Найти в Дзене
История и культура Евразии

Есть ли перспектива у боевых самолётов вертикального взлёта и посадки

Оглавление

После II-й мировой войны все ведущие мировые державы вплотную занялись проектированием самолетов с вертикальным взлетом и посадкой. Такие самолеты нужны были в первую очередь ВМФ. Однако проекты глохли, так и не находя своего завершения. Причина - высокая себестоимость проектов.

В СССР, с конца 1950-х годов разрабатывался советский палубный штурмовик Як-36, который мог взлетать и садиться вертикально.

Второй прототип Як-36 во время подготовки к авиационному параду в Домодедове (июль 1967 года)
Второй прототип Як-36 во время подготовки к авиационному параду в Домодедове (июль 1967 года)

Уже 24 марта 1966 года состоялся полёт по кругу с вертикальным взлётом и посадкой, и эта дата стала днем рождения отечественного самолета вертикального взлёта и посадки (СВВП). А в июле 1967 года в Домодедово на авиационном параде его уже демонстрировали.

Но Як-36 был только экспериментом. На его основе стали проектировать палубный штурмовик Як-38.

В это время британцы разрабатывают свой собственный СВВП - Hawker Siddeley Harrier.

Hawker Siddeley XV-6A Kestrel в поздней маркировке USAF
Hawker Siddeley XV-6A Kestrel в поздней маркировке USAF

Его данные:

  • длина - 13,88 м
  • высота - 3.5 м
  • размах крыла - 7,7 м
  • максимальная взлетная масса - 11,2 т.
  • дальность полета - 1000 км
  • практический потолок - 13 000 метров
  • макс. скорость - 1102 км/ч
  • выпущено - 278 экземпляров

Як-38 во многом схож с английским экземпляром:

  • длина - 16,37 м
  • высота - 4,25 м
  • размах крыла - 7,02 м
  • максимальная взлетная масса - 10,3 т.
  • дальность полета - 700 км
  • практический потолок - 11 000 метров
  • макс. скорость - 1210 км/ч
  • выпущено - 231 экземпляров
Штурмовики Як-38 на борту тяжёлого авианесущего крейсера «Новороссийск», 1984 год.
Штурмовики Як-38 на борту тяжёлого авианесущего крейсера «Новороссийск», 1984 год.

Оба самолета поступили в армию, но летчики были ими недовольны - были сложны в управлении, ели много топлива, у советского не было бортовой радиолокации.

ОКБ Яковлева приступило к проектированию Як-141.

Первые полеты прошли весной 1987 года.

Его данные:

  • длина - 18,3 м
  • высота - 5 м
  • размах крыла - 10,1 м
  • максимальная взлетная масса - 19,5 т.
  • дальность полета - 2100 км
  • практический потолок - 15 000 метров
  • макс. скорость - 1800 км/ч
Як-141 — многоцелевой сверхзвуковой всепогодный палубный истребитель вертикального/короткого взлёта и посадки разработки ОКБ Яковлева
Як-141 — многоцелевой сверхзвуковой всепогодный палубный истребитель вертикального/короткого взлёта и посадки разработки ОКБ Яковлева

В начале 1991 года из-за начавшегося развала СССР у проекта Як-141 начались финансовые проблемы. 5 октября 1991 года во время испытания истребитель потерпел аварию на палубе и сгорел. Летчик спасся.

Проект закрыли. Причина была не в аварии, что нормально во время испытаний. Банально не было денег. Правда несколько лет назад были сведения о том, что проект возобновлен в интересах Министерства обороны РФ.