Найти тему

Ангел с раскрытой книжкой встает на земле и на море (Откр.10:1-2)

Оглавление

.

Поскольку пророческие видения под шестью трубами и в смысловом, и в эмоциональном аспекте открывались и развивались по нарастающей, а в последних стихах главы 9 была обозначена близкая развязка, — в самом начале главы 10 должна была прозвучать последняя седьмая труба, в результате чего череда событий, связанных с семью небесными трубами, должна была прийти к какому-то логическому завершению.

.

.

Однако первые же стихи 10 главы дают понять, что такая развязка пока откладывается. Более того, в начале главы 10 небесные трубы вообще не упоминаются, а тайнозритель становится свидетелем того, как с неба сходит «другой Ангел», величественный облик которого подчеркивает высочайший духовный уровень вверенной ему миссии и указывает на самое возвышенное новозаветное священнодействие.

.

И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю (Откр.10:1-2)

.

В соответствии со смыслами обсуждавшихся в предыдущих публикациях библейских устойчивых образов, то обстоятельство, что «сильный Ангел» сходит с неба в облаке, свидетельствует об облачении этого Ангела в Божественную славу (сравн. – Исх.16:10, Исх.19:9, Исх.40:34-35, Иов.26:9, Иов.37:15, Дан.7:13, Мф.17:5, Деян.1:9, Откр.14:14 и т.д.), — а радуга, которая пребывает «над головою» величественного и славного Ангела, с учетом контекста представляется сходящей с неба «проекцией» небесной изумрудной радуги, символизирующей вечный Завет Жизни, утвержденный от Престола Творца и Вседержителя (сравн. – Быт.9:12–17, Откр.4:3).

При этом лице «Ангела сильного» выглядит «как солнце», что свидетельствует о прямой причастности этого Ангела к Божественному свету и Божественному Откровению и еще раз подчеркивает масштаб и значимость вверенной ему новозаветной миссии (сравн. – Исх.34:29-30, Мф.17:1-2 и т.д.).

(Поскольку символы величия и славы, сопровождающие сходящего с неба «сильного Ангела», подобны и близки к божественным, некоторые богословы предлагают воспринимать этот образ как указание на Самого Господа и Спасителя. Однако с подобным мнением сложно согласиться, так как при утверждении Нового Завета все, что касается Личности Сына Божьего, было лишено «ветхозаветной завесы» и обрело прямые и явные именования и очертания.

Другими словами, в новозаветных свидетельствах Господь и Спаситель всегда представляет Сам Себя, и не облекается в отвлеченные, т.е. не принадлежащие Лично Ему, имена и образы.

Кроме того, характеристика «сильный» много значит для Ангела, но явно недостаточна для обозначения Господа и Бога, так как она не бесподобна и упоминается в Откр.5:2 и в Откр.18:21 в таких контекстах, что истолковать подобные свидетельства как прикровенные указания на Самого Спасителя попросту невозможно)

Что касается ног «Ангела сильного», которые уподобляются «огненным столпам», — такое подобие прямо связано с образно-иносказательными смыслами двух огромных медных столбов, обрамлявших вход в храмовый притвор рукотворной скинии времен царя Соломона.

(В этом смысле весьма знаменательно, что сильный и славный Ангел при схождении с неба ставит правую ногу «на море», а левую «на землю», — а в рукотворном иерусалимском храме справа от выхода из святилища находилось медное море, а слева от выхода медный жертвенник, устроенный в том числе и «из земли», Исх.20:24. Так что «Ангел сильный» в образном смысле опирается на две знаменательные храмовые святыни и занимает положение «живого притвора» Небесного храма, — а сам нерукотворный храм предстает источником Божественного Откровения Нового Завета, которое достигает земли и вверяется не только ап. Иоанну, но и всей Новозаветной Церкви)

А поскольку в отличие от ветхозаветных прообразов, прорисованных в устройстве и уставах рукотворной скинии, в небесных видениях Откровения открываются не «образы и тени» духовной реальности, но «самый образ вещей» (сравн. – Евр.10:1), — есть все основания утверждать, что величественный Ангел, вставший «на море» и «на земле», представляет притвор Небесного храма не просто «приблизившимся» (Мф.4:17), но практически буквально «сошедшим с неба» и «вставшим над миром» в качестве блистающих врат непоколебимого Небесного Иерусалима.

