Найти тему
Город на память

«Город на память». 394. Сталинки на «Войковской»

29 августа 2018 года/

В 1930 году П.Сытин писал в книге «Вокруг современной Москвы»: «в треугольнике между Окружной, Балтийской дорогами и Ленинградским шоссе расположился убогий железнодорожный поселок Виндавка». Автор имел в виду местность, где сейчас находятся жилые кварталы Радиаторских улиц и Войковских проездов, но и другие окрестности Ленинградки вряд ли были в те времена живописны. Лишь после войны вблизи моста Победы стали складываться жилые кварталы из коттеджных домиков и солидных многоэтажных сталинок.

-2

Самые старые дома расположены вдоль железной дороги, в окрестностях платформы Ленинградская, которая открылась в 1964 году вблизи моста Победы. Единственный выход с платформы ведёт как раз к этим домам.

-3

После запуска движения электропоездов по Московскому цетральному кольцу (бывшей Московской Окружной железной дороге) было принято решение создать пересадочный узел с переносом платформы Ленинградская ближе к станции МЦК Стрешнево. Новая платформа будет оборудована терминалом для комфортной пересадки на МЦК.

-4

Московская Окружная железная дорога открылась в 1908 году и была предназначена для доставки грузов на заводы и фабрики в обход вокзалов. В 1917 году стальное кольцо стало считаться официальной границей Москвы. Хотя на МОЖД были построены 14 станций с красивыми вокзалами в стиле модерн (архитекторы Александр Померанцев и Николай Марковников), пассажирское сообщение в то время оказалось нерентабельным – трасса пролегала через леса, болота, пашни, дачную местность и по рабочим окраинам. Спустя сотню лет ситуация в корне изменилась и по линии грузовой МОЖД теперь курсируют пассажирские «Ласточки» МЦК.

Смотрите старые фотографии: Мост через Виндавскую железную дорогу. 1907 год:

1907 МОЖД. Мост через Виндавскую ж.д

На МОЖД были возведены десятки инженерных сооружений, предназначенных для движения на паровозной тяге. Про возможную электрификацию железных дорог тогда и не думали, поэтому большинство технических объектов пришлось перестраивать под запуск электропоездов.

-5
-6

Послевоенная застройка 1-го Войковского проезда:
1-й Войковский проезд, 6к1 (1950)
1-й Войковский проезд, 6к2 (1949)
1-й Войковский проезд, 10 (1951)
1-й Войковский проезд, 12 (1951)
1-й Войковский проезд, 14 (1951)
1-й Войковский проезд, 16к2 (1950)
1-й Войковский проезд, 16к3 (1949)
1-й Войковский проезд, 16к1 – семиэтажный кирпичный жилой дом (1957)

-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14

5-й Войковский проезд, 2 – четырёх-пятиэтажный кирпичный жилой дом (1950)

-15
-16
-17

5-й Войковский проезд, 6 – Четырехэтажный кирпичный жилой дом (1952)

Смотрите старые фотографии: Старая застройка перед сносом. 1956-1957 гг.:

1956—1957 Домики у огородов

Деревянные домики и огороды во дворах в шестидесятые годы уступили место кирпичным пятиэтажкам.

-18
-19

В квартале сохранились два типовых школьных здания 1940 года, одно из них (4-й Войковский проезд, 6) по какой-то причине сразу же перепрофилировали: на первом этаже разместилось отделение милиции № 100, а классы на остальных этажах перегородили под коммунальные квартиры.

Смотрите старые фотографии: 100-е отделение милиции. 1946 год:

1946 100 отделение милиции

-20
-21

3-я Радиаторская улица, 15 – бывшая лыжная база детской спортивной школы (1949)

-22

3-я Радиаторская улица, 17 – жилой дом

-23

Складские и конторские здания (ныне предприятие № 5 ГУП «Мосгорснабпродторг»)

-24

Насосная станция

Местные жители вспоминают, что ещё несколько лет назад между деревьями пряталась чугунная водоразборная колонка – в Москве таких было множество, пока в семидесятые годы не снесли последние бараки.

-25

Радиаторские улицы и Войковские проезды получили название по продукции Чугунолитейного завода имени Войкова. Производство было основано братьями Кертингами в 1898 году как «Механический завод по выработке нагревательных приборов для центрального отопления «Бр. Кертинг» русского общества машиностроительного завода». В советское время предприятие специализировалось на изготовлении станков, котлов, отопительных радиаторов.

Смотрите старые фотографии: Завод имени Войкова. 1990 год:

1990 Завод имени Войкова

По воспоминаниям горожан, «грязное» производство буквально отравляло жизнь жителям Ленинградки, ветер разносил зловоние по округе на несколько километров и после ликвидации завода войковцы вздохнули с облегчением. На заводской территории в 2009 году построен торговый комплекс «Метрополис».

