Окружение человека (включая людей, среду и событийные процессы) оказывают огромное влияние на каждого индивида. Даже стоя рядом с незнакомцем, мы способны подхватить его настроение, уловить страхи или попасть под влияние. И да, мы можем говорить о том, что среда воздействует (но не формирует) поведение.
А в психологии существует целый раздел – бихевиоризм, изучающий поведение через реакцию на внешние стимулы. Суть его в следующем: окружающая среда влияет на поведение. Однако здесь не учитываются такие глубинные проявления психики как воля и намерение, а также важное качество психики – осознанность.
На мой взгляд, это самый ненужный раздел психологии. Если считаете иначе – приведите реальные примеры пользы.
Вообще же, попытка раздробить человеческую психику на обособленные сегменты и дальнейшее изучение этих частей без учёта целого – это большая ошибка. Результатом такого подхода становится несметное количество выдуманных психических расстройств, а также отдельных ветвей самой психологии. И поэтому самое правильное определение бихевиоризма звучит так: изучение пирога по крупинке сахара.
Далее, выводы, сделанные на основе реакций на внешние стимулы, проецируются на всю психику. Однако в основе любой поведенческой модели лежит прежде всего НАМЕРЕНИЕ, отражающее состояние окружающей среды. Не зря говорят, что окружающие люди – наши зеркала. Но об этом не хотят слышать последователи бихевиористического подхода.
Намерение – это мотивация в чистом виде, стартовая искра нашего поведения. Однако его роль отвергается ввиду того, что многие люди приравнивают намерение к интеллектуальной и аналитической деятельности. И хотя оно действительно может быть выражено следствием умственного процесса, (например, вы намерились купить продукты и теперь идёте в магазин), подавляющее большинство поступков совершаются под влиянием намерений, о которых личность даже не подозревает. Эдакий автопилот или по-другому – неосознанность.
Если изучая поведение, опираться только на данные окружающей среды (либо стимулирующего воздействия), то мы сузим понимание до уровня биологических рефлексов. Но когда мы осознаем, что за каждой мыслью, словом, действием и реакцией стоит намерение, мы начинаем видеть зарождение причин тех или иных ситуаций. Только зная причину можно управлять следствием.