.
И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы (Откр.4:4)
.
В самой непосредственной близости от Небесного Престола (буквально «вокруг») тайнозритель видит облеченных в белые одежды старцев, число которых связано единым смыслом и с двадцатью четырьмя священническими жребиями сынов Аарона (1 Пар.24:1-19), — и с двадцатью четырьмя жребиями священников-левитов, служивших в ветхозаветные времена при рукотворном храме в качестве певцов, играющих на «кимвалах, псалтирях и цитрах» (1 Пар.25:1-31).
Более того, нет сомнений, что двадцать четыре престола, на которых восседают «небесные старцы», есть те самые престолы суда, о поставлении которых над всей землей (св. НЗ) многократно и разнообразно свидетельствуют многие книги Св. Писания (Пс.121:3-5, Дан.7:9 и т.д.). А поскольку «своих» престолов нет даже у Ангелов, — старцы на небесных престолах уподобляются в этом только Вседержителю и Агнцу, что свидетельствует о невообразимом духовном величии и о вселенском судейском статусе тех живых столпов христианской веры, на которых утверждается Небесный храм Вселенской Новозаветной Церкви (св. НЗ, сравн. – «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов…», 1 Кор.6:3; «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон…», Откр.3:12).
Отдельно следует отметить, что текст книги Откровение не дает никаких оснований для различения сидящих на престолах старцев «персонально». Скорее наоборот, восседающие на «малых престолах» представляются тайнозрителю как бы единым целым, т.е. равными и между собой, — и перед Сидящим на Престоле. Поэтому несмотря на то, что среди двадцати четырех небесных престолов должны находиться в первую очередь двенадцать престолов апостольских (Мф.19:28, Лк.22:28-30), — вероятнее всего, число «24» является числом символическим, обозначающим определенную богослужебную полноту.
Другими словами, для разумения свидетельств книги Откровения не требуется разрешать вопрос о «личной» принадлежности «оставшихся» 12 престолов кому-то из патриархов, или пророков, и/или праведников времен Ветхого Завета, или кому-то из подвижников веры новозаветных времен. Тем более с учетом того, что число чтимых христианами людей из разных времен и от разных народов, достойных столь высокого положения и служения, многократно превышает то конкретное небольшое число, которым они обозначены в книге Откровение (сравн. – «И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени», Откр.5:9).
В этом смысле вполне достаточно понимания, что двадцать четыре старца являются и представителями, и судьями всего рода человеческого, которые в полном соответствии с предначертательными образами, прорисованными в храмовом служении Ветхого Завета, и самими собой, и всеми своими «духовными потомками» представляют новозаветную священническую череду служителей Небесного храма.
(Как уже отмечалось в предыдущих публикациях, об исполнении в «небесных старцах» ветхозаветных образов высшего священства по чину Аарона свидетельствует не только их предстояние прямо перед престолом, и не только их одежды, но и чаши с фимиамом, которые они собственноручно возносят к Небесному престолу.
А о том, что в их служении воплощается в новозаветном смысле образ череды священников-левитов, свидетельствует тот факт, что они поют и играют пред Господом на «небесных гуслях», сравн. – 1 Пар.25:1-31, Откр.5:8-9)
Соответственно, и упомянутые в Откр.4:4 «белые одежды» символизируют не только чистоту, непорочность и святость тех, кто в такие одежды облачен (сравн. – Откр.3:4), но и особые богослужебные облачения (св. НЗ), в которых священникам по чину Аарона дозволялось входить внутрь рукотворной скинии и предстоять пред Богом и «за себя», и за весь народ (Лев.16:3-4).
(Более того, в свидетельствах главы 4 знаменательным является даже то обстоятельство, что вокруг Вечного престола, то есть в самой непосредственной близости к Богу, наряду с Ангелами пребывают облеченные в священные одежды представители человечества, — ведь грехопадение Адама, которое произошло в самом начале времен, лишило человеческий род права и возможности пребывать в Божественном присутствии, Быт.3:8. Но поскольку ап. Иоанн после восхождения на небо видит перед Сидящим на престоле людей, облеченных в священные одежды, и увенчанных золотыми венцами, да еще и восседающих на «собственных» престолах, — очевидно, что все непреодолимые для человека последствия грехопадения, отделяющие его от Бога, к этому моменту уже разрушены, а человек во Христе не только призван, но и введен во славу, не уступающую Ангельской, св. НЗ)
Что касается «золотых венцов», которыми отмечены небесные старцы, — эта деталь их небесного облачения требует отдельного и самого подробного рассмотрения.
Большинство богословов видят в этих золотых венцах указание на особую небесную славу, которой венчаются победители в вере (по образу Откр.2:10, Откр.6:2, Откр.14:14, 2 Тим.4:7-8 и т.д.), — и верность такого разумения не вызывает никаких сомнений (св. НЗ).
Однако в качестве особого храмового символа «золотые венцы» указывают в том числе и на исполнение в реалиях Небесной скинии предначертательных образов из книги пророка Захарии, которая связана с Откровением Иоанна Богослова множеством разнообразных взаимных свидетельств. И хотя в данном случае пророческое соответствие между образами Откровения и ветхозаветными событиями не вполне очевидно, — можно заметить, что особые золотые венцы времен возвращения израильтян из плена в Вавилоне предвозвещали явление во вселенную Мужа, Который заключит Совершенный Завет и воздвигнет храм истинной Божественной Славы, сравн.:
И было слово Господне ко мне: возьми у пришедших из плена, у Хелдая, у Товии и у Иедая, и пойди в тот самый день, пойди в дом Иосии, сына Софониева, куда они пришли из Вавилона, возьми [у них] серебро и золото и сделай венцы, и возложи на голову Иисуса, сына Иоседекова, иерея великого, и скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, - имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень. Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим. А венцы те будут Хелему и Товии, Иедаю и Хену, сыну Софониеву, на память в храме Господнем (Зах.6:9-14)
.
Другими словами, «храмовые» венцы из книги Захарии были изготовлены из серебра и золота, пожертвованных людьми, вышедшими из Вавилона, — а увенчать этими драгоценными венцами следовало «великого иерея Иисуса», обозначающего в этих событиях Самого Господа и Спасителя.
Причем после того, как особые золотые венцы были возложены на голову Иисуса, «сына Иоседекова» (первосвященника вновь отстроенного иерусалимского храма), они не оставались у него «в пользовании». Эти венцы были «именными», и согласно написанным на них именам прославляли в том числе и тех людей, которые пожертвовали для этих венцов свое серебро и золото, — а связанное с золотыми венцами храмовое священнодействие ограничивалось первосвященником Иисусом, «иереем великим» (Зах.6:9-11), и соответствовало относительно короткому историческому времени, которое можно назвать «временем созидания иерусалимского храма».
Но, тем не менее, золотые венцы вышедших из Вавилона и далее оставались в рукотворном храме в качестве свидетельства о времени и способе созидания этого храма, а также как «именной храмовый знак» признания и прославления в народе Израиля вполне конкретных людей (строителей-восстановителей города Иерусалима). И, что самое главное, эти венцы символизировали ожидание прихода Величайшего Иерея, Мужа по имени Отрасль, Которому надлежало основать нерукотворный храм Господень и принять соответствующую этому храму Божественную Славу (Зах.6:13).
Соответственно, упоминание в небесных видениях книги Откровение особых «храмовых» венцов, подобных «венцам Захарии», свидетельствует о том, что во времена Нового Завета созидается Истинный Храм Славы Божьей (Еф.2:17-22), — а те, кто достоин именных небесных венцов, есть строители-созидатели Небесного града, которым дарованы вечные «храмовые» имена (а в духовной реальности где человек именуется, там и пребывает, Откр.2:17, Откр.3:12). Так что «именные» золотые венцы двадцати четырех небесных старцев следует рассматривать в том числе как продолжение и исполнение пророческих образов из книги Захарии, — и воспринимать эти венцы не только как знак их личных духовных побед, но и как символ признания и почитания в Церкви Христовой всех славных соработников Божьих, внесших самый весомый вклад в дело Новозаветного Божественного Домостроительства (сравн. – «Ибо мы соработники у Бога, [а] вы Божия нива, Божие строение», 1 Кор.3:9).
(Поскольку в свете Новозаветного Откровения видения Захарии обретают смысл свидетельства о положении и роли святых Божиих в процессе созидания Небесного храма, — за ним приоткрывается множество других очень важных и весьма поучительных смыслов, которые не связаны с текстами книги Откровение буквально, но являются неотъемлемой частью глобальной панорамы новозаветного духовного созидания.