-26

Смотрите старые фотографии: Ленинградское шоссе на пересечении с МОЖД. 1950 год:

Ленинградское шоссе на пересечении с окружной ЖД 1950 г с балкона д.19 (215А)

На фото внизу - современный вид с этой точки.

-27
-28

Построенная по типовому проекту станция метро «Войковская» открылась 31 декабря 1964 года в составе участка «Сокол» – «Речной вокзал». Среди предполагаемых вариантов названия фигурировали «Завод Войкова» и «Посёлок Войкова». Дипломатический работник Пётр Войков был застрелен в Варшаве белоэмигрантом в 1927 году и его память была увековечена в советской топонимике. Времена изменилась, и бурная революционная деятельность Войкова, его причастность к расстрелу императора Николая II уже не представляются в героическом свете. Общественность не раз поднимала вопрос о переименовании станции метро.

-29
-30
-31
-32

В окрестностях станции метро находится парк, носящий имя ещё одного революционера и дипломата Вацлава Воровского, также убитого белогвардейцем. В глубине парка сохранился особняк клиники доктора Коровина, открывшейся в 1898 году и специализирующейся на лечении от алкогольной зависимости. Позднее в здании размещался санаторий, госпиталь, а с пятидесятых годов – Дом пионеров Ленинградского района.

-33

Исторический павильон на трамвайном кольце (вероятно, 1926, Е.Шервинский)

-34

«Город на память» уже рассказывал о планах реконструкции кинотеатра «Варшава» (1970) под размещение некоего гастрономического центра, но видимых перемен пока не происходит.

-35

Вдоль шоссе выстроились парадные сталинки. Ленинградское шоссе, 13к1 – жилой дом (1958, Е.Вулых, Н.Хлынов) строился для сотрудников Военно-Морского министерства СССР, на фасаде можно увидеть мемориальные доски в честь живших здесь героев-моряков.

-36
-37
-38
-39
-40
-41

Ленинградское шоссе, 15 – жилой дом (1955, архитектор А.Гурков)

-42
-43

Ленинградское шоссе, 17 – жилой дом (1940)

-44

Ленинградское шоссе, 19 – жилой дом (1940)

-45
-46

Ленинградское шоссе, 21 – жилой дом (1940)

-47
-48

Главное украшение района – мост Победы, первое монументальное сооружение, посвящённое победе советского народа в Великой Отечественной войне (архитектор Дмитрий Чечулин и скульптор Николай Томский). Путепровод над путями Рижского направления Московской железной дороги открылся в 1943 году. Вспоминает скульптор Томский: «Знаете, когда я был безмерно счастлив? В утро перед Парадом Победы в 1945 году я шёл по мосту, а к центру двигались войска. Колонны, завидев мост, переходили с марша на строевой шаг, держа равнение на монументы воинов – защитников Москвы, командиры отдавали памятнику честь».

-49
-50
-51
-52
-53

Сквер имени космонавта Волкова получил нынешнее название в 1975 году одновременно с открытием памятника Владиславу Волкову, погибшему в составе экипажа космического корабля «Союз-11» (Добровольский, Волков, Пацаев) 30 июня 1971 года при спуске на Землю.

-54

1-й Новоподмосковный переулок, 2 – жилой дом (1953). По городской легенде, этот дом мог стать ещё одной сталинской высоткой, но в последний момент из проекта убрали центральную башню.

Смотрите старые фотографии: Строительство жилого массива. 1953 год:

1953 Ново-Подмосковная улица

-55
-56
-57

Улица Космонавта Волкова, 3 – жилой дом (1954)

-58

Улица Космонавта Волкова, 5к1 – жилой дом (1955). В этом доме жил Владислав Волков.

-59

Ленинградское шоссе, 8к2 – жилой дом (1939), в 1953 году к нему пристроили два крыла.

Смотрите старые фотографии: Ленинградское шоссе, 8к2. 1949 год:

1949 Ленинградское шоссе. Вид с моста Победы

Смотрите старые фотографии: Бакалейно-кондитерское отделение магазина № 36 «Гастроном». 1949 год:

1949 Бакалейно-кондитерское отделение магазина № 36 "Гастроном"

-60
-61
-62
-63

Во дворе

-64
-65

1-й Новоподмосковный переулок, 4 – жилой дом (1954)

-66
-67

Путеводитель - это алфавитный указатель с активными ссылками, по которым можно открыть любую публикацию канала «Город на память». Хотите побывать в Театре Вахтангова, в Московской консерватории, на стадионе «Лужники», в Архитектурном институте, на смотровой площадке телебашни, в старейших депо метрополитена, за кулисами Большого Московского цирка, заглянуть в каждый павильон ВДНХ, прогуляться вдоль МКАД или по берегам Яузы? В Путеводителе представлено свыше 800 столичных достопримечательностей.

Фотографии: Евгений Чесноков

-68

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
-69

#городнапамять #москва #архитектура #история #сталинки #советскаямосква #ссср