Найти тему
КОРАБЕЛ.РУ

Речные грузоперевозки: восстанавливать как будем?

На долю речного флота приходится 2% от общего числа перевозок. Европа перевозит по ВВП 15-16% грузов. И хотя, вероятно, на длительно время в сторону не Европы нам не придется смотреть, но и своими внутренними водными путями всё-таки стоит и дальше заниматься.

Спуск на воду 7 сухогруза по заказу ГТЛК проекта RSD59 / Фото: "Красное Сормово"
Спуск на воду 7 сухогруза по заказу ГТЛК проекта RSD59 / Фото: "Красное Сормово"

Как отмечает руководитель кафедры водного транспорта в Омске (а также некогда глава Иртышского пароходства, Омского ССЗ) Иван Яновский, речной флот в России устарел, его пора обновлять. И хотя этим занимаются, и строят сейчас и дноуглубительные суда, и те же RSD 59, по мнению человека, посвятившего целую жизнь речному флоту, с 1990-х годов речные суда практически не строятся.

Иван Яновский, заведующий кафедрой экономики и управления транспорта Омского института водного транспорта, к.т.н., профессор, академик РАЕН  / Фото: из архива Яновского И.И.
Иван Яновский, заведующий кафедрой экономики и управления транспорта Омского института водного транспорта, к.т.н., профессор, академик РАЕН / Фото: из архива Яновского И.И.
"Вы спросите: как быть? Считаю, поможет система, которая называется лизинг. Государство дает деньги для строительства судов, а судовладельцы сначала берут их в аренду, а потом выкупают, делая собственностью", – Иван Яновский.

В Омской области работают заводы, собирают зерновые. Сегодня есть предложения – отправлять зерно через Сабетту на Восток. Есть возможность не возить уголь на автомобилях на расстояния до 800 км, а использовать для этого суда.

"Чтобы привезти в Усть-Ишим 4,5 тысячи тонн угля, достаточно одного судна и пары барж, а самосвалов потребуется 200! И стоить автоперевозки будут в 3-4 раза дороже", – Иван Яновский.
Б-1213 / Фото: Водный транспорт
Б-1213 / Фото: Водный транспорт

Конечно же, наш спикер, близкий душой именно к Омску, в первую очередь рассуждал о своем регионе, но и во многих других местах, в глубинке России, ситуация схожая. Недавно в СМИ появилась новость, что в Уфе, наконец-то, решили возрождать речное пароходство, которое со времен перестройки ещё планомерно умирало. В Татарстане около полугода назад, всерьез заговорили о нехватке речного транспорта. Строят Багаевский гидроузел. Ну, и, в целом, на месте Россия всё-таки не стоит по части речного флота, хотя статистика, конечно, штука упрямая.

 Со стапелей Тобольского судостроительного судоремонтного завода 7 июля спустили несамоходную баржу-площадку "Яр-Сале" проекта SDB 11018 / Фото: Информационный центр правительства Тюменской области
Со стапелей Тобольского судостроительного судоремонтного завода 7 июля спустили несамоходную баржу-площадку "Яр-Сале" проекта SDB 11018 / Фото: Информационный центр правительства Тюменской области

Исследования ГТЛК в 2021 г. показали, что сроки эксплуатации у 45-50% речных транспортных судов критически превышены. Их средний возраст составляет 37 лет. Пассажирских судов – 38 лет, круизных судов – 49 лет.

#ВВП #внутренние водные пути #корабел #водный транспорт #грузоперевозки по рекам