.
И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить! (Откр.8:13)
.
Если сравнивать свидетельство о «летящем Ангеле», в котором не упоминаются ни глобальные природные катаклизмы, ни иные сокрушительные вселенские бедствия, с потрясающими весь мир небесными трубами, — последнее видение главы 8 не выглядит столь же значимым.
Однако, как и небесное безмолвие из Откр.8:1, которое прозвучало громче множества слов, полет Ангела не является некой «смысловой паузой», на время которой все происходящее приостанавливается исключительно ради донесения до «живущих на земле» информации о том, что «дальше будет хуже».
Наоборот, весть летящего Ангела имеет беспрецедентную важность, так как она выступает определенной «логической ступенью», отделяющей первые четыре трубы от трех оставшихся подобно тому, как первые четыре печати Небесной книги были отделены от последующих переменой образности, — и при этом возносит события трех последних труб на максимально значимый смысловой уровень.
Кроме того, в троекратном повторении слова «горе» открывается пророческая связь между событиями пятой, шестой и седьмой труб Откровения и книгой Иезекииля, где особая миссия, возложенная на ветхозаветного пророка через вручение ему «небесного книжного свитка», предвозвещала вселенское свидетельство, которое будет вверено в новозаветные времена всей Церкви Христовой, сравн.:
И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: "так говорит Господь Бог!"… А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их, если они волчцами и тернами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов; не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они мятежный дом… И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: "плач, и стон, и горе" (Иез.2:3-10)
.
При этом смена слов «плач, стон и горе», начертанных на небесном свитке времен Ветхого Завета, на троекратное «горе, горе, горе», грядущее в мир с тремя последними трубами, вовсе не случайна, так как в результате небесная весть новозаветных времен обретает смысл законченного определения и представляет свидетельство Ангела Откровения непоколебимым, утвержденным и неизменным (сравн. – Быт.41:32, 3 Цар.18:34, Деян.10:16 и т.д.).
Что касается сути прорисованного в Откр.8:13 события, — поскольку большинство толкователей воспринимают все семь труб как указания на буквальные или образные события, которые еще не совершились (т.е. относят все небесные трубы «в будущее»), та смысловая пауза, которая связана со свидетельством летящего по небу Ангела, не рассматривается в таких толкованиях как нечто знаменательное.
Более того, среди предположений о том, как в некие грядущие времена будет выглядеть небесная весть Ангела Откровения, преобладает буквальный или псевдо-буквальный вариант разумения, согласно которому по небосводу над всеми континентами действительно будет летать видимый с земной поверхности Ангел, и на всех языках (а как иначе?) громогласно выкрикивать слова «горе, горе, горе», которые должны услышать все без исключения «живущие на земле».
(Конечно, при таком сценарии Ангел не сможет предстать перед всеми обитателями земли летящим «посреди неба», и для многих покажется только «на горизонте»... если вообще покажется, т.к. с учетом «шага» пролетов, который позволил бы наблюдать Ангела со всех точек земной поверхности, а также диаметра Земли, расстояние и время подобного полета выливаются в умопомрачительные цифры.
Отчасти эту проблему можно решить, если вывести Ангела на околоземную орбиту, — но тогда, чтобы быть замеченным, Ангел должен иметь соответствующий размер, и иметь при себе специальное устройство, способное передать звук голоса из безвоздушного пространства в плотные слои атмосферы, откуда звуковые волны смогут достичь поверхности)
Так или иначе, если подобное событие относить в будущее, — и проблемы буквальных толкований также придется разрешать в будущем (при условии, что для этого появится повод).
Но если держаться разумения, что первые четыре трубы прорисовывают духовные потрясения мироздания, соответствующие началу новозаветных времен (см. предыдущие публикации), можно заметить, что греческое слово μεσοсυρανημα (т.е. «середина неба») в образном смысле обозначает «наивысшую точку» или «кульминацию», так что указанную в Откр.8:13 характеристику можно воспринимать не только как определение «траектории полета», но и в значении «у всех на глазах».
А с учетом того, что в самом простом и очевидном смысле «посреди неба» в течение дня проходит солнце, — тот факт, что Ангел летит «посреди неба» и обращается к жителям земли «громким голосом», свидетельствует о том, что весть «горе, горе, горе» достигает каждого, и что ее невозможно не услышать.
Кроме того, весьма знаменательно, что в отличие от словесного определения, имеющего форму «народы и колена, языки и племена», именование «живущие на земле» имеет в свидетельствах Откровения негативный смысл и обозначает не все человечество, но исключительно неверующих и беззаконников (сравн. – Откр.6:10, Откр.8:13, Откр.13:8, Откр.17:8 и т.д.).
Но самое существенное иносказательное свидетельство последних стихов главы 8 заключается в том, что в греческом тексте в Откр.8:13 «посреди неба» летит ἀετός, а не άγγελος, т.е. «орел», а не «ангел», — а образ «летящего орла» прямо связан с четвертым небесным животным (Откр.4:7) и с четвертой печатью Небесной книги, после снятия которой тайнозритель увидел идущих по земле «коня бледного» и всадника по имени «смерть», за которыми следуют не только различные земные бедствия, но и сам ад (Откр.6:7).
А поскольку, как уже обсуждалось ранее, первые четыре трубы также возвещали не что иное, как «горестные» последствия падения на землю «пылающей огнем горы» и «звезды полынь», то есть низвержение с неба врага рода человеческого, — небесная весть «горе, горе, горе живущим на земле», которая звучит сразу же после четырех труб, прямо продолжает эти образы и предваряет свидетельства главы 12, где об этих же событиях сказано буквально следующее:
Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени (Откр.12:12)
.
Более того, в главе 12 новозаветная Церковь прорисована в образе «жены, облеченной в солнце», которой даны «крылья великого орла» (Откр.12:14), что кроме всего прочего свидетельствует об обретении ею способности «лететь посреди неба», откуда она может возвещать «живущим на земле» все то, что написано в раскрытой книжке, вверенной ап. Иоанну сильным и славным «солнечным» Ангелом (Откр.10:8-11), — так что рассмотрение образов «летящего орла Откровения» продолжится в комментариях к соответствующим стихам и главам.
И, тем не менее, уже на этом этапе рассуждений необходимо допускать вариант, что в небесной вести Ангела-Орла обозначено не некое буквальное и при этом необъяснимое событие отдаленного будущего, но вселенское евангельское свидетельство, исходящее из уст Церкви Христовой на протяжении всех новозаветных времен.
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Пятая труба Апокалипсиса: падшая звезда и дым из кладезя бездны (Откр.9:1-2)
Предыдущая статья: Четвертая труба Апокалипсиса: поражение небесных светил и помрачение света (Откр.8:12)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #И видел я одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить, Откр.8:13