Найти тему
АиФ – Нижний Новгород

«Победа» за «Волгой». У кого в гараже есть легендарные горьковские авто

   «Победа» за «Волгой». У кого в гараже есть легендарные горьковские авто
«Победа» за «Волгой». У кого в гараже есть легендарные горьковские авто

Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров во время Петербургского международного экономического форума заявил о возможном возобновлении выпуска автомобилей «Волга» и «Победа» в Нижнем Новгороде и на других площадках.

Между тем эти автомобили Горьковского автозавода стояли и до сих пор стоят в гаражах известных горьковчан и нижегородцев. nn.aif.ru вспомнил, у кого.

Автомобиль для семьи Чкалова

В 1937 году сразу после первого в мире беспосадочного перелёта из СССР в США через Северный полюс Валерий Чкалов получил от Правительства СССР шикарный Packard Eight голубого цвета. По слухам, авто для героя выбирал лично Иосиф Сталин. В то время это была одна из лучших машин в мире. На похожих моделях американской марки передвигались члены Политбюро ЦК ВКП(б) и другие высокопоставленные лица страны советов. Чкалов тоже с удовольствием ездил на великолепной машине на работу, катал на ней друзей.

В 1938 году Чкалов погиб. Через несколько лет в его родном доме в тогда ещё посёлке Чкаловск открыли мемориальный музей. К музею был пристроен ангар, где выставили и голубой Packard. Машина до сих пор как новая.

Взамен семье прославленного лётчика в своё время выдали ГАЗ-20 «Победа». Этот легковой автомобиль серийно выпускали на Горьковском автомобильном заводе с 1946-го по 1958 год – всего с конвейера вышло около 250 тыс. машин. Основой для легкового автомобиля, который отвечал всем современным для тех лет тенденциям мирового автомобилестроения, стал трофейный немецкий Opel Kapitan 1938 года выпуска. Однако наши инженеры, создавая «Победу», приняли немало новаторских решений, о которых на Западе тогда и речи не шло. Первые автомобили «Победа» распределялись исключительно по указаниям «сверху» за личной подписью наркома СССР Вячеслава Молотова.

«Победа» семьи Чкаловых была долго на ходу. Сохранились воспоминания, что в середине 1980-х годов раритетный автомобиль на реставрацию в цеха автозавода в Ульяновске привёз сын легендарного лётчика. «Победу» ульяновские умельцы отремонтировали «как с конвейера» и выкрасили голубой автоэмалью. Получилось не хуже Packard...

Особые заслуги Дворжецкого

Актёр Вацлав Дворжецкий был страстным автолюбителем. Конечно, он не мог не купить мечту всех автомобилистов СССР – ГАЗ-24 «Волга». Именно чёрной 24-й «Волгой» Самохвалова – Басилашвили в фильме «Служебный роман восхищался Новосельцев – Мягков...

Её выпускали на Горьковском автозаводе в разных модификация до конца 1980-х годов. Автомобили первых серий были щедро украшены хромированными деталями, имели кожаный салон. Производили их мало. Купить такую «Волгу» в розницу было невозможно. Авто выписывали выдающимся людям за особые заслуги.

До сих пор у коллекционеров именно 24-е «Волги» первых серий считаются особой ценностью. Стоимость раритетной машины может доходить до 3-5 млн руб.

Позже ГАЗ-24 поставили на поток. Одно время 24-е «Волги» выпускали для нужд таксопарков, милиции и спецслужб СССР. В народе машины получили название «догонялки».

По воспоминаниям родных, Вацлав Дворжецкий был очень аккуратным водителем и «Волгу» свою берёг, но со временем всё же сменил её на российский аналог внедорожника. Свою любовь к машинам Вацлав Янович передал и сыну Евгению Дворжецкому. К сожалению, Евгений погиб в автомобильной аварии в 39 лет.

