Найти тему
Психология и тексты

Боль

Душевная боль – самое мучительное из чувств. Ее трудно выносить. Слишком сильная или слишком долгая боль может разрушить психику, поэтому в психике действуют механизмы защит. Под их действием возникает расщепление – психическая реальность как бы раскалывается на две части, одна из которых остается в сознании, вторая перестает осознаваться. Крайние случаи расщепления – это уже вопросы психиатрии.

Но и на уровне нормы расщепление может требовать помощи психолога. Ведь в момент соединения с травмированной частью прошлая боль возвращается, и нужны ресурсы на ее проживание. Зная о том, что будет больно, многие люди предпочитают избегать психотерапии как можно дольше, и их можно понять.

Однако избегание не безвредно, у него есть свои негативные последствия. Постепенно деформируется личность, формируются психические расстройства. Каждый раз человек оказывается между Сциллой и Харибдой – впустить боль или ухудшить характер. Зависимость, подозрительность, замкнутость, тревожность – все это последствия избегания, которые портят и разрушают отношения с окружающими.

Боль – первичное чувство. Оно тотально захватывает человека. Проявляется плачем, стонами, рыданиями, криком, телесными движениями (сгибание, скручивание, сжатие рук). В боли человек не может связно формулировать мысли. Речь как высшая психическая функция отходит на второй план. Когда на сессии клиент соединился с болью и начал открыто ее выражать, техники больше не требуются, только эмпатическое присутствие. Тело клиента все сделает само (психиатрические случаи за скобками).

Иногда подлинный, глубокий контакт с самим собой возможен только через боль. И в моменте это может быть ужасно. Но, как и физическая боль, будучи прожитой до конца, душевная боль отпускает сердце и безвозвратно уходит в прошлое. А сердце освобождается для жизни и для всего, чем вы захотите эту жизнь наполнить, – интереса, восторга, легкости и любви. Главные дары, который оставляет прожитая боль, – чувство собственного «Я» и способность к состраданию. Это важные вещи.

В жизни человека могут произойти действительно страшные события, боль от которых невыносима. С этим работают особые специалисты.

У некоторых людей есть специфика темперамента – повышенная ранимость. Они испытывают боль от обычных вещей. Резко сказанное слово или обоснованная злость (даже направленная не на них, а на кого-то другого) может стать для ранимого человека травмирующим событием. Надо сказать, что таких людей не так уж и мало. Поскольку они испытывают настоящие страдания, постоянно ранясь в отношениях, они являются активными потребителями психологического поп-контента, но при этом редко приходят в терапию (по той же причине: сам по себе контакт с психологом, а также с собственными чувствами, для них слишком болезненный).

С информацией, полученной из открытых источников, они обращаются своеобразно, исходя, опять же, из собственного уровня ранимости. С их легкой руки начальник, дающий обычные рабочие поручения, превращается в нарцисса. Партнер, поворчавший насчет бытовой ерунды, в абьюзера. Обозначить ранимому человеку свои границы = проявить психологическое насилие. Сказать о своих чувствах = им манипулировать.

Вооружившись психологическим знанием, ранимые люди озадачивают окружающих, заставляя последних усомниться в своих моральных качествах. Если вы в отношениях с ранимым человеком, вам нужно хорошо удерживать свои границы и противостоять таким нападкам. С вами все в порядке. С ним, по большому счету, тоже. Единственное, что вы можете сделать, – помочь ему по возможности осознавать собственную сверхчувствительность.

Высокая ранимость – это не патология, это вопрос адаптации. Следует повышать толерантность к боли, а не пытаться подстроить мир под себя. Опираясь на помощь психолога, ранимый человек учится проживать болезненные эпизоды, сохраняя устойчивость и поддерживая себя.