БКЛ, МЦК, МЦД – эти аббревиатуры уже вошли в обиход москвичей, часто пользующихся общественным транспортом. Скоро к ним уверенно добавится еще одна – ТПУ, то есть транспортно-пересадочный узел, который призван удобно связать между собой разные виды транспорта. В нашем материале рассказываем подробнее, что это такое и какую пользу ТПУ приносят жителям городов.
Что такое ТПУ и какими они бывают
Транспортно-пересадочный узел, или транспортный хаб – это комфортная пересадочная зона, которая объединяет в одной точке все виды общественного транспорта. В Москве это, например, метро, железная дорога, Московское центральное кольцо (МЦК) и наземный городской транспорт. В такие крупные проекты часто привлекают инвесторов, в результате чего в подобные хабы интегрируются кафе, рестораны и даже центры госуслуг. Сейчас в столице реализуют 96 ТПУ.
У ТПУ есть несколько «уровней сложности». Самые простые – это те, в которых соединяется несколько видов наземного транспорта. Здесь самое важное – грамотная разметка дороги, которая позволит развести пассажиропотоки. Чуть сложнее, если внутри хаба встречаются метро, а также городской и пригородный транспорт. И высший пилотаж – соединить это все еще и со станцией железной дороги. Такие ТПУ обязательно оборудуются перехватывающими парковками.
Есть ТПУ капитальные и плоскостные. Первые – это огромные многоуровневые строения с крытыми пешеходными переходами, которые помогают в любую погоду сделать пересадку по принципу «сухие ноги» – не выходя на улицу. В составе таких ТПУ могут быть офисы, различные магазины и зоны отдыха. Вторые – это более скромные узлы без капитальных строений.
Главный плюс ТПУ – экономия времени в дороге при пересадке на любой вид транспорта. К тому же, они позволяют грамотно разделить пешеходный и транспортный потоки. А еще использование пересадочных хабов довольно экологично, поскольку из-за удобства они способствуют выбору общественного транспорта вместо личного – у ТПУ можно оставить машину на парковке.
Где и когда появились первые ТПУ
Первые пассажирские хабы появились в городах Европы в середине XIX века. Яркий пример – пересадочный узел «Кингс-Кросс Сент-Панкрас» в Лондоне. Он связал лондонский вокзал Кингс-Кросс с подземкой. Станцию здесь построили еще в 1863 году, она вошла в состав первой в мире линии метрополитена – Metropolitan Railway. Изначально у пассажиров появилась просто удобная пересадка с одного вида транспорта на другой, а сегодня это единый комплекс и крупнейший ТПУ Великобритании. Здесь можно совершить пересадку на одну из шести линий метрополитена.
В Москве первый подобный проект реализовали в Северо-Западном округе. Транспортный хаб «Планерная» появился в 2011 году. Его строительство началось в 2004 году. В шестиэтажном здании разместились автовокзал, перехватывающая парковка, магазины и ресторанный дворик. Пропускная способность составляет 15 тысяч пассажиров в час.
Сегодня в столице для пассажиров работает три современных пересадочных хаба:
- «Нижегородская» (первую очередь открыли в 2020 году) – ТПУ связывает одноименные станции МЦК и Некрасовской линии метро;
- «Щукинская» – в 2021 году была открыта одноименная станция МЦД-2, и благодаря новому ТПУ время пересадки с железной дороги на метро и наземный транспорт (и наоборот) сократилось в 4 раза;
- «Славянский бульвар» – в составе ТПУ в 2020 году открылась новая большая железнодорожная платформа МЦД-1 «Славянский бульвар» площадью в два футбольных поля.
Не только для пересадок: возможности ТПУ
Для ТПУ нет определенного набора объектов. Но позволить себе многофункциональность могут лишь капитальные хабы. Разумеется, огромный пассажиропоток делает их привлекательными для инвесторов. Они превращаются в общественные пространства, которые предназначены не только для пересадок, но и для организации торговли, досуга, точек питания. В ТПУ размещают коммерческие, социальные, спортивные объекты. А благодаря этому – создаются рабочие места.
Строящиеся в Москве пересадочные узлы имеют широкий функционал. В Некрасовке, например, в составе ТПУ планируют построить ледовый дворец и бассейн.
А возле ТПУ «Сити» появится мост в виде цепочки зеркальных сфер необычного амарантово-пурпурного цвета. Он соединит зону транспортно-пересадочного хаба и многофункциональный комплекс «IQ-квартал».
На территории ТПУ «Царицыно» к 2025 году планируют создать городской вокзал европейского уровня. Площадь его пассажирского терминала составит 2,4 тысячи квадратных метров. Рядом также появится гостиница.
«Самые-самые» ТПУ мира
В 2016 году в Нью-Йорке открылся самый дорогой транспортный хаб мира – World Trade Center. Он расположен рядом с бывшими башнями-близнецами Всемирного торгового центра. Автором проекта стал испанский архитектор Сантьяго Калатрава. На строительство ТПУ ушло 12 лет вместо запланированных пяти. Реализация обошлась в четыре миллиарда долларов – это в два раза выше изначально заявленной суммы. Зато теперь у жителей «Большого яблока» есть транспортный узел, объединивший несколько линий метро и подземной железной дороги.
А вот самый загруженный ТПУ расположен в Японии. Токийский вокзал Синдзюку с 2007 года носит звание рекордсмена Книги рекордов Гиннеса. Его пассажиропоток превышает 3,5 миллиона человек в день! Вокзал оборудован 36 наземными и 17 подземными платформами, а со станции ведут 200 выходов. Хаб объединяет железнодорожный транспорт, метро и автобусные терминалы.
Самый большой по общей площади транспортный узел тоже находится в Японии. ТПУ «Нагоя» построили в 1999 году. Площадь всех его помещений составляет около 450 тысяч квадратных метров. Надземная часть ТПУ включает два небоскреба – 55-этажный бизнес-центр с вертолетной площадкой на крыше и 59-этажный отель Tower.
Понравилась статья? Поставьте «лайк»! И подпишитесь на наш канал, чтобы быть в курсе интересных новостей Москвы.
----------------------------------------------------
Читайте также: