Найти в Дзене

"Я не тормоз": история самого обыкновенного мальчишки (о котором мечтает любая мама)

Оглавление

Обычно книги для взрослых и детей пишут про какие-нибудь необычные ситуации, кризисы, драмы, трагедии и прочие ужасы. Герои в них - жертвы несчастливого детства, свидетели смерти близких, развода родителей, страдальцы неразделенной любви и много чего еще. Неужели обычная, ничем не примечательная жизнь, благополучная и относительно счастливая, неинтересна? Можно ли написать хорошую книгу без драм и ярких событий? А для детей?

Оказывается, можно! Расскажу вам сегодня об одном чудесном произведении одного из моих любимых современных авторов детских книг. Первоначально я планировала пост, но начала листать и провалилась: перечитала целиком. Не вместятся мои мысли и эмоции в 1500 знаков.

Статьи о других ее книгах можно почитать здесь и здесь.

Итак...

Нина Дашевская «Я не тормоз»

Главный герой  - тринадцатилетний Игнат Волков, которого учителя почему-то зовут Зайцевым (ровно до тех пор, пока в классе не появляется новенький - Костя Зайцев). Игнат - абсолютно обычный мальчишка и все же совершенно особенный. Когда меня постигали педагогические неудачи, я обращалась к тексту, чтобы поверить, что подростки бывают такими: воспитанными, спокойными, честными, отзывчивыми и добрыми.

Повествование ведется от первого лица, это не дневник, а зарисовки будней мальчишки, иногда его размышления, иногда наблюдения. Никаких крупных событий в книге не происходит, но ведь жизнь состоит не из бурь, а из солнечных дней и летнего дождика чаще всего. Сквозь несуразно выраженные мысли Игната проступает он сам, его характер и взгляды на жизнь.

У него легкая форма СДВГ, о чем он беспокоится: услышал, как мама говорила подруге, что у мальчика какой-то «сдвиг», и подумал, что больной. Это влияет на жизнь Игната. Он не умеет ходить спокойно, а только гоняет на самокате и роликах. Он не умеет замедляться, вечно спешит. Поэтому часто допускает ошибки в математике, пропуская действия и решая в уме. Он ходит в столовую в одиночку, потому что съедает завтрак в шесть раз быстрее одноклассников. Он любит индивидуальные виды спорта, потому что никто не может за ним угнаться.

Но, как ни странно, именно вечно спешащий Игнат способен заметить чужую боль. Только он остановился помочь лежащему на асфальте окровавленному человеку. Потом уже подошли взрослые, видимо, вначале посчитавшие его пьяным. Игнат видит плачущую девушку и покупает ей кофе.  К нему обращается одноклассница Тонька с просьбой помочь организовать дежурство у больной учительницы: оказывается, ее, зануду-отличницу, никто не любит, а его уважают все.

Интересно показаны отношения с родителями. У мальчика счастливая семья. Мама - помощник театрального режиссера, папа - антрополог, вечно пропадающий в экспедициях. Мама, как водится, вечно делает замечания, что Игнат опаздывает, разбрасывает вещи, все забывает. А потом говорит подруге: «Не знаю, что бы я без него делала. Он ведь всегда был оболтус, а теперь не представляю, как бы я без него справилась» (естественно, в этом месте фонтан слез - моих).

Вот Игнат видит маму на остановке и боится подойти, как будто впервые поняв, какая она у него красивая, молодая, яркая. Мамам на заметку: сын должен восхищаться мамой! Любви недостаточно. Надо, чтобы он гордился идти с ней по улице. Поэтому следить за собой нужно не только ради себя и мужа, но и ради ребенка, в первую очередь, сына! Как приятно было мальчику в другой раз забежать к маме в перерыве и отправиться с ней в кафе, по-взрослому заказав два круассана и кофе, не услышав привычное «сладкое после супа», зато увидев огонь гордости в маминых глазах!

Отец, вечно уезжая на конференции и в экспедиции, сумел сохранить с сыном доверительные отношения. Именно ему, находящемуся в Париже, звонит Игнат, когда ломает ногу. И папа решает проблему по-деловому, хвалит сына, что тот терпит боль, а не ругает за неосторожность.

Какая трогательная любовь связывает Игната и его младшего братишку Левку. Смотреть за малышом не наказание. Сварить ему макароны - удовольствие, отмыть от пролитого супа - забава. «Не отдавайте Левку» в сад - говорят братья, готовые заботиться друг о друге. (в этом месте опять фонтан слез - моих и мамы мальчиков)

А еще Игнат пишет стихи. Нет, не стихи даже, а зарисовки: слова так и прыгают из головы прямо на бумагу. Ничего особенного. Прочитаете и скажете: графомания. Но как здорово, что они приходят и складываются. Значит, человек умеет видеть и думать...

А вообще эту повесть сложно пересказать. Это книга-ощущение, кусочек детства, доброты и свободы, глоток свежего воздуха с загрязненных набережных Москвы-реки, чистое звонкое «ля» среди какофонии современной жизни.

Читайте!!!

Друзья, может, если среди вас те, кто уже знаком с творчеством замечательной Нины Дашевской? Расскажите, что читали? «Скрипку неизвестного мастера», «Около музыки», «Второй», «День числа Пи»? Я только последнюю повесть - «Поиск звука» - пока не читала, но это дело времени.

Другие статьи о детях читайте здесь:

Спасибо, что прочитали!