Вы когда-нибудь замечали, что на шасси пассажирских самолётов нанесены странные красные отметки в виде чёрточек. Они наносятся красной краской на колёса шасси так, чтобы перекрывать диск и шину.
Нечто похожее есть и у трамваев. На канале есть статья на эту тему: там объясняется нанесение похожих красных линий на колёсные пары трамваев. Связано это с тем, что колёса трамваев составные, и внешняя часть может проскальзывать относительно внутренней.
Но зачем же самолётам нужны эти линии? Ведь их шасси не приводные, они не получают крутящий момент от двигателей, не являются ведущими колёсами, да и вообще, они просто участвуют в качении, только и всего.
Однако колёса шасси самолётов только лишь на первый взгляд просто катятся. На самом же деле эти красные линии, которые перекрывают диск и шину, наносятся с той же самой целью - для визуализации смещения шины относительно диска.
Если вдруг при осмотре техник обнаружит, что в месте сопряжения диска с шиной красная линия перестала быть линией, а превратилась в два смещённых отрезка, то это будет явным признаком неисправности. Это означает, что шина проскальзывает относительно диска, и нужно срочно менять колесо на исправное, а это отдавать в сервис.
Вся критичность и важность такого наблюдения сводится к тому, что давление в шинах пассажирских авиалайнеров может достигать 25 - 28 атмосфер. Это гораздо больше, чем давление в шине легкового автомобиля или грузовика.
В свою очередь даже незначительное, всего на несколько миллиметров, проскальзывание шины относительно диска может привести к обрыву ниппеля. Также проскальзывание с незначительным смещением может привести к падению давления в шине.
Но как оно вообще возникает? Ведь эти колёса не имеют ни привода, ни трансмиссии. Откуда там появляется разность в моментах между шиной и диском?
Всё дело в том, что самолёты приземляются на высоких, в понимании обывателя, скоростях - это около 200 км/ч и более. В момент касания шины самолётного шасси об поверхность взлётно-посадочной полосы (ВПП) сами колёса не подвергаются предварительной раскрутки. Иными словами, они просто висят в воздухе и ждут удара об ВПП на высокой скорости.
И в момент приземления шина начинает резко, за доли секунды, раскручиваться из-за трения об поверхность (ВПП). Из-за плотного прилегания к диску она передаёт момент вращения и ему тоже. И поскольку у каждого элемента всей этой кинематической системы есть свои моменты инерции, то диск может просто не успеть за шиной. Это может возникнуть из-за недостаточного трения резины об обод диска. Излом красной полоски тут же укажет на это смещение.
Однако не только резкая раскрутка колёс при приземлении может провернуть шину относительно дика. Потому что на пассажирских самолётах в ступицах есть ещё и механические тормоза. И когда они активируются, то в это время как раз и возникает разность моментов между диском и шиной.
Примечательно также и то, что эта простая система визуализации используется не только в гражданской авиации, но и сами знаете в какой. Так в истребителях, штурмовиках и бомбардировщиках колёса шасси тоже помечаются красными полосками. Но из-за постоянных приземлений, в том числе и на мокрую ВПП, часть полоски на шине может стираться. И техники должны производить своевременное подкрашивание, если это необходимо.
Однако такая система контроля за смещением шин используется не везде. Если взглянуть на колесо шасси Боинга 747, то можно заметить, что никаких красных линий тут нет. Но зато есть красная точка и две белые чёрточки, нанесённые на шину, прямо напротив ниппеля. Этого вроде как должно быть достаточно для визуализации смещения.