Привет, друзья! Вдогонку за статьёй про парные суперкары Aston Martin перевожу для вас ещё один интересный материал об очень красивом автомобиле из послужного списка Zagato. Итальянцы и правда знают толк в хорошем дизайне ↓
Разработанная вундеркиндом из мира дизайна Эрколе Спадой для Zagato в середине 1960-х, эта Lancia Flavia Super Sport использовалась в качестве прототипа для художественных экспериментов и аэродинамических исследований, прежде чем стала повседневным транспортом самого Элио Загато. Теперь этот хорошо сохранившийся кусочек итальянской автомобильной истории выставлен на продажу.
Одна из многих замечательных особенностей истории итальянских кузовостроительных ателье и дизайнерских домов заключается в том, что у основателей не было лишних денег, чтобы разбрасываться ими, а потому прототипы часто становились личным транспортом своих создателей. В результате автомобили, от которых за ненадобностью могли избавиться более крупные и богатые компании, довольно часто сохранялись и становились ценными образцами автомобильного искусства.
Именно так и обстоят дела с этой впечатляющей Lancia Flavia SS Zagato, которая недавно оказалась в выставочном зале Weekend Heroes — мюнхенского дилерского центра, которым управляет бывший олимпийский сноубордист и давний друг команды Classic Driver Кристоф Шмидт.
Поклонники Lancia знают о представительском седане Flavia, который был с гордостью представлен публике на моторшоу в Турине в 1960 году — Pininfarina и Vignale быстро разработали на его основе симпатичное купе и кабриолет. Почти так же быстро с задачей справился и молодой главный дизайнер Zagato Эрколе Спада. В 1962 году, когда ему было всего 25 лет, он создал характерный образ Flavia Sport Zagato — полностью алюминиевого «спецпроекта» с обрезанной передней решёткой, задранной оконной линией, врезающейся в крышу, и слегка изогнутым задним стеклом, которое поднимается на петлях, чтобы помочь охладить кабину.
Изначально приводимый в движение 1,5-литровым 4-цилиндровым «оппозитником» от седана, Flavia Sport позднее получил форсированный мотор объёмом 1800 «кубиков». А последние 32 из 670 построенных экземпляров могли похвастать системой впрыска топлива, благодаря которой максимальная скорость возросла до 200 км/ч. Производство Flavia Sport Zagato завершилось в 1967 году, но не раньше, чем бесконечно креативный Спада решил переосмыслить его, превратив в ещё более радикальный спорткар версии «SS», неповторимым прототипом для разработки которого является автомобиль на этих снимках. Второй 2-литровый прототип находится в коллекции Lopresto.
Используемый для дизайнерских и аэродинамических экспериментов в угоду будущей модели, автомобиль получил более короткую колёсную базу, чем Sport, и кузов, который приближал его скорее к двадцать первому веку, чем к двадцатому. Удачно сложенный, обтекаемый на вид клин, с некоторых ракурсов похожий на Maserati Bora, а с других, возможно, на маленький Alfa Romeo Montreal. Это один из первых автомобилей без закруглённых бамперов, к тому же с комплектом футуристичных колёс, похожих на турбины, которые Спада разработал специально для него.
Известный своим минималистичным подходом, Спада избегал броских деталей, позволив себе только два украшательства: матовую полоску из металла, простирающуюся от передних стоек до самых дальних краёв боковых окон, чтобы подчеркнуть их почти листовидную форму, и надпись Flavia, нанесённую на задние крылья толстыми хромированными буквами модернистского шрифта.
Автомобиль получился настолько радикальным, что удостоился 14-страничной статьи в выпуске Style Auto за 1967 год с примерами оригинальных дизайнерских чертежей Спады. Были также иллюстрации, сравнивающие его с седаном Flavia, на базе которого он построен, наброски в разрезе, демонстрирующие эргономику интерьера, и снимки, оценивающие автомобиль с точки зрения эффективности аэродинамики — это, в свою очередь, привело к обширным изменениям хвоста и носа.
Большая часть тестов была проведена самим Элио Загато, и появление «Super Sport» на стенде Zagato во время туринской выставки в 1967 году продемонстрировало явное намерение компании предлагать его в качестве серийной модели. В конечном итоге машина появилась слишком поздно. Lancia быстро теряла деньги, а поскольку Fiat уже сделал предложение о поглощении, для сохранения независимости фирмы требовалось гораздо больше, чем создание экзотической модели.
Но Загато так впечатлился автомобилем, что оставил его себе и регулярно ездил на нём в течение следующих пяти лет, прежде чем продать одному швейцарскому энтузиасту. Тот заботился о машине вплоть до 1998 года, пока она, наконец, не переместилась в Германию и не попала в руки нынешнего, всего лишь третьего по счёту, владельца.
Сегодня автомобиль находится в поистине превосходном состоянии благодаря тому, что на реставрацию кузова и технической начинки не жалели денег. А ещё потому, что оригинальный интерьер практически идеально сохранился на протяжении десятилетий; достаточно заглянуть внутрь, чтобы перенестись прямиком в 1967 год. Облегающие ковшеобразные сиденья и толстая поперечная распорка между задними стойками намекают на то, что перед вами автомобиль, предназначенный для жёсткой езды, но большой трёхспицевый руль, наполненная светом кабина и красиво оформленная приборная панель с обилием функций также предполагают, что SS вполне подходит для быстрых и комфортных путешествий.
Его уникальные колеса, придуманные Спадой, по-прежнему презентабельно выглядят и с лёгкостью скрывают почтенный 55-летний возраст, а толстая надпись «Flavia» так же актуальна, как и те, что красуются на корме современных Bentley и Audi. Но что действительно подкупает в единственном экземпляре Flavia SS Zagato — несмотря на свой уникальный статус, он выглядит как автомобиль, которым действительно можно пользоваться. Если вы чувствуете то же самое и готовы взять на себя ответственность по уходу за настоящей частью истории итальянского автомобилестроения — просто позвоните Кристофу Шмидту!
Оригинальная статья Саймона де Бёртона на английском языке с фотографиями Стефана Бауэра лежит на сайте издания Classic Driver.