Именно этими моторами мощностью от 1600 до 1875 сил оснащались самые востребованные модели — самосвалы грузоподъёмностью 130 тонн.
Теперь ситуация изменились: из-за санкций белорусский производитель сверхтяжёлого комтранса не может закупать иностранные двигатели. И в Жодино начали спешно искать замену импортным агрегатам.
И нашли! В качестве альтернативы белорусам подвернулся российский ЯМЗ отдачей 730 сил. Скажете, неравноценная замена? Всё так! Однако инженеры нашли весьма элегантный способ компенсировать двукратную нехватку мощности.
Как известно, все большие «карьерники» имеют электромеханическую трансмиссию. При такой схеме дизель лишь вращает генератор, а тот, в свою очередь, питает мотор-колёса.
При такой схеме можно запитать мотор-колёса сразу от двух источников энергии: генератора и аккумулятора. Что, собственно, БелАЗ и реализовал, внедрив батарею ёмкостью 730 киловатт-часов.
Таким образом, выезжая из карьера, самосвал тратит накопленную аккумулятором электроэнергию. А при спуске включается система рекуперации, когда мотор-колёса работают генераторами, заряжая батарею.
Очевидно, что возросшая масса грузовика не сильно волнует эксплуатантов. А немалую стоимость аккумуляторного блока наверняка компенсировала невысокая цена ярославского мотора.
В любом случае, первый 130-тонник готов, чтобы пройти испытания на разрезах Кемерово. По предварительным прикидкам, новинка будет заметно экономичнее традиционных аналогов, а, кроме того, позволит экономить на техническом обслуживании.
При спуске водителю вообще не нужно использовать штатные тормоза, что позволяет сберечь детали тормозной и гидравлической систем. В общем, пока авторам гибрида видятся сплошные плюсы.
Сейчас БелАЗ работает над аналогичными машинами других классов — грузоподъёмностью 90 и 220 тонн. Все они получат электрическую начинку, собранную исключительно из российских и белорусских компонентов.
#АвтоПлюс #AutoPlusTV #БелАЗ