Вчера современность можно было проклинать за её инерционно-размеренное убаюкивающее движение к концу истории, где всё будет тоталитарно толерантно и корпоративно безлико.
Сегодня - мы балансируем на краю, а протянутый канат ведёт в неизвестное будущее. И это очень необычное ощущение. Есть на этот счёт шекспировское:
Здесь человек повис над бездною —
И рвет укроп… Ужасное занятье!
За всеми действиями человека теперь явственно чувствуется дыхание небытия. Жизнь от этого не теряет смысла, может быть, даже наоборот, в этом бытии над бездной есть что-то утверждающее.
Невротическое чтение новостей, аналитики и прогнозов сегодня мало приближает нас к истине. Наверное, что-то подобное испытывал в начале XX века Александр Блок, когда писал:
Двадцатый век... Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).
Что мог бы написать поэт и пророк сегодня, в веке XXI? Кажется, тень небытия настолько фундаментально приблизилась, что о ней становится даже трудно говорить.
Возможно, поэтому у нас нет сегодня пророков. Незачем прорицать о том, что дышит тебе в лицо. Можно только неметь от ужаса и продолжать как ни в чём ни бывало рвать укроп. Или попытаться встать на ноги и посмотреть в лицо небытию.
Глобализация и капитализм до неузнаваемости переменили облик человека, и это процесс, который только начат. Нацизм на Украине показал нам всходы этого нового человека, который более ничем не связан с органичной жизнью и потому готов даже на самоуничтожение.
Как ни странно, история показала некую болезненную цикличность. Россия вновь противостоит нацизму, бесчеловечному, накачанному наркотой, современным вооружением и поддержанному всей просвещённой Европой. А значит, страшные уроки XX века так и не были усвоены в России, значит, корень этого кошмара не вырван и даже не понят.
Но Украина - это только кровотачащий элемент всей расчеловечивающей мировой системы, в которой человек - это объект для экстравагантных цифровых и медицинских манипуляций, для извлечения прибыли, для последнего эксперимента.
Противостать небытию можно лишь встав в полный рост. И было бы очень правильно, если бы стоял в полный рост - симфонический человек, русский народ. В конце концов, человек над бездною - это и само по себе достойное зрелище.
Как писал Ф.И. Тютчев:
Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,
Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!
А была бы "вера, подобная зерну горчичному", то была бы и надежда сдвинуть ход истории.