Эпиграф из Визбора:
1) Тиберда, Тиберда, я хотел бы всегда…;
2) А он чуть-чуть не долетел, совсем немного не дотянул он до посадочных огней…
Конечно же, все укро-ориентированные каналы почти взорвались этой новостью! Ну как же – у ВКС РФ якобы не хватает пилотов, в бой уже идут пилоты старше 60-ти лет! Между прочим, кто хоть когда-то имел отношение к ВВС, да что там, кто хоть раз летал на дельтаплане, тот поймёт не только, почему наши старики-пилоты завербовались на войну, но и почему укро-пилоты всё равно вылетают, хотя у них-то вероятность быть сбитым - 80%. Им просто очень хочется летать! Пилот без полёта – это полчиловика…Да и вообще, полёт для лучших из них – просто способ жить, и, кстати – лучший способ умереть.
Герой России (посмертно) генерал-майор в запасе Канамат Хусеевич Боташев
Погиб 22 мая в окрестностях станицы Попасной (Луганская Республика), пилотируя штурмовик СУ-25, выполнив все поставленные боевые задачи. Всего, находясь в строю с 18 апреля 2022, совершил 35 боевых вылетов, уничтожив более 160-ти наземных целей (в том числе бронетехнику и «живую силу» противника). А 20 мая 2020-го ему исполнилось 63 года…
Отступление про потери штурмовиков в ВОВ и далее
Я родом из Самары, который бывший Куйбышев, и именно здесь у нас клепали в ВОВ штурмовик ИЛ-2 десятками тысяч. Не буду говорить, почему их требовалось так много. Сообщу только, что за 20 боевых вылетов на шурмовку пилоту ИЛ -2 уже давали Орден, за 40 – Красного Знамени. Просто – очень мало кто возвращался даже с первого боевого…
СУ-25 – отличная машина, но, если честно, как и основной штурмовик САСШ, не предназначен работать в условиях хоть какой-то ПВО.
В Афгане (а реально Су-25 поступил на вооружение в 1981-м) мы потеряли всего 36 машин. Казалось бы, по сравнению с 400+ вертолётами – не так уж много? Но вообще-то – это целый полк…Возьму из Вики список всех потерь:
1. 14 декабря 1981 – капитан М. Дьяков, столкновение с горой на выходе из атаки. Пилот погиб.[14][15]:172
2. 14 апреля 1983 – имя неизвестно, разбился на взлёте из-за ошибки лётчика. Пилот катапультировался.[15]:173 По другим данным (предположительно речь идёт об этой же потере) авария произошла осенью, пилот – капитан А. Шатилов.[14]
3. 16 января 1984 – подполковник П. Рубан, сбит ПЗРК в районе Ургун. Пилот погиб при катапультировании (или умер на борту спасательного вертолёта).[14][15]:175
4. 20 сентября 1984 – старший лейтенант А. Коляко, разбился на посадке во время перегона в Баграм, списан. Пилот выжил.[14]
5. 10 декабря 1984 – старший лейтенант (лейтенант?) В. Заздравнов, сбит в районе Панджшерского ущелья. Пилот погиб.[14][15]:175
6. 22 июля 1985 – старший лейтенант С. Шумихин, сбит ДШК в Панджшерском ущелье. Пилот погиб.[14][15]:177
7. 6 апреля 1986 – полковник А. Руцкой, сбит ракетой ПЗРК и зенитным огнём в районе Хоста. Пилот катапультировался.[14][15]:177
8. 23 августа 1986 – капитан А. Смирнов, сбит ПЗРК в районе иранской границы. Пилот катапультировался.[15]:177
9. 2 ноября (октября?) 1986 – старший лейтенант А. Баранов, сбит во время ночного вылета (также возможно столкновение с горой в тёмное время суток). Пилот погиб.[15]:177
