Найти тему
Загадки Сибири

Водоплавающие машины в СССР

Привет, друзья! Активное освоение родных просторов стало одной из ведущих задач советских людей в середине прошлого века.

В стране, где дорожная сеть развита, мягко говоря, недостаточно, – это была по-настоящему амбициозная задача.

Для ее решения применялись различные нетривиальные подходы. Одним из направлений технического творчества в этом направлении были автомобили-амфибии.

Автомобиль-амфибия ГАЗ-46 в Петропавловске-Камчатском
Автомобиль-амфибия ГАЗ-46 в Петропавловске-Камчатском

Первый советский опытный автомобиль-амбиция был создан в 1951 году в Научном автомоторном институте (НАМИ), который получил название НАМИ-011.

Его прообразом стали американские Ford GPA, которые СССР получал из США по программе «Ленд-лиз» во Великой Отечественной войны.

ГАЗ-011
ГАЗ-011

В серии эти машины получили марку ГАЗ-011, а военные им присвоили индекс МАВ-67. МАВ – это «малый автомобиль водоплавающий». По шоссе они могли двигаться со скоростью до 90 км/ч, а по воде – в 10 раз меньшей.

Всего было собрано около сотни таких амфибий. В основном, они использовались в инженерных войсках.

Вскоре на смену этому водоплавающему внедорожнику пришла новая модель ГАЗ-46, который стали собирать на базе знаменитого ГАЗ-69 («козлика»).

ГАЗ-46
ГАЗ-46

Эта версия амфибии отличалась большей надежностью работы механизмов и улучшенными техническими характеристиками. Всего за период с 1953 по 1958 годы, когда выпускались эти машины, их было произведено порядка 650 штук.

Параллельно в начале 1950-х годов для перевозки крупных грузов по комбинированным водно-сухопутным маршрутам был создана амфибия БАВ-485. БАВ – это «большой автомобиль водоплавающий».

БАФ-485 на испытаниях в Крыму
БАФ-485 на испытаниях в Крыму

Этот автомобиль имел грузоподъемность – 2,5 тонны на суше и 2,9 тонн на воде, и мог перевозить на себе, например, средних размеров гаубицу с артиллерийским расчетом.

В серии он назывался ЗИС-485, а потом был переименован в ЗИЛ-485, а его более поздняя модификация ЗИЛ-485А. В общей сложности до 1963 года было создано более 2 тысяч машин этих серий.

ЛуАЗ-967 на воде
ЛуАЗ-967 на воде

В середине 1960-х годов на базе «Запорожца» был создан удачный легкий внедорожник-амфибия ЛуАЗ-967.

У военных он имел обозначение «транспортёр переднего края» и предназначался для подвоза боеприпасов, эвакуации раненных, разведки и других подобных задач.

Катамаран-автомобиль (катамобиль) братьев Демидовых
Катамаран-автомобиль (катамобиль) братьев Демидовых

ЛуАЗ-967 выпускался на протяжении почти четверти века, и до 1989 года было изготовлено почти 8 тысяч таких машин.

Несмотря на то, что водоплавающие машины, в основном, использовались военными, гражданские изобретатели-любители в Советском Союзе также сконструировали множество разнообразных вариаций автомобилей-амфибий.

Ихтиандр" И. Рикмана
Ихтиандр" И. Рикмана

Наиболее известные из них – это катомобиль («катамаран-автомобиль») братьев Демидовых, «Ихтиандр» инженера Игоря Рикмана и «Тритон» Дмитрия Кудрячкова.

К сожалению, ни один из гражданских водоплавающих автомобилей в серию не пошел.

"Тритон" Д. Кудрячкова
"Тритон" Д. Кудрячкова

Во второй половине 1970-х и в 1980-х годов свою амфибию создавали на Волжском автозаводе на базе автомобиля ВАЗ-2121 «Нива». Водоплавающая модификация получила наименование .

По назначению автомобиль позиционировался как военный, но в открытых документах завода значился как «автомобиль для рыболовов и охотников».

ВАЗ-2122 « Река»
ВАЗ-2122 « Река»

«Река» прошла полный цикл разработки и испытаний, был принят госкомиссией и рекомендован к производству, однако в 1988 году в связи с кризисными явлениями в экономике СССР проект был закрыт на стадии внедрения в производство.

Похожая судьба сложилась и у ульяновского водоплавающего внедорожника УАЗ-3907 «Ягуар». Опытно-конструкторские работы по нему были завершены к 1989 году.

На этой стадии было изготовлено 14 образцов. Один из них во время испытаний проплыл по Волге от Ульяновска до Астрахани и обратно.

УАЗ-3907 «Ягуар»
УАЗ-3907 «Ягуар»

В итоге «Ягуар» был принят на вооружение Советской армией, но из-за развала СССР в 1991 военные отказались от машины. А исключительно гражданскую версию в тех условиях на заводе выпускать серийно опасались.

Уважаемые читатели, благодарю за внимание к моей статье. Если вам интересны такие темы, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на КАНАЛ, чтобы не пропустить следующие публикации.

Авто
5,66 млн интересуются