После II-й мировой войны все ведущие мировые державы вплотную занялись проектированием самолетов с вертикальным взлетом и посадкой. Такие самолеты нужны были в первую очередь ВМФ. Однако проекты глохли, так и не находя своего завершения. Причина - высокая себестоимость проектов.
В СССР, с конца 1950-х годов разрабатывался советский палубный штурмовик Як-36, который мог взлетать и садиться вертикально.
Уже 24 марта 1966 года состоялся полёт по кругу с вертикальным взлётом и посадкой, и эта дата стала днем рождения отечественного самолета вертикального взлёта и посадки (СВВП). А в июле 1967 года в Домодедово на авиационном параде его уже демонстрировали.
Но Як-36 был только экспериментом. На его основе стали проектировать палубный штурмовик Як-38.
В это время британцы разрабатывают свой собственный СВВП - Hawker Siddeley Harrier.
Его данные:
- длина - 13,88 м
- высота - 3.5 м
- размах крыла - 7,7 м
- максимальная взлетная масса - 11,2 т.
- дальность полета - 1000 км
- практический потолок - 13 000 метров
- макс. скорость - 1102 км/ч
- выпущено - 278 экземпляров
Як-38 во многом схож с английским экземпляром:
- длина - 16,37 м
- высота - 4,25 м
- размах крыла - 7,02 м
- максимальная взлетная масса - 10,3 т.
- дальность полета - 700 км
- практический потолок - 11 000 метров
- макс. скорость - 1210 км/ч
- выпущено - 231 экземпляров
Оба самолета поступили в армию, но летчики были ими недовольны - были сложны в управлении, ели много топлива, у советского не было бортовой радиолокации.
ОКБ Яковлева приступило к проектированию Як-141.
Первые полеты прошли весной 1987 года.
Его данные:
- длина - 18,3 м
- высота - 5 м
- размах крыла - 10,1 м
- максимальная взлетная масса - 19,5 т.
- дальность полета - 2100 км
- практический потолок - 15 000 метров
- макс. скорость - 1800 км/ч
В начале 1991 года из-за начавшегося развала СССР у проекта Як-141 начались финансовые проблемы. 5 октября 1991 года во время испытания истребитель потерпел аварию на палубе и сгорел. Летчик спасся.