16 января 1920 года американских виноградарев будто обухом по голове ударили — вступил в силу "сухой закон", ни о каком вине и речи быть не могло.
По закону виноград можно было выращивать тогда и только тогда, когда он шёл на производство безалкогольной продукции. Закон был настолько суров, что даже если продавец продал виноград кому-то, а этот кто-то сам у себя дома сделал из него вино, и продавец об этом знал, за решетку могли попасть оба.
Что же делать? Уничтожать тысячи гектаров виноградников и засеивать площади кукурузой? Или сбывать продукцию подпольно, вести хозяйство в убыток в надежде, что запрет продлится недолго? Ни тот ни другой вариант не сулил ничего хорошо. Но виноделы долины Напа, где производилась большая часть всего американского вина, нашли просто гениальный выход из ситуации.
Виноградные хозяйства воспользовались лазейкой, которая позволяла производить из винограда безалкогольную продукцию, и начали выпускать брикеты, так называемые "кирпичи" виноградного концентрата. Разводишь этот концентрат водой и получаешь виноградный сок. Сейчас почти все соки на прилавках магазина делаются по тому же принципу, такой сок называется восстановленный, но по своим характеристикам он практически не отличается от свежевыжатого.
Понятно, что из виноградного сока несложно получить вино. Но вы же помните о суровости американского закона к продавцу в том случае, если покупатель сделает из винограда вино и продавец будет об этом знать? Но и и тут производители нашли лазейку. На упаковке они предупреждали покупателя о том, что концентрат можно использовать только для безалкогольного потребления. В этом случае с производителя снималась всякая ответственность, ведь он же предупредил.
Но производители не ограничились сухим предупреждением, они довольно подробно описывали, что именно нельзя делать, чтобы не дай бог не получить вино. Инструкция на упаковке гласила:
"Растворив брусок в галлоне воды, ни в коем случае не оставляйте получившуюся жидкость в тёмном шкафу на двадцать дней во избежание превращения сока в вино".
Некоторые производители помимо "предупреждения" (читай — способа приготовления вина) писали на упаковке ещё и о том, что если вдруг по нелепой случайности сок забродил, у него появятся ароматы бургундского, кларета, рислинга.
В результате этих махинаций виноградары, которые не вырубили свои виноградники, не только не разорились, но разбогатели за счет того, что спрос на такие виноградные концентраты был бешеный, конкуренция ниже, а цены в десятки разы выше. Так, к 1924 году (всего за 4 года) цена за тонну виноградного сока достигла $375. Для сравнения, до введения "сухого закона", тона сока обходилась в $9,5. То есть цена выросла в без малого 40 раз.
Вот так ограничения для одних выливаются в золотые горы для других. Это я к чему? Да ни к чему, собственно, все люди взрослые, сами выводы делать умеют. Для кого-то этот пример останется счастливым случаем, а для других руководством к действию. Вот мой Телеграм-канал для своих, а вот, что ещё рекомендую почитать: