Найти тему
Капсула времени

Блокада Ленинграда доказала, что доведенный до отчаяния человек съест все. Чем кормили голодающее население

Оглавление
Хлеб по карточкам.
Автор:  Alexey Varfolomeev / Wikimedia Commons/ RIA / https://clck.ru/gvFFp
Хлеб по карточкам. Автор: Alexey Varfolomeev / Wikimedia Commons/ RIA / https://clck.ru/gvFFp

Может ли человек есть телячью шкуру, овечьи субпродукты или целлюлозу?

Может быть все, если ситуация толкает его на крайние меры, как это обнаружили жители осажденного и обездоленного Ленинграда в 1941 году.

При замыкании блокадного кольца вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года город оказался совершенно неподготовленным.

Комиссар из Москвы, прибывший на место происшествия, к своему ужасу обнаружил, что запасенного зерна хватит только на 35 дней, макарон и крупы — на 30 дней, мяса, как переработанного, так и скота, — на 33 дня, а масла и других жиров — на 45.

Вонь горящего окорока

Сахара должно было хватить на 60 дней (почти все время, пока продолжалось производство сладостей). Даже самые предусмотрительные администраторы не смогли бы составить полный рацион для примерно 3,3 миллиона жителей города при таких низких запасах.

Жители Ленинграда собирают дождевую воду в ведра из воронки от бомб. Как будто проблем было недостаточно, один из складов, названный в честь своего дореволюционного владельца Бадаева, задымился.

Несмотря на официальную информацию о том, что там сгорели старые документы, запчасти и немного сахара, жители города не были обмануты — ведь они чувствовали запах обугленного окорока.

Кондитерское производство
Кондитерское производство

Корм для людей

Когда на продовольственных складах уже было видно дно, они начали резко сокращать пайки и искать заменители обычной пищи. Сначала город прочесали вдоль и поперек, чтобы обойти все забытые магазины.

А когда этот этого становилось мало толку, остатки муки соскабливали со стен мельниц и выковыривали из щелей в полу, солод изымали из пивоварен, а фураж для лошадей забирали у армии.

Лишенные овса, животные питались березовыми веточками, смоченными в кипятке и посыпанными солью.

Зерно с затонувших барж

Когда этих запасов не хватало, они обращались ко все более низкокачественным добавкам, которые смешивались с остатками муки в городе. Водолазы занялись вылавливанием барж с зерном, затонувших в результате бомбардировки.

Обычно их содержимое сразу выбрасывалось — переросшее и перепревшее зерно уже начало прорастать. Столкнувшись с катастрофической ситуацией, это пришлось использовать. Употребление зерна в сыром виде привело бы к отравлению, но, когда сушили и пекли хлеб, токсины удалялись благодаря теплу.

Благодаря этой замене город сократил ежедневное потребление муки более чем наполовину. И это, однако, было временным решением. К концу осени 1941 года заменители все меньше походили на еду.
Boris Kudoyarov. Wikimedia Commons / RIA
Boris Kudoyarov. Wikimedia Commons / RIA

Так же люди готовили и употребляли так называемую"мясную пасту". Она воняла на многие мили. Не помогали даже специи в виде перемолотой гвоздики.

Из чего состоял этот ароматный деликатес?

В доках было найдено две тысячи тонн овечьих субпродуктов, а в кожевенном заводе — телячьи шкуры. Все перемалывалось в суспензию.

Нарезка из хлопка и целлюлозы

К концу ноября хлеб был накачан до такой степени, что уже не имел ничего общего с хлебом, каким мы его знаем. В дополнение к остаткам муки добавлялось прессованное хлопковое семя, а также гидролизованная целлюлоза (у человека нет ферментов, необходимых для переваривания обычной целлюлозы), которая получалась из сосновых опилок.

Выпекать это "подобие" хлеба приходилось на больших противнях, в противном случае хлеб бы развалился. Выпеченные таким образом хлеба были очень тяжелыми, немного глинистыми, по вкусу напоминали траву.

Формочки нужно было смазать жиром, иначе хлеб не выходил. Чтобы сохранить бесценный жир, химики разработали смесь из воды, подсолнечного масла и так называемого "мыла", побочного продукта переработки кулинарных масел в топливо.

Один ленинградец, некто Павлов, вспоминал, что от этого буханки приобретали слегка оранжевый цвет, "но потеря качества была вполне терпимой, а сэкономленное масло шло в столовые".
Фотографии из хлебозавода № 61
Фотографии из хлебозавода № 61

Дрожжевой суп из перебродивших опилок

Пожалуй, самой большой гадостью был так называемый "дрожжевой экстракт". Это вещество, как и гидролизованная целлюлоза, которой дополняли хлеб, было детищем Академии лесного хозяйства. Его изготавливали из ферментированных березовых опилок. В процессе производства им придавали твердую консистенцию и формовали в большие листы.

Затем "дрожжевой экстракт" распределялся по кухням предприятий и столовым для дальнейшей переработки. После растворения в горячей воде и минимального количества приправ его подавали как "дрожжевой суп".

Все, чтобы выжить

Некоторые из этих добавок кажутся нам несъедобными и даже отвратительными с сегодняшней точки зрения. Но давайте вспомним о том крайнем отчаянии, которое двигало ленинградцами в те тяжелейшие времена.

Важен был не вкус и аппетитный вид, а то, что отвратительная жижа продлевала жизнь еще на десяток-другой часов и давала немного надежды на выживание. И именно надежда была последним, что осталось у жителей осажденного города.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях.

#ссср #блокада ленинграда #ленинград #история #история ссср #история россии #великая отечественная война

Почему Владимир Ленин боролся против алкоголя
Капсула времени27 апреля 2022

Еда
6,93 млн интересуются