Найти в Дзене
О Москве нескучно

Как выглядели первые станции Московского метро, и что с ними стало сегодня: Часть 2

Оглавление

Очень рад, что вам понравилась первая часть статьи о станциях Московского метро, которые открыли в 1935 году. Поэтому сегодня мы продолжим наш маршрут по этим платформам. Проедемся от "Библиотеки им. Ленина" до "Парка культуры". Ненадолго вернёмся обратно, на "Охотный ряд". И уже потом двинемся в сторону "Смоленской" Филёвской линии.

Интересная брошюра 1935 года с картой метро, правилами поведения, а также полезной информацией. С сайта www.metro.ru.
Интересная брошюра 1935 года с картой метро, правилами поведения, а также полезной информацией. С сайта www.metro.ru.

Посмотрим, какими станции открылись изначально, и увидим, что в них изменилось за столько лет. Напоминаю, что названия указаны те, которые станции носили именно в 1935 году, на момент открытия. Если вы не читали первую часть, это не помешает вам при просмотре этой статьи. Но если хотите ознакомиться, то ссылка на материал будет в конце текста. Пока же давайте сядем в вагон и отправимся дальше узнавать #московское метро 1935 года.

Осторожно, двери закрываются, следующая станция "Библиотека им. Ленина".

Станция "Библиотека им. Ленина"

Название получила в честь одноимённой библиотеки, которую на тот момент построили ещё не до конца. Работы по её возведению начались в 1929 году, а завершились только в конце 1950-х. Это в будущем повлияло и на архитектуру метро, если говорить об утратах. Авторы проекта станции: Александр Гонцкевич и С. С. Сулин. К сожалению, Гонцкевич не дожил несколько дней до открытия метро в мае 1935 года, поэтому так и не смог увидеть "Библиотеку им. Ленина" с пассажирами.

С точки зрения архитектуры, станция с годами почти не изменилась. Отметить можно лишь новое гранитное покрытие пола и сооружение мостика в центре зала для перехода в 1965 году. В остальном "Библиотека им. Ленина" осталась такой же, как и была на момент открытия (покрытие путевых стен, освещение). Утраты станции связаны с выходами на поверхность. Со временем она лишилась обоих наземных вестибюлей. Один из них (северный), что располагался у здания библиотеки, снесли в конце 1940-х. Теперь там обычный подземный переход. Южный, недалеко от дома Пашкова, отдали открывшейся в 1986 году станции "Боровицкая". Конструкцию немного перестроили, а также увеличили в размерах.

Осторожно, двери закрываются, следующая станция "Дворец Советов".

Станция "Кропоткинская" ("Дворец Советов")

Название возникло благодаря сооружению, которому так и не суждено было появиться на месте храма Христа Спасителя. Дворец Советов планировался, как вершина сталинской архитектуры. Но по многим причинам проект в жизнь не воплотили. В итоге в 1957 году станции присвоили новое название - "Кропоткинская". Так именовалась в те времена улица Пречистенка. В честь теоретика анархизма 19 века Петра Кропоткина, который родился в этом районе. Авторы проекта станции: Алексей Душкин и Яков Лихтенберг.

Архитекторы во время создания станции вдохновлялись Древним Египтом. А именно - храмом Амона в Карнаке. Поэтому на лестницах установили растения, похожие на тропические, а колонны расширялись кверху, переходя в пятиконечные звёзды. Такой приём был рассчитан на отражение света, чтобы придать станции таинственности. Но в итоге получилось очень темно. Горшки с настоящими растениями оказались не лучшим декором для метро с точки зрения стойкости, поэтому их быстро убрали. Со временем поменяли асфальтовое покрытие пола на красный и серый гранит и сделали шахматный узор. Путевые стены изначально украсили керамической плиткой в виде сот. Но с годами её поменяли на светлый мрамор, под цвет колонн. Пытались усилить и освещение. Но даже в наше время здесь достаточно темно. Не так, как на "Красных воротах", конечно. Но всё же.

Осторожно, двери закрываются, следующая станция "Парк культуры".

Станция "Парк культуры"

Изначально платформу планировали назвать "Крымской площадью". Но в итоге она стала именоваться в честь ПКиО им. Горького. Хотя находился он достаточно далеко. Историки считают, что тогда эта станция являлась ближайшей к месту отдыха москвичей. Такое имя ей могли дать, просто чтобы людям было удобнее ориентироваться и доехать до парка. Авторы проекта станции: Георгий Крутиков и Валентин Попов.

Кардинальных перестроек станция с годами не претерпела. Но здесь, как и на многих других, заменили освещение. Исчезли лампы в круглых плафонах из квадратных углублений (кессонов), а также симпатичные люстры вдоль центральной оси платформы. Но к их замене подошли более креативно. Это не просто голые лампочки, а светильники с определённым дизайном. Путевые стены со временем лишились шестигранной керамической плитки. На смену ей пришла квадратная, голубого цвета. Также пол сменил асфальтовое покрытие на тёмный гранит.

Самой большой утратой станции можно назвать южный наземный вестибюль. Его снесли в конце 1940-х годов, чтобы возвести новый, более внушительных размеров. Сегодня его используют как для Сокольнической, так и для Кольцевой линии. Через него же пассажиры делают переход между станциями. На "Парке культуры"- радиальной так и не появилось возможности перейти прямо на платформе. Нужно подниматься на поверхность.

Ненадолго возвращаемся на "Охотный ряд", чтобы пересесть на поезд, который увезёт нас в сторону "Смоленской". Хотя в 1935 году так нельзя было делать. Требовалось покупать отдельный билет до этой станции. Иначе пассажира могли оштрафовать. Турникетов тогда не было, но контролёры стояли на входе и постоянно ходили по вагонам.

Станция "Охотный ряд" во время ночных работ в 1940 году. С сайта www.pastvu.com.
Станция "Охотный ряд" во время ночных работ в 1940 году. С сайта www.pastvu.com.

Осторожно, двери закрываются, следующая станция "Коминтерн".

Станция "Александровский сад" ("Коминтерн")

Одна из рекордсменок по смене названий в Московском метро. В 1935 году она открылась под именем "Коминтерн". Однако продержалось оно недолго - поменяли на "Улица Коминтерна". В 1946-м на схемах уже можно было увидеть "Калининскую". Наконец, в 1990 году, появилось современное название Александровский сад. Его дали в честь одноимённого парка вдоль Кремлёвской стены. Рядом с ним находится выход в город с платформы. Про то, что несколько дней названием в 1990-м было "Воздвиженка", упомяну. Однако непонятно, являлось ли оно на самом деле официально утверждённым. Авторы проекта станции: Александр Гонцкевич и С. С. Сулин.

Изначально эту станции вообще не планировали строить, поэтому вписывать конструкцию пришлось в небольшое пространство. Декора здесь, в отличие от других платформ первой очереди, было мало. Центральный ряд колонн даже не отделали мрамором. С годами со станции пропали светильники в круглых плафонах. Их место заняли длинные люминесцентные лампы. Также пол из асфальтового превратился в гранитный. "Александровский сад" является одной из немногих, где время не только отнимало части декора, но и добавляло новые. Так в 1946 году появился мостик. Он связал две платформы между собой.

Осторожно, двери закрываются, следующая станция "Арбатская".

Станция "Арбатская"

Название дали по Арбатской площади, на которой возвели наземный вестибюль станции. Он, кстати, получился намного более изысканным и выразительным, чем сама платформа. Автор проекта: Леонид Теплицкий.

Годы не сильно поменяли облик "Арбатской". По сути, из первоначальных украшений утрачены только весьма оригинальные люстры по центральной оси платформы. Их, как и светильники-шары над боковыми частями заменили малосимпатичными люминесцентными лампами. К удачным преобразованиям можно отнести гранитное покрытие пола. Тёмно-красный цвет придаёт яркий акцент станции, на которой не так много архитектурных украшений.

Станция "Арбатская" в 2016 году. Фото из Википедии.
Станция "Арбатская" в 2016 году. Фото из Википедии.

Интересный факт: на этой станции располагается буфет, вход который открыт не только работникам метро, но и всем желающим. В него можно попасть, если выйти из последнего вагона поезда в сторону "Киевской". Сам я там ни разу не был. Однако многие говорят, что еда неплохая.

Осторожно, двери закрываются, следующая станция "Смоленская".

Станция "Смоленская"

Название дали по Смоленской площади, на которую выходили вестибюли. К этой занимательной информации мы ещё вернёмся. А пока немного о самой станции. На неё изначально были большие планы. Думали, что платформа станет пересадочной для Кольцевой линией. Под переход оставили задел, но планы со временем изменились. С 1953 по 1958 годы "Смоленская" вместе с "Арбатской", "Александровским садом" и "Киевской" вообще не работала. Участок закрыли за ненадобностью, потому что начал работать параллельный отрезок Арбатско-Покровской линии глубокого заложения. Но в 1958-м поезда здесь поехали вновь, уже по Филёвской линии (изначально Арбатско-Филёвской). Авторы проекта "Смоленской": Сергей Андриевский и Тимофей Макарычев.

Если возвращаться к станции "Смоленская", то на самой платформе изменились только освещение (убрали красивы лампы) и покрытие пола. Оно стало гранитным. Более интересна #история наземных вестибюлей. Оба до нашего времени не сохранились. Один из них вообще стоял по середине Садового кольца. Сейчас такое представить невозможно. Тогда решение также оказалось излишне своеобразным. Уже в 1937 году южный вестибюль снесли, потому что конструкция мешала движению транспорта.

Станция "Смоленская" в 2018 году. Фото из Википедии.
Станция "Смоленская" в 2018 году. Фото из Википедии.

Также сложилась судьба и северного вестибюля. Только продержался он до 1950-х. А в 1958 году открылся вновь, но уже, как часть сталинского жилого дома на Смоленской площади. Старые коридоры, по которым можно было попасть на станцию через южный вестибюль, сохранились. Теперь их используют для подземного перехода.

Напоследок немного про сами поезда Московского метро. В 1935 году они насчитывали только 4 вагона. Платформы, конечно, строили с запасом. Так что уже в следующем году количество увеличили до 6. Сокольническая линия теоретически может вмещать составы из 8 вагонов, правда совсем без запаса (составы модели "Москва-2019"). Также сейчас тут эксплуатируют поезда "Русич" и "номерные". У них до сих пор лишь 7 вагонов (такое количество ввели на линии ещё в 1954 году). Многие пассажиры, особенно на "Комсомольской" в сторону "Сокольников" часто испытывают неприятное удивление, когда последний вагон проезжает мимо и останавливается совсем не в конце платформы.

Наша прогулка по метро 1935 года завершена. Надеюсь, вам понравилось. Как и обещал, ссылка на 1 часть материала о станциях Московского метро:

Как выглядели первые станции Московского метро, и что с ними стало сегодня: Часть 1

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!