А вот другой великий русский актёр и наш земляк Евгений Евстигнеев «Волгу» ГАЗ-24 так и не купил, хотя вполне мог себе это позволить. За руль актёр сел поздно, в 40 лет, и до того прикипел к вождению, что, по воспоминаниям близких, даже в булочную ездил на машине. Со временем Евстигнеев приобрёл подержанный Mercedes – настоящая роскошь по тем временам. Евгений Александрович с гордостью вспоминал, как впервые приехал на иномарке в родной Горький проведать маму.

Мечта детства

Теперь уже бывший губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев когда-то признавался, что у него было трудное детство. Семья из шести человек ютилась на 25 квадратных метрах в комнатке общежития московского завода шлифовального инструмента. «Директор предприятия Израилович ездил тогда на шоколадной «Победе», – вспоминал Шанцев. – Это была единственная машина, которую мы всё время видели. И тогда у меня зародилась мечта, что когда-нибудь и у меня будет такая машина».

Видимо, с годами мечта видоизменялась. В 2008 году тогда уже губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев обнародовал декларацию о доходах. Автомобильный парк семьи чиновника насчитывал пять машин. Среди них была раритетная 21-я «Волга» 1965 года выпуска. Эта машина принадлежит к третьей серии ГАЗ-21. Её отличают более совершенные стеклоочистители и отопительная система. А вот на её капоте уже нет знаменитого застывшего в прыжке оленя (правда, до сих пор некоторые коллекционеры упрямо устанавливают символ на ГАЗ-21 третьей серии вопреки исторической справедливости).

Валерий Шанцев в раритетном автомобиле на публике появился лишь раз. В 2008 году он приехал на 21-й «Волге» к избирательному участку в Зелёном Городе, чтобы проголосовать на президентских выборах. За рулём тогда была его супруга Татьяна Шанцева.

Генеральская машина

У нынешнего губернатора Нижегородской области Глеба Никитина, согласно декларации о доходах за 2021 год, в гараже есть сразу две «Волги»: ретро-автомобиль ГАЗ-21 и чёрная ГАЗ-3102. «Периодически сажусь за руль. Первая моя личная машина также была «Волга», – уточнил недавно губернатор.

«Волги» ГАЗ-3102 в народе называли «генеральскими», или «номенклатурными». Этот автомобиль стал технически усовершенствованной версией ГАЗ-24 «Волга». По задумке инженеров, новая машина должна была стать элегантной, мощной с гидроусилителем руля и кондиционером. Такой она, собственно, и получилась.

На конвейер автомобиль встал в 1981 году, но купить его простому советскому человеку тоже было нереально. ГАЗ-3102 производили достаточно мало. «Волги» сразу расходились по государственным спискам, в основном для нужд средней номенклатуры.

Ходил слух, будто новая машина так хорошо получилась, что чиновники разных рангов намеренно решили не выпускать её в свободную продажу. Мол, на 24-х «Волгах» им ездить уже не с руки, а до «Чайки» чином не все выросли.

Однако официального запрета на покупку ГАЗ-3102 в СССР всё же не было. Более того, в начале 1990-х годов «генеральскую» «Волгу» можно было приобрести по официальному прейскуранту завода за 40 тыс. руб. Но у большинства людей денег на такую покупку не было, а у кого были, те уже засматривались на иномарки.

Тем не менее «Волги» ГАЗ-3102 довольно скромным тиражом выпускали вплоть до 2008 года. Чёрные и серые машины этой модели надолго задержались в кремлёвских гаражах нижегородских чиновников. Как раз на такие «Волги» и хотел некогда пересадить российских чиновников экс-губернатор Нижегородской области Борис Немцов, ставший первым вице-премьером российского правительства.

Сегодняшний глава региона Глеб Никитин недавно поддержал аналогичную инициативу главы Минфина РФ Антона Силуанова, как и идею возродить выпуск автомобилей «Волга» и «Победа» в Нижнем Новгороде. По словам Никитина, регион готов оказать всю необходимую поддержку для возобновления производства.

Авто
268,3 тыс интересуются