Например, звание «небесных строителей» свидетельствует о том, что на престолах Судов Божьих восседают не «профессиональные обвинители», а великие созидатели, — так что в их очах, то есть в очах людей, которые всю свою жизнь по плоти посвятили идее и делу созидания Дома Божьего, вина бездеятельности, равнодушия, и тем более прямого вредительства выглядит намного более существенной, чем те личные ошибки, которые свойственны любому человеку, пребывающему во плоти. А поскольку новозаветный этап созидания Церкви есть время Домостроительства Духа Святого, — понятие «хулы на Духа», то есть особой вины, которая, как сказано, «не простится человекам», Мф.12:31, распространяется в том числе и на деструктивные действия, связанные с «осквернением и разрушением храма» Новозаветной Церкви, что по образу законов и установлений Ветхого Завета обрекает человека на духовную смерть, сравн. «…кто разрушает ограду, того ужалит змей», Еккл.10:8.
А это означает, что любые «невинные» в очах многих псевдохристианских религиозных деятелей расколы и ереси имеют духовный статус деяния, которое «не простится человекам» даже в том случае, если исходящие от них слова и действия в отношении Церкви есть «обычное» злословие, клевета и лжесвидетельство, сравн. – Откр.11:5)
Более того, из всего вышесказанного можно сделать еще один вывод, имеющий самое непосредственное отношение не только к образам из четвертой главы, но и ко всем прочим свидетельствам книги Откровение.
Как уже отмечалось ранее, строго буквальное восприятие священных текстов предполагает ограничительное и даже «исключающее» их понимание, при котором любые формальные различия между двумя похожими предметами не позволяют воспринимать эти предметы в едином смысле. А образный подход, напротив, предполагает собирательное понимание, в соответствии с которым при рассмотрении двух похожих предметов некоторые буквальные различия между ними не противопоставляются, а дополняют друг друга, прорисовывая более обширные и более возвышенные понятия.
И в этом смысле именно образ «двадцати четырех небесных старцев» может послужить наглядным примером, иллюстрирующим «итоговые» различия между буквальными и образными толкованиями.
Так, если оставаться в рамках буквальных смыслов, придется признать, что среди небесных старцев Откровения нет апостолов Христовых. Ведь апостолы от двенадцати, имеющие в пакибытии «собственные» престолы (Лк.22:28-30), не принадлежат по плоти ни к сынам Аарона (т.е. к «первой» череде священства, 1 Пар.24:1-19), ни к колену левитов (из которых происходили играющие на гуслях и поющие перед Господом, т.е. «вторая» череда священства, 1 Пар.25:1-31).
А поскольку апостолы от двенадцати не участвовали в созидании рукотворного храма, — им не должны принадлежать и «именные венцы строителей, вышедших из Вавилона».
И по этой же причине среди старцев на престолах не могут находиться ветхозаветные патриархи и пророки, — ведь никто из первых подвижников не «совмещает» в себе все «статусы» небесных старцев, т.е. и личную причастность к созиданию храма, и принадлежность к обеим чередам священства, и право считаться «судьей из дома Давидова», которому вверяется «собственный» престол суда.
То есть при «исключающем» буквальном толковании все обозначенные выше смыслы, связывающие свидетельства Откровения с образами и пророчествами времен Ветхого Завета, остаются вне рассмотрения и разумения.
Кроме того, одним из двенадцати высших апостолов является сам ап. Иоанн, — поэтому в том случае, если каждый из старцев олицетворяет исключительно сам себя, ап. Иоанн должен был увидеть «свой» престол пустым (т.к. он созерцает всю небесную панораму со стороны). А если посчитать, что среди 24 старцев ап. Иоанн видит в том числе и самого себя, — подобный вывод тут же переводит все видение в разряд парадоксального, и очевидно противоречит буквальному «исключающему» подходу.
Более того, все апостолы от двенадцати известны ап. Иоанну лично, и намного лучше, чем обычным людям известны их собственные родные братья. А один из двенадцати апостолов, ап. Иаков Зеведеев, убитый Иродом Агриппой I, и в самом буквальном смысле приходится ап. Иоанну родным братом.
При этом все патриархи, и все ветхозаветные пророки, и вообще все сколь-нибудь значимые исторические личности, упоминаемые в Ветхом Завете, известны ап. Иоанну как минимум по именам.