10. 18 ноября 1986 – подполковник Н. Плосконос, сбит ПЗРК. Пилот катапультировался.[15]:178
11. 20 ноября 1986 – лейтенант И. Алёшин, сбит ПЗРК в районе Саланга. Пилот погиб.[14][15]:178
12. 3 декабря 1986 – подполковник Алексей Фабрый, сбит ПЗРК в районе Райан. Пилот катапультировался.[14][15]:178,180
13. 3 декабря 1986 – майор Н. Шулимов, сбит ПЗРК в районе Райан. Пилот катапультировался.[14][15]:180
14. 21 января 1987 – старший лейтенант Константин Павлюков, сбит ПЗРК на взлёте с аэродрома Баграм. Пилот погиб на земле после катапультирования.[14][15]:180
15. 28 января 1987 – капитан (майор?) Э. Рябов, сбит ПЗРК в районе Хоста. Пилот катапультировался.[14][15]:180
16. 5 февраля 1987 – капитан М. Бурак, сбит зенитным огнём во время ночного вылета в районе Кандагара. Пилот погиб.[14][15]:180
17. 2 апреля 1987 – капитан А. Гарбузов, сбит ПЗРК. Пилот катапультировался.[15]:181
18. 1 июня 1987 – старший лейтенант А. Хойков (капитан Коинов?), сбит ПЗРК в районе аэродрома Кандагар. Пилот катапультировался.[14][15]:181
19. 20 июня (августа?) 1987 – старший лейтенант В. Палтусов, сбит ДШК на взлёте; по другой версии, разбился при возвращении с задания. Пилот погиб.[14][15]:185
20. 13 сентября 1987 – старший лейтенант В. Земляков, сбит в районе Бараки зенитным огнём или ПЗРК. Пилот погиб.[14][15]:185
21. 26 декабря 1987 – майор (капитан?) А. Плюснин, сбит ПЗРК во время ночного разведывательного вылета. Пилот погиб.[14][15]:185
22. 17 марта 1988 – старший лейтенант (лейтенант?) А. Кудрявцев, сбит ПЗРК во время боевого вылета[15]:187; по другим данным, потерян во время учебных стрельб при пуске неуправляемой ракеты над аэродромом Баграм[14]. Пилот катапультировался.
23. 7 -23 июня 1988 – потеряны 9 бортов при обстрелах аэродромов Кабул и Кандагар
24. 4 августа 1988 – полковник А. Руцкой, сбит истребителем F-16 ВВС Пакистана. Пилот катапультировался.[15]:197
25. 27 октября 1988 – майор В. Тюрин, машина сильно повреждена при посадке и на следующий день уничтожена во время ракетного обстрела аэродрома.[14]
26. 7 января 1989 – старший лейтенант Е. Гордиенко, сбит ПЗРК "Стингер" над ущельем Джанез. Пилот погиб.[14
Тиберда, Тиберда, я хотел бы всегда…
Да – это Домбай! Боташев был уроженцем села Нижняя Тиберда. Нам тогда казалось, что там жить – это счастье. Как молоды мы были, какими дураками слыли…Имярек сначала хотел стать моряком и даже один год отучился в Астраханской мореходке, но позже небо позвало его – он отучился в Ейском (между прочим – знаменитом и одном из самых первых в России) ВВАУЛ! Потом служил на Дальнем Востоке, где и стал командиром полка СУ-25 – это бронированные штурмовики. Настоящему пилоту (а командирами полков становились тогда только лучшие пилоты)ведь всегда хочется большего! Уволен из ВВС в звании генерал-майора после инцидента с потерей СУ-27 в Карелии. Потом был в ДОСААФ Ленобласти, но понятно, что летал только на спортивных бортах.
Бялорус полковник Николаев
Тоже погиб чуть раньше, пилотируя СУ-25, ему тоже было 63 года.
Заключение
Никто нас, стариков, на войну не тянет, но, у кого есть такая возможность – завидую. Погибнуть в бою – мечта любого престарелого воина.