Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) у всех может проявляться по-разному. Но механизм всегда один:
- Возникновение неприятной навязчивой мысли (или образа);
- Тревога и желание избавиться от мысли;
- Воспроизведение ритуала, "ликвидирующего последствия" мысли.
В моем случае первые симптомы ОКР проявились в возрасте девяти лет. Меня стали посещать неприятные образы. В основном о том, как я делаю что-то неприемлемое. Что-то такое, что сам бы никогда не сделал.
Например, мне мог беспричинно прийти образ того, как я бесчинствую на могилах своих еще здравствующих (!) близких родственников. Жуткий образ для ребенка. Его учили быть вежливым по отношению к старшим, а он такие "гадкие" вещи представляет.
И это действительно было жутко. Я не понимал, почему мне пришла в голову такая мысль, но точно знал, что таких мыслей у меня быть не должно. Как следствие, возникли "ликвидирующие" ритуалы.
Многие люди с ОКР верят в то, что мысли могут менять реальность. И именно поэтому важно "не думать грязные мысли". И чтобы образ в моей голове не воплотился в жизнь, я стал резко закрывать глаза и открывать лишь в тот момент, когда "неприемлемый" образ сменится другим. А далее резко приступал к продолжению своей деятельности.
Например, если я "до образа" делал ДЗ по математике, я открывал глаза и сразу же продолжал решать уравнения. Я как будто бы "вырезал" фрагмент из жизни, когда закрывал глаза. А если этого фрагмента "не было", то и ничего страшного не произойдет.
Конечно, чем дальше, тем чаще это происходило. И подобные ритуалы стали мешать. Они отвлекали и отнимали время. И вместо получаса на ДЗ, я тратил час.
Хороший психотерапевт привел бы меня к пониманию того, что:
- подобные мысли бывают абсолютно у всех людей и это нормально;
- эти мысли не способны влиять на реальность;
- не нужно пытаться их подавить, а, наоборот, дать им свободно протекать и тогда они сами уйдут.
Но психотерапевта у меня тогда не было. И, по логике, если бы я продолжил свои попытки подавлять эти мысли и постоянно воспроизводил бы свой ритуал, мое состояние должно было только ухудшаться. Но каким-то чудом я сам пришел к пониманию вышеперечисленных положений.
Я попросту устал пытаться избегать этих образов. Жить с попытками их "ликвидации" через закрывание глаз было даже хуже, чем просто с этими образами. И в последующем, когда мне вновь приходили неприятные образы, я уже не пытался от них избавиться и продолжал заниматься своей деятельностью. Хотя иногда, конечно, срывался.
Но в итоге я вот таким случайным образом прервал охранительное поведение и научился относиться к мыслям как к просто мыслям.
Однако на этом моя история с ОКР не закончилась. Я разобрался с обсессиями и избавился от соответствующей компульсии. Но появились другие компульсии. И сразу много. О них - во второй части.