Более того, если бы «живущие на земле» были способны узреть явление славного Ангела воочию, это событие выглядело бы для них как «схождение» с неба «огненных столпов», сопровождавших народ Божий при сорокалетнем переходе Синайской пустыни (Исх.14:24-25, Неем.9:12 и т.д.) и представляющих вход в Царствие Небесное тем духовным ориентиром, посредством которого Сам Господь ведет Свой народ через пророческую пустыню ветхого мира (сравн. – «…исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие», Мк.1:15), — а облако Божественной славы, в которое облечен сходящий с неба «солнечный» Ангел, предстало бы «облаком Новозаветного Исхода», призванным осенять духовные пути, ведущие ко спасению (сравн. – «…и облако Твое стоит над ними, и Ты идешь пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном», Чис.14:14).

Кроме того, на то, что в свидетельствах главы 10 прорисованы не некие отвлеченные образы и локальные события, но вселенская духовная реальность новозаветных времен, указывает и «раскрытая небесная книжка», которая пребывает в руке у облеченного в Божественную славу величественного Ангела. Ведь образ «раскрытой книжки» прямо продолжает линию смыслов, обозначенную в Откр.5 и Откр.6, где Чудесный Агнец взял из десницы Сидящего на престоле «запечатанную» от всех обитателей вселенной Небесную книгу, а затем снял с нее печати, то есть «раскрыл» ее содержимое для всех членов Своей Возлюбленной Церкви.

Другими словами, как сходящий с неба «сильный Ангел» во многом подобен Самому Господу, — так и раскрытая книжка, которая находится в руке у этого Ангела, есть «земная проекция» раскрытой Спасителем великой Небесной книги. Причем именно через принесенную на землю «небесную раскрытую книжку» человечеству возвещаются те смыслы и истины (т.е. Евангелие, Совершенный Закон, Небесное Откровение и т.д.), полнота которых сосредоточена в Небесной Книге Судеб, вверенной Божественному Агнцу при Вознесении Его к Сидящему на престоле.

(Очевидно, что та «книжка», которая находится в руке у Ангела-посланника, уступает Небесной книге не только в размере, но и в полноте, и в духовной значимости.

Однако и вверяется эта «раскрытая книжка» не Единородному Сыну Божиему, как это произошло на Небе, а «богам по благодати», сравн. Пс.81:6, Ин.10:35 и т.д., — то есть обычным людям, пришедшим к покаянию и вставшим на путь спасения.

При этом как Господь-Агнец, принявший и раскрывший вверенную Ему Великую Небесную книгу, соделался Совершителем Божественного Замысла в масштабах всей вселенной, — так и члены Церкви Христовой, принимающие из руки славного Ангела «малую раскрытую книжку», становятся совершителями Благовестия во всех народах земли)

Таким образом, в начале главы 10 через Ангела Завета (сравн. – «...внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете...», Мал.3:1), сошедшего с неба и вставшего «на море» и «на земле» в качестве облеченного Божественной славой посланника и величественного стража Небесных врат, смыслы и истины Благовестия достигают видимого мира, чтобы быть вверенными Церкви Христовой для свидетельства всем народам «даже до края земли».

И хотя ни один человек, не исключая и самого ап. Иоанна, не способен вместить всесторонней полноты Божественного Откровения, то есть всю без исключения «великую книгу», взятую Божественным Агнцем из десницы Сидящего на престоле, — вверенная Церкви небесная «раскрытая книжка» вмещает все необходимое для свидетельства миру о Господе и Спасителе и для исполнения в «народах и племенах и язы́ках» вселенской пророческой миссии Нового Завета.

.

...............................................................................................................................................

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Когда откроется тайна семи громов книги Откровение? (Откр.10:3-4)

Предыдущая статья: Шестая труба Апокалипсиса: «Изо рта их выходил огонь, дым и сера...» (Откр.9:17-21)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #видел я Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, Откр.10:1 #в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, Откр.10:2