Привет, друзья! Активное освоение родных просторов стало одной из ведущих задач советских людей в середине прошлого века.
В стране, где дорожная сеть развита, мягко говоря, недостаточно, – это была по-настоящему амбициозная задача.
Для ее решения применялись различные нетривиальные подходы. Одним из направлений технического творчества в этом направлении были автомобили-амфибии.
Первый советский опытный автомобиль-амбиция был создан в 1951 году в Научном автомоторном институте (НАМИ), который получил название НАМИ-011.
Его прообразом стали американские Ford GPA, которые СССР получал из США по программе «Ленд-лиз» во Великой Отечественной войны.
В серии эти машины получили марку ГАЗ-011, а военные им присвоили индекс МАВ-67. МАВ – это «малый автомобиль водоплавающий». По шоссе они могли двигаться со скоростью до 90 км/ч, а по воде – в 10 раз меньшей.
Всего было собрано около сотни таких амфибий. В основном, они использовались в инженерных войсках.
Вскоре на смену этому водоплавающему внедорожнику пришла новая модель ГАЗ-46, который стали собирать на базе знаменитого ГАЗ-69 («козлика»).
Эта версия амфибии отличалась большей надежностью работы механизмов и улучшенными техническими характеристиками. Всего за период с 1953 по 1958 годы, когда выпускались эти машины, их было произведено порядка 650 штук.
Параллельно в начале 1950-х годов для перевозки крупных грузов по комбинированным водно-сухопутным маршрутам был создана амфибия БАВ-485. БАВ – это «большой автомобиль водоплавающий».
Этот автомобиль имел грузоподъемность – 2,5 тонны на суше и 2,9 тонн на воде, и мог перевозить на себе, например, средних размеров гаубицу с артиллерийским расчетом.
В серии он назывался ЗИС-485, а потом был переименован в ЗИЛ-485, а его более поздняя модификация ЗИЛ-485А. В общей сложности до 1963 года было создано более 2 тысяч машин этих серий.
В середине 1960-х годов на базе «Запорожца» был создан удачный легкий внедорожник-амфибия ЛуАЗ-967.
У военных он имел обозначение «транспортёр переднего края» и предназначался для подвоза боеприпасов, эвакуации раненных, разведки и других подобных задач.
ЛуАЗ-967 выпускался на протяжении почти четверти века, и до 1989 года было изготовлено почти 8 тысяч таких машин.
Несмотря на то, что водоплавающие машины, в основном, использовались военными, гражданские изобретатели-любители в Советском Союзе также сконструировали множество разнообразных вариаций автомобилей-амфибий.
Наиболее известные из них – это катомобиль («катамаран-автомобиль») братьев Демидовых, «Ихтиандр» инженера Игоря Рикмана и «Тритон» Дмитрия Кудрячкова.
К сожалению, ни один из гражданских водоплавающих автомобилей в серию не пошел.
Во второй половине 1970-х и в 1980-х годов свою амфибию создавали на Волжском автозаводе на базе автомобиля ВАЗ-2121 «Нива». Водоплавающая модификация получила наименование .
По назначению автомобиль позиционировался как военный, но в открытых документах завода значился как «автомобиль для рыболовов и охотников».
«Река» прошла полный цикл разработки и испытаний, был принят госкомиссией и рекомендован к производству, однако в 1988 году в связи с кризисными явлениями в экономике СССР проект был закрыт на стадии внедрения в производство.
Похожая судьба сложилась и у ульяновского водоплавающего внедорожника УАЗ-3907 «Ягуар». Опытно-конструкторские работы по нему были завершены к 1989 году.
На этой стадии было изготовлено 14 образцов. Один из них во время испытаний проплыл по Волге от Ульяновска до Астрахани и обратно.
В итоге «Ягуар» был принят на вооружение Советской армией, но из-за развала СССР в 1991 военные отказались от машины. А исключительно гражданскую версию в тех условиях на заводе выпускать серийно опасались.
Уважаемые читатели, благодарю за внимание к моей статье. Если вам интересны такие темы, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на КАНАЛ, чтобы не пропустить следующие публикации.