С эпической темой дороги, звуковых сигналов связан ещё один дар Геннадия Андреевича Кубрякова – старинные, так называемые «каретные часы».
Несколько столетий назад, они выполняли функцию дорожных часов для состоятельных путешественников. Их вешали в каретах, отсюда и пошло их название. В дороге были необходимы надёжные, точные часы. Они должны были выдерживать постоянную вибрацию, температурные перепады, не пропускать пыль и влагу. Каретные часы звучали очень громко и чётко, оповещая пассажиров в полной темноте о текущем времени, отзванивая одним тоном час, другим четверть, третьим оставшееся количество минут. Сигнал был слышен вне зависимости от стука копыт, шума колёс, ветра и дождя. Бой часов оповещал путешественников о том, как долго ещё ехать до ближайшего населённого пункта.
Каретники славились точным механизмом, который изготавливался лучшими часовщиками и редко ломался. Сам часовой механизм считался произведением искусства, чаще всего верхняя часть футляра для часов делалась из стекла, чтобы владелец мог наблюдать самое главное – как шестерни, колёсики и пружины часов щёлкают и тикают внутри корпуса. Однако сам футляр часов был очень прочным (латунь, бронза), с подвижной ручкой, за которую их несли или подвешивали. Небольшие размеры, уникальный дизайн, возможность брать их с собой куда угодно, сделали каретные часы очень модными в XIX столетии и большую часть первой половины XX века. Милые, яркие, весёлые переносные часы – больше двухсот лет с тех пор, как они появились в 1790-е годы, не снимались с производства, не менялась их форма.
Со временем, они совершенствовались внутренне: оснащались компасом, барометром, вечным календарём. Но благородные очертания оставались неизменными, прославленные часовые фирмы всегда придерживались этого правила.
В коллекции Геннадия Кубрякова есть каретные часы работы легендарной русской международной часовой компании. Бренд этой компании «Павел Буре» – считался синонимом часов высочайшего качества (XIX – первое десятилетие XX века). С продукцией фирмы не могли конкурировать даже именитые швейцарские часовщики. Павел Буре решил сделать основным производство часов для среднего класса. Спрос оказался огромным, компания выпускала половину всех недорогих часов в России. Механизмы удивляли точностью хода, простотой использования и элегантным дизайном. Качество изделий было настолько хорошим, что в 1879 году Павел Буре получил почётное звание – Поставщик Императорского Двора и теперь мог гравировать двуглавого орла на своих изделиях. По этим часам сверяли время и члены императорской семьи, а впоследствии, представители советской элиты.
Компания существует по сегодняшний день, под названием Paul Buhre. Внуки Павла Буре – непрямые наследники. Среди них известные хоккеисты Валерий и Павел Буре.
А каретные часы? Теперь их не берут с собой в дорогу, они давно стали предметом коллекционирования, изящным украшением интерьера.
Как эти позолоченные часы, работы русских часовщиков конца XIX века, ставшие топовым предметом собрания Геннадия Кубрякова, важным для сохранения интересного культурного явления.
#геннадий кубряков
#КАРЕТНЫЕ ЧАСЫ
#забытые коллекции
#коллекция_damuseum
#год культурного наследия народов россии