Однако в небесных видениях книги Откровение тайнозритель никого из старцев «лично» не узнаёт, из чего следует, что или среди них нет известных ап. Иоанну людей; или они преобразились буквально до неузнаваемости; или ап. Иоанн не может их узнать по совершенно необъяснимым причинам. А подобная ситуация с учетом «узнаваемости» Самого Спасителя после Воскресения (Мк.16:9-14, Лк.24:36-40, Ин.20:19-21) и Моисея с Илией в чуде Преображения (Мф.17:1-3) требует какого-то особенного «эксклюзивного» объяснения, которое сложно даже сформулировать (не говоря уже о том, чтобы чем-то такое объяснение обосновать).
Так что все возможные буквальные толкования приводят к весьма странным выводам, в соответствии с которыми небесные старцы — это прославленные на небе люди, которые достигли святости, соответствующей непрестанному пребыванию пред лицем Божиим, и достойны восседать на «собственных» престолах, и совмещают служение сынов Аарона и левитской череды «играющих на псалтырях и цитрах», и почитаются устроителями храма, достойными «именных» золотых венцов… И, тем не менее, все эти люди остаются неузнанными со стороны как минимум равного им по чести ап. Иоанна, — а в итоге сокрыты и от всей без исключения Церкви Христовой.
И это еще не говоря про то, что «ограничительное» восприятие образа небесных старцев предполагает исключение из их числа всех патриархов, пророков и святых, кто «не уместился» в число «24», — или ничем не объяснимую версию, согласно которой это некие совершенно уникальные представители рода человеческого, не имеющие отношения ни к ветхозаветному Израилю, ни к Новозаветной Церкви (раз называть их по именам не имело смысла, — значит, их имена никому ни о чем не говорят).
(Другими словами, одним из самых весомых и при этом простых и очевидных аргументов в пользу образного разумения является то обстоятельство, что такой подход не требует «исключать» из буквального числа 24 кого-то из апостолов, патриархов или пророков, что, если задуматься, является для христиан абсолютно неразрешимой задачей)
Так или иначе, с учетом всего вышесказанного единственным непротиворечивым вариантом представляется образно-собирательное разумение, в соответствии с которым двадцать четыре небесных старца есть единый пророческий образ Новозаветного Небесного Собора, не предполагающий разрешения вопроса «кто каждый из них по-отдельности?» — а то обстоятельство, что никто из них не был «узнан» как личность ап. Иоанном, соответствует изначальному замыслу Источника Откровения.
А это означает, что все «отличительные признаки», и все слова и действия небесных старцев нужно воспринимать не «разделительно», и не «исключительно», — но «соединительно» и «собирательно», т.е. соборно. Причем только при таком понимании обретает полноту смысла и «внешний вид» старцев, и буквально каждый из аспектов и атрибутов их небесного служения, и даже само их число (24 как образ священства, 12+12 как образ подвижников от Ветхого и Нового Заветов и т.д.), что позволяет рассмотреть в небесных видениях 4 главы и образ «построения» небесного воинства (1 Пар.27:1-15), и свидетельство о вселенском «судейском статусе» сынов дома Давидова, и т.д., — а самих небесных старцев воспринимать как созидателей и устроителей Небесного храма, которые увенчаны на небе золотом земных славословий, но «переадресуют» эти славословия Небесному престолу и Сидящему на престоле (Откр.4:10).
Более того, все эти свидетельства не противопоставляются друг другу, а предстают единым новозаветным образом Церкви Первенцев, выступающей для живущих на земле «судьями на небесных престолах», а для причастников земной Церкви — главами духовных колен и патриархами царственного священства, пребывающими в Небесном доме Божьем и предстоящими пред Богом за всех христиан земли.
Что касается общих принципов, в соответствии с которыми созидаются смысловые панорамы книги Откровение, — именно видение «двадцати четырех небесных старцев» является одним из самых наглядных примеров образно-собирательных пророческих свидетельств, явленных ап. Иоанну на острове Патмос.
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Четыре животных у Небесного престола (Откр.4:5-8)
Предыдущая статья: Небесный престол и Сидящий на престоле (Откр.4:1-3)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #вокруг престола двадцать четыре престола, а на престолах двадцать четыре старца, Откр.4:4 #небесные старцы облечены были в белые одежды и имели на головах золотые венцы, Откр.4:4