Тут у меня спор был в комментариях с одной леди, что живёт в частном доме и против городов, зато за единение с природой. Понятно, что тема именно к фантастике и космоопере относится довольно слабо, хотя – это как посмотреть. В конце концов, в разных книгах были разные цивилизации, и, по идее, можно найти разные примеры того, как строили цивилизации в разных книгах…
Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Василий, Савелий Солопов, Сергей Ряховский, Вадим Юрков, Виктор Айрон и Артём Васильев. Огромное им за это спасибо!
Для начала, стоит сказать о том, что я считаю все эти увлечения переходом на солнечную и ветряную энергетику – профанацией. Хотя бы потому, что производство тех же солнечных батарей – само по себе очень вредное. С лопастями для ветряков – такая же история. А если учесть, что в определённом радиусе от ветряков вымирает всё живое – не такая уж это и хорошая вещь, как мне кажется…
Тем не менее, в фантастике порой встречается такое дело, как «биоцивилизация». Например, Александр Мирер написал роман «У меня девять жизней», о том, как люди при помощи специального устройства оказались в мире, где имела место быть именно такая вот биоцивилизация. Вполне, кстати говоря, себе успешная и процветающая. Биоцивилизация – это когда есть аналоги всего того, что есть у Человечества сейчас, но – живые. Например, вот, сцена лечения одного из путешественников, Рафаила Новика.
«Там прохладно. Посреди зала — два низких стола желтого блестящего дерева. На дальний положили Рафаила. Охотники ушли с носилками, и четверо голых людей с двух сторон придвинулись к столу. Раненый лежал обнаженным… Но почему эти — голые, в одних лишь плавках? Колька схватился за пистолет и вдруг опустил руку. Четверо так подошли и наклонились, таким движением, что привиделись халаты, марлевые маски. Будто вспыхнула бестеневая зеркальная люстра над столом, и матовые блики пробежали по резиновым перчаткам. И Колька, уже дрожащий от возбуждения и страшной усталости, узнал эту уверенную повадку. Над Рафаилом, в желтом свете лиственных стен, стояли врачи.
На пришельцев никто не оглянулся — вынимали из зеленых корзиночек щетинистых, розовых, пищащих тварей, кормили их кровью из локтевой вены. Безглазые твари чавкали. Трубочку в вене придерживала молодая кудрявая женщина — Кольке показалось, что он видел ее среди охотников на поляне…
Колька стоял, держал Володю за руку и смотрел, как безглазых поросят раскладывают по корзинкам. И как они растут в корзинках — словно тесто в опаре. У некоторых прорезывались глаза. У одного выросли четыре лапки. Штук двадцать их было, и все изменялись по-разному.»
То есть, у человека взяли анализы, благодаря живым системам наблюдения, узнали, что именно с ним случилось – и начали лечить. И, кстати говоря, вылечили его довольно быстро. Быстрее, чем с этим справилась бы традиционная медицина. Хотя, конечно, лучше всего описал полностью биологическую цивилизацию Гарри Гаррисон в цикле про Эдем. Иилане как раз и построили именно такой типа цивилизации – у них живым было всё. Города, в которых они жили, выращивались, как деревья, у них была живая одежда, живые транспортные средства – например, лодка была выведена на основе головоногого моллюска, плавала она за счёт водомётов, как, например, каракатица. Большой корабль – урукето, создан на основе ихтиозавра. Их оружие – хесотсаны, ящерицы, изменённые так, что они уже не могут двигаться сами – но могут очень хорошо стрелять отравленными шипами. Так как используется яд нервно-паралитического действия, смерть противника наступает мгновенно.
