Найти тему
Автоканал 22

Первенцу Минского автозавода в этом году 75. Краткая история создания и 7 отличий МАЗ-205А от бортового грузовика

После войны в СССР много строили. Тяжёлые самосвалы в таком деле первые помощники, поэтому первым серийным грузовиком Минского автозавода стал самосвал. Кратко об истории его создания и особенностях конструкции в этой публикации.

Первые самосвалы МАЗ-205А имели фигурку зубрика на капоте, позднее барельеф перешёл на боковины. Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/40456/pub_5cd94bdeac5cc400b3231882_5cd97235bd085200b36d5b63/scale_1200
Первые самосвалы МАЗ-205А имели фигурку зубрика на капоте, позднее барельеф перешёл на боковины. Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/40456/pub_5cd94bdeac5cc400b3231882_5cd97235bd085200b36d5b63/scale_1200

Немного истории.

Проектирование самосвала с двухтактным дизелем ярославцы начали в 44-м году. Первый ЯАЗ 205 появился через год. Потом чертежи передали в Минск, где пять самосвалов представили публике к тридцатилетию Октября. В Минске самосвал получил малозаметные изменения внешности. Среди них решётка радиатора с вертикальными прорезями, зубр вместо медведя, металлический лист поверх деревянной кабины.

Первые МАЗ-205 выпускали без обшивки деревянных дверей металлом. Адрес иллюстрации: https://4esnok.by/wp-content/uploads/2019/09/original-1-1.jpg
Первые МАЗ-205 выпускали без обшивки деревянных дверей металлом. Адрес иллюстрации: https://4esnok.by/wp-content/uploads/2019/09/original-1-1.jpg

Сначала узлы делали в Ярославле, в Минске МАЗ 205А собирали. Со временем минчане всё научились делать у себя, получая только ярославский дизель с КПП. Производство машин ежегодно наращивалось, а их конструкция совершенствовалась по рекомендациям потребителей. Специалисты завода были частыми гостями на стройках и получали информацию из первоисточников.

Коробчатая платформа появилась у американцев в 20-е годы. Она не предназначалась для механизированной погрузки и перевозки твёрдых горных пород. Для таких работ больше подходила платформа в виде ковша, имеющая прочный поперечный каркас, подъём хвостовой части и козырёк для защиты кабины.

Десятитонный ЯАЗ-210Е с ковшовой платформой и козырьком над кабиной выпускали в Ярославле, возможно поэтому в Минске ковш делать не стали. Адрес иллюстрации: https://yarwiki.ru/uploaded/8/f/8f5919ebc58ecabb4b19ac22762e7d35-1000.jpg
Десятитонный ЯАЗ-210Е с ковшовой платформой и козырьком над кабиной выпускали в Ярославле, возможно поэтому в Минске ковш делать не стали. Адрес иллюстрации: https://yarwiki.ru/uploaded/8/f/8f5919ebc58ecabb4b19ac22762e7d35-1000.jpg

Многие изменения машины были сделаны по итогам её эксплуатации при строительстве Волго-Донского канала. В частности, усиление платформы или доработка на ковшовый тип, который наибольшим образом подходил для перевозки горных камней и бетонных изделий большого размера. Такие грузы характерны для работ, связанных со строительством плотин.

По пожеланиям эксплуатационников в 52-м году выпустили малую партию машин с платформой карьерного типа, которые получили в индексе букву «Б» вместо «А». Их одобрили специалисты эксплуатационных организаций, однако в серию карьерники не пошли. Такой же участи удостоились самосвалы с разгрузкой на сторону.

Самосвал с боковым свалом в Минске делали по заявкам строительных организаций малыми партиями. Адрес иллюстрации: https://i.pinimg.com/originals/7b/b4/3a/7bb43af59d98d9d87a55a65bf1bdad42.jpg
Самосвал с боковым свалом в Минске делали по заявкам строительных организаций малыми партиями. Адрес иллюстрации: https://i.pinimg.com/originals/7b/b4/3a/7bb43af59d98d9d87a55a65bf1bdad42.jpg

Эксплуатация первых машин определила необходимость усиления надрамника, который не выдерживал перегруза, что было обычным явлением на стройке. Доработки эксплуатационники производили самостоятельно, однако это было сигналом для заводчан по совершенствованию самосвала.

