Найти тему
Замурчательно!

Кот-воздухоплаватель, или как американцы через Атлантику на дирижабле летали.

В начале прошлого века в обиход стало прочно входить доселе непопулярное (впрочем, как и сейчас) слово "воздухоплаватель". Им называли тех отважных, что осмелились подняться на борт и стать у руля настоящего воздушного корабля - дирижабля. Эти гиганты, несмотря на свою невысокую скорость, казались очень перспективным видом транспорта, особенно на фоне тогда ещё только развивающейся авиации. Дирижабли обладали надёжностью, большой грузоподъёмностью, экономичностью а некоторые воздушные лайнеры отличались поистине королевской отделкой и шикарными каютами.

Естественно, ничто не бывает без минусов. Дирижабли начала ХХ века очень боялись огня - а всё из-за того, что "несущим газом" в них выступал крайне взрывоопасный водород. Многие видели ужасные кадры катастрофы дирижабля "Гинденбург", произошедшей из-за возгорания водорода и унёсшей 36 человеческих жизней. Считается, что именно эта трагедия "похоронила" эпоху пассажирских дирижаблей.

Впрочем, сегодня я всё же хочу Вам рассказать не о катастрофах, а о настоящей КОТострофе на борту дирижабля.

"Америка" во время попыток долететь к Северному Полюсу
"Америка" во время попыток долететь к Северному Полюсу

В 1910-м году известный журналист Вальтер Уэлман в составе экипажа из ещё пяти человек решил пересечь Атлантический океан на дирижабле "Америка". Стоит упомянуть, что воздушное судно было многострадальным - несколько раз Уэлман и его товарищи пытались достичь на нём Северного Полюса, но что-то вечно шло не по плану, согласно известному закону Мёрфи. То откажут сразу все двигатели, то оторвётся и упадёт наземь устройство с балластом. Дирижабль неоднократно перестраивали и модернизировали, но всё без толку - Северный Полюс оказался недосягаемым. Тогда было решено сменить цель - переплыть по воздуху Атлантику - не меньшая авантюра, но с более предсказуемыми препятствиями на пути.

-5

И вот, 15-го октября, поднявшись в небо из Атлантик-Сити, "Америка" легла на курс к рекорду. У одного из членов экипажа, штурмана по имени Мюррей Саймон, был серый мраморный кот по кличке Киддо ("Малыш"). Конечно же, кота Саймон брать с собой в опасный полёт даже не собирался. Однако пушистик оказался хитрее, чем кто-либо мог предположить. Усатый хищник каким-то непостижимым образом умудрился проникнуть на борт "Америки" и спрятаться под одной из спасательных шлюпок. А когда судно уже поднялось в воздух, Киддо понял, что со своим неуёмным любопытством, он, мягко говоря, сильно погорячился. Почувствовав неладное, кот поддался панике, начал истошно орать и пронзительно выть.

-6

Тут стоит сделать отступление, ибо у модифицированного для полёта через Атлантику дирижабля "Америка" была одна важная черта - он был первым в истории летательным аппаратом, оснащённым радиопередатчиком.

И вот, первой же в истории радиограммой "воздух-земля" было раздражённое требование инженера-радиста Мелвина Венимена, которого отчаянно паникующий кот уже успел откровенно достать: "Рой, приди и забери этого ...нного кота!".

Меж тем Киддо был бесцеремонно закинут в мешок и уже было спущен на находившуюся под дирижаблем лодку, для отправки на землю, однако поднялся сильный ветер, и спустить кота с "Америки" не получилось. Экипаж принял решение продолжать полёт, несмотря на обнаруженного пушистого безбилетника.

Котик понемногу успокоился, принял новую обстановку и даже стал помогать воздухоплавателям: Мюррей Саймон заметил, что питомец может служить импровизированным барометром - за несколько минут до того, как поменяется направление ветра, кот разворачивался на месте и смотрел в противоположную сторону. Позже штурман говорил: "Никогда нельзя пересекать Атлантику на дирижабле без кота на борту".

-7

Но не смотря на все трудности, добраться до пункта назначения "Америке" было не суждено. Через 38 часов полёта вышли из строя двигатели дирижабля, по видимому, из-за загрязнения пляжным песком при взлёте. Вода конденсировалась на обшивке воздушного судна и добавляла вес. Экипаж, чтобы поддерживать "Америку" в полёте стал выкидывать за борт всё, что только можно - в воду полетел даже один из заглохших двигателей. Киддо при этом путался под ногами, протестовал и мешал варварскому опустошению гондолы. Однако дирижабль продолжал снижаться. На счастье экипажа на горизонте появилось принявшее радиосигнал "SOS" английское судно-пакетбот "Трент", и люди, как и кот, были спасены в полном составе, а дирижабль затонул в океане.

"Америка", идущая на приводнение. Фото снято с борта RMS "Трент"
"Америка", идущая на приводнение. Фото снято с борта RMS "Трент"

Однако, не всё так печально, как может показаться. Дрейфуя, "Америка" побил все существовавшие на тот момент рекорды продолжительности полёта - он провёл в воздухе 71 с половиной час, проплыл по воздуху 1370 миль (а это намного больше, чем требуется для достижения Северного Полюса со стартом из Шпицбергена), стал первым оснащённым радио воздушным аппаратом, так ещё и первым же осуществил радиопередачу из воздуха на землю.

-9

Несмотря на свою, казалось бы, неудачу, экипаж "Америки" был встречен в Нью-Йорке бурлящей публикой с овациями. А кот-воздухоплаватель ещё некоторое время выставлялся на всеобщее обозрение в универмаге "Гимбел", гордо возлежа на подушках в позолоченной клетке. После своего же первого полёта Киддо ушёл из воздухоплавания, и после всех событий спокойно доживал свой век у дочери Вальтера Уэлмана.

"Акрон", отправляющийся в последний полёт
"Акрон", отправляющийся в последний полёт

Сам же Уэлман не перестал грезить рекордами на дирижаблях, и в конце-концов, в июле 1912-го года, погиб вместе со всем экипажем при взрыве на гораздо более крупном, нежели "Америка", дирижабле "Акрон", во время второй попытки пересечь Атлантический океан: после прогремевшего взрыва, гондола оторвалась от небесного судна, и вместе со всеми храбрецами, бросившими вызов стихии, рухнула с высоты около 750 метров в холодные воды Атлантики. Выживших не было.

Первый же трансатлантический рейс дирижабля всё-таки состоялся через девять лет после описываемых событий, в июле 1919 года, и был совершён на этот раз уже британским дирижаблем R34. Интересно, что 643-футовый (196-метровый) воздушный корабль также нес безбилетного котенка по имени Вупси. Но это, как говорит Леонид Каневский, уже совсем другая история.

Вупси и Уильям Баллантайн
Вупси и Уильям Баллантайн

Спасибо, что дочитали эту статью до конца! Если Вам было интересно - не забудьте отметить это кнопкой "Мне нравится"! А также призываю Вас подписываться - так Вы точно не пропустите ничего любопытного!