Иилане не знают огня, пища (мясо, так как они всё же хищники) готовится при помощи обработки ферментами. Они почти ничего не делают руками – так как всё, что им нужно, они могут вырастить при помощи генетики. И, казалось бы – ну разве такая биологическая цивилизация не может чего-то достичь? Но, на самом деле, в реальном мире выжить они просто не в состоянии. Например, когда Керрика, главного героя, спасают из плена иилане, вместе с ним уходит и одна из фарги, Инлену – не шибко умная, но очень большая. Дело в том, что её к Керрику буквально «привязали» при помощи живого шнура. Перерезать его было нельзя – да и нечем, на шее у Керрика был ошейник, которые тоже нельзя было снять или перерезать – как и на Инлену. И вот наступила ночь. Так как иилане, как и их предки – динозавры – были холоднокровными, Инлену начала мёрзнуть. Просто температура воздуха снизилась до такой, которая была для иилане уже некомфортной. Она попросила у Керрика плащ – тоже специально выведенное живое существо, которое, будучи накормленным, могло поддерживать определённую температуру тела. Только вот, так как плащей у тех тану, что спасали Керрика, не было, Инлену была обречена на смерть. О чём это нам говорит? О том, что такая цивилизация не в состоянии выживать вне своих собственных условий жизни. Без плащей, без сложной инфраструктуры, иилане просто обречены на смерть. Но главное тут не это. Как известно, действие «Эдемской серии» Гаррисона разворачивается во время наступающего Ледникового периода. Соответственно, без огня, без каких бы то ни было систем обогрева – иилане не имели и шанса на выживание…
И это я сознательно не говорил о полётах – хотя бы в атмосфере. Иилане вообще не думали о таких вещах. Да, у них были следящие устройства, которые они могли вешать на птиц и иную летающую живность – но они даже не думали, что перелететь куда-то будет значительно быстрее, чем добираться на урукето, например. Или на наземном транспорте – например, на уруктопе. Дело в том, что иилане были очень консервативной цивилизацией. У них не было никакого развития – всё, что можно было сделать при помощи биологии – они сделали. Но, увы, при помощи биологии нельзя сделать всего, например, аналог радио – невозможен. А ведь радио бы им пригодилось, например, когда Вейнте устроила свою охоту на тану. Хотя, по-хорошему, им нужно было не только радио, но и многое остальное. Но, как я уже говорил, это ограничения биологической цивилизации… Что же касается космоса – то для цивилизаций такого рода, дорога туда, как правило, закрыта. При этом, конечно, я могу предположить, что иилане космос не нужен – так как их просто уже ничего не интересовало. Они прошли свой «золотой век» и теперь медленно доживают свой век. И когда начался Ледниковый период, вместо того чтобы как-то стараться приспособиться к изменениям окружающей среды, они решили мигрировать в Гендаси – Северную Америку, где пока что было тепло…
Тем не менее, можно в фантастике найти и такие примеры, когда люди вообще перестали следить за окружающей средой. Например, можно вспомнить Корускант, что был описан в книгах Расширенной Вселенной «Звёздных Войн». Планета-город, планета, на которой не осталось зелени, воды и многого другого. Планета оказалась полностью зависящей от завоза воды и продовольствия. Можно понять, что это – далеко не самый лучший вид цивилизации…
Кстати говоря, на взорванном Алдераане как раз следили за экологией. Например, их города не касались почвы, они берегли природу. А ещё они разогнали свою армию. Думали, что пацифизм им поможет. Как мне кажется, все знают, во что это вылилось для планеты?
Но если говорить о таком варианте, что «жить так, чтобы не причинять вреда природе вообще» – насколько сие реально? Скажу сразу – так не получится. Просто потому, что даже если просто зайти в лес – ты уже будешь мять траву. Раздавишь букашку какую-нибудь, и так далее. Я не циник, и на самом деле хотел бы, чтобы природа сохранялась и дальше – но я отдаю себе отчёт в том, что техногенная цивилизация так или иначе, но на природу влиять будет. И, как говорится, давайте разбираться более подробно…
Для начала – вот, есть, например, «противники городов». Мол, давайте все на лоно природы, жить в «эко-городках». Очень хорошо, но сразу возникает нюанс. Посмотрите, что на Вас надето? Я вот, пока думал над этим материалом, одет был в удобные брюки «тактического типа», ботинки летние с высоким берцем и футболку чёрную, хлопчатобумажную. Что это значит? Значит это, что моя одежда была изготовлена фабричным методом. То есть, для её производства были задействованы определённые мощности. Например, брюки пошиты из специальной «смесовой» ткани «рип-стоп», наполовину хлопок, наполовину синтетика. Ткань приятная, стойкая и «дышащая», что при моей работе очень удобно. Но! Это – фабричная работа. То есть – нужно производство одежды, так называемая текстильная промышленность. Это уже – производство. В домах у всех людей будет хотя бы минимальный набор мебели – хотя бы, чтобы было на чём сидеть и спать. Это тоже определённая промышленность. А ведь можно поговорить про средства связи, про домашнюю технику и всё такое прочее. Это снова промышленность. Неважно, кто там работает, или что – «вкалывают роботы, а не человек» – но сами мощности этого производства, площади, энергопотребление – всё это говорит о том, что жить в небольших «эко-городках» не получится. Как и обходиться без транспорта…
И ведь я прекрасно могу поговорить и о том, что будущее не за электромобилями – так как на самом деле они вовсе не являются экологически чистыми. Можно поговорить о производстве литиевых аккумуляторов, которое само по себе очень и очень «грязное» в экологическом смысле этого слова. Можно поговорить об утилизации всего этого дела – и снова оказывается, что об экологичности речи не идёт. Так что… жить в гармонии с природой можно было – пещерным людям. Они совершенно точно не вредили природе. Хотя… приготовление пищи на костре – уже могло привести к лесному пожару, не так ли?
При этом, я согласен, что природу беречь надо. Надо охранять её, надо делать производство менее «грязным» очищать выхлопы и стоки и так далее. Надо разбираться – насколько это вообще реально – перейти на энергию термоядерного синтеза, и всё такое. Надо работать над созданием сверхпроводников, которые позволят создавать новые аккумуляторы, более экологичные и безвредные. И вот это – на самом деле борьба за экологию. Это – а не «зелёная энергетика» и тому подобные вещи…
Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. И если Вы любите фантастику так же, как люблю её я - подпишитесь на канал "Переплёт", автор которого о фантастике знает если и не всё, то почти всё - точно!