слова и хорошая песня… Самое важное вне работы – это семья, а на работе – это люди. Экипаж – одна семья. На Ту-154 экипаж состоял из четырёх человек. Некоторые экипажи летали вместе по несколько лет. И все друг о друге знали: и как кто работает в кабине самолета, и как живет на Земле… Сейчас же иначе: экипаж состоит из двух пилотов, и они не закреплены. С некоторыми пилотами за год можно слетать один-два раза. Поэтому сейчас пилоты должны строго выполнять предписанную технологию работы.

Мне в лётной жизни всегда везло работать с прекрасными, преданными авиации людьми. За это им низкий поклон.