7 отличий минского самосвала от бортового грузовика:

  • Уменьшенная на 72 см база стала причиной изменения рамы, которая получила надрамник для монтажа самосвальной установки.
  • До 50-х годов машины комплектовались 110 сильным дизелем. Позднее получили модернизированный дизель ЯАЗ-М204А, выдававший 120 л.с. за счёт увеличения степени сжатия при снижении потребления топлива до 35л/100 км.
Продольные и вертикальные размеры МАЗ-205А. Адрес иллюстрации: https://www.mediafire.com/convkey/4dcb/94y5j2imm3v1pf4zg.jpg
Продольные и вертикальные размеры МАЗ-205А. Адрес иллюстрации: https://www.mediafire.com/convkey/4dcb/94y5j2imm3v1pf4zg.jpg
  • Бак вмещал 105 литров солярки, что было меньше, чем на МАЗ-200 на 120 литров и обосновывалось меньшим плечом перевозок.
  • Для короткой базы было достаточно одного кардана вместо двух на бортовом грузовике.
Габарит, колея и клиренс МАЗ-205А. Адрес иллюстрации: https://www.mediafire.com/convkey/4dcb/94y5j2imm3v1pf4zg.jpg
Габарит, колея и клиренс МАЗ-205А. Адрес иллюстрации: https://www.mediafire.com/convkey/4dcb/94y5j2imm3v1pf4zg.jpg
  • Привод гидронасоса осуществлялся от КПП через КОМ, размещённой справа. Рычаг управления расположили в кабине.
  • Стальная платформа с откидным задним бортом, оснащённым запорными крюками, имеющими ручной привод. Рычаг на левом борту платформы рядом с кабиной.
  • Самосвал по плохой дороге вез 5 тонн, по асфальту со скоростью 52 км/час – 7 тонн.
Говорят, что перед проходной завода стоит последний серийный МАЗ-205А. Сейчас "живьём" их можно увидеть всего несколько единиц, но в интернете можно найти ходовые экземпляры. Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/40170/pub_5d67e6010ce57b00af68573c_5d67e75643fdc000aed7a94e/scale_1200
Говорят, что перед проходной завода стоит последний серийный МАЗ-205А. Сейчас "живьём" их можно увидеть всего несколько единиц, но в интернете можно найти ходовые экземпляры. Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/40170/pub_5d67e6010ce57b00af68573c_5d67e75643fdc000aed7a94e/scale_1200

Минские послевоенные самосвалы восстанавливали Варшаву, строили канал от Волги к Дону, перекрывали плотинами Волгу и Енисей, дошли до Кубы и Вьетнама. Постоянно совершенствуя машину, с 47-го по конец 65-го года выпустили почти 99 тысяч экземпляров.

Также можно прочитать:

Как в СССР начали делать автомобильные дизели? 7 особенностей ярославских двухтактных дизелей и 5 причин отказа от них

Первые 500-е МАЗы были полноприводными версиями 200-х ЯАЗов. Этапы создания лесовоза МАЗ-501 и военного МАЗ-502

3 первых советских дизеля и 5 причин, сдерживающих их распространение в автомобилестроении

Источники информации: https://kalibrtractor.ru/spetstehnika/harakteristiki-gruzovika-samosvala-maz-205-i-neskol-kih-novyh-populyarnyh-modifikaciy.html, https://dl.booksee.org/genesis/718000/78bf9357169c1c348ca74ab8f8818efd/_as/[Evlanov_I._D.]_Rabota_na_avtomobile_MAZ-205(BookSee.org).pdf
Источники информации: https://kalibrtractor.ru/spetstehnika/harakteristiki-gruzovika-samosvala-maz-205-i-neskol-kih-novyh-populyarnyh-modifikaciy.html, https://dl.booksee.org/genesis/718000/78bf9357169c1c348ca74ab8f8818efd/_as/[Evlanov_I._D.]_Rabota_na_avtomobile_MAZ-205(BookSee.org).pdf

#авто #история #интересные факты #транспорт #отечественный автопром #автомобили #грузовики

Авто
268,3 тыс интересуются