5 июля 1943 года немцы начали наступление на Курской дуге. В бой пошли новые разработки. В том числе и истребитель FW-190 A-6 - боевая машина с двумя пулемётами MG 17 и четырьмя пушками MG 151/20E. Это позволяло немецким асам атаковать советских летчиков в лоб. Но и против них появился контрсамолет - Як-9Т, то есть танковый. Он был одной из многочисленных модификаций основного Як-9.
Истребитель Як-9 стали разрабатывать в 1942 году на основе истребителя Як-7Б. Он был улучшен:
- взлетная масса 2873 кг против 3010 кг у Як-7Б
- скорость 599 км/ч против 570 км/ч
- дальность полета 875 км против 645 км Як-7Б
В октябре 1942 года начался массовый выпуск Як-9. Первые самолеты поступили в особый 434-й истребительный авиационный полк под командованием майора Ивана Ивановича Клещёва. Полк воевал в небе Сталинграда. Позже на Як-9 летал сын Сталина - Василий и летчики французского полка "Нормандия-Неман".
Одним из успешных боев Як-9 в небе Курской дуги был августовский поединок группы Як-9 под командованием Павла Игнатьевича Муравьёва с группой Мессершмитов-110. Немцы заняли оборонительную позицию, прикрывая друг друга.
Советские пилоты пытались прорвать оборону. Из-за сильного заградительного огня не могли сделать этого. Тогда Як-9 набирают высоту и падают вниз на немцев в пике. Пройдя под них атаковали снизу, сбив три самолета. Немцы ретировались, кто куда.
Хорошо воевал Як-9 и против основного истребителя Люфтваффе - Мессершмитта 109. Хотя Мессер был скоростнее, зато Як-9 был проще в управлении.
Мессершмитт Bf 109 - гроза советских асов
Простота делала Як-9 хорошим экземпляром для модернизации под нужды фронтовой авиации - универсальным боевым трансформером.
Разработали 22 модификации Як-9. В серию пошли 15.
Одной из удачных модификаций был Як-9Т. Хотя он был годен только для опытных пилотов. Мощная 37-мм пушка НС-37 била настолько мощно, что даже мешала полету самолета. Стрелять рекомендовалось одиночными, попасть можно было только первыми выстрелами. Потом курс сбивался. Из-за этого Як-9Т был самолетом для асов.
Такую пушку на Як-9Т поставили потому что она была нужна для уничтожения танков, которые не имели защиты сверху. Но ее можно было использовать и в воздушном бою. Аккуратно! Если попадали из неё, то вражеский самолет разваливался еще в воздухе, не оставляя шансов спастись летчику.
В 1943 году над Москвой еще появлялись высотные самолеты-разведчики Юнкерс-86. Для борьбы с ними разработали модификацию Як-9 - Як-9ПД. Правда повоевать Як-9ПД не успел - немцы прекратили полеты.
Для дальних полетов разработали модификацию Як-9ДД (дальнего действия). У него было:
- запас топлива - 630 кг при 320 у Як-9
- взлетная масса 3276 кг против 2873 у Як-9
- максимальная дальность 2285 км против 875 у Як-9
Именно эти Як-9ДД встречали и провожали бомбардировщики союзников, которые в 1944 году отбомбившись по гитлеровским объектам садились для дозаправки и дозагрузки боезапасом на советском аэродроме под Полтавой.
Як-9ДД базировались в итальянском городе Бари, откуда сопровождали советские транспортные самолеты, возившие все необходимое для югославских партизан.
Командир этой эскадрильи Иван Иванович Овчаренко получил награду со следующим представлением:
При каждом полёте истребители проходили до 500 километров над морем и над горной местностью Югославии. Сам тов. ОВЧАРЕНКО и все лётчики его эскадрильи отлично владеют техникой пилотирования на самолёте Як-9ДД, с честью поддерживают престиж и достоинство советской авиации на глазах английских, американских и итальянских лётчиков.
На Як-9 советский летчик Василий Животовский сбил последний вражеский самолет во Второй мировой войне. 15 августа 1945 года он же сбил над Кореей японский истребитель Райден.
Статьи канала "История и культура Евразии" за 2023 год