Найти тему
Old school dude

"Синцовый Дирижабль" или "Звездолёт"?

Оглавление

Постепенно в 70-х годах Led Zeppelin превратились, пожалуй, в самую влиятельную группу эпохи. Музыкальные издания дружно в своих опросах объявляли их " Лучшей рок-группой мира", Роберта Планта – "Лучшим вокалистом", а Джимми Пейджа – "Лучшим гитаристом", не обходя вниманием и достоинства Джона Бонэма и Джона Пола Джонса. Альбомы группы традиционно возглавляли чарты по всему миру, а разношерстная пресса регулярно отводила ей полосы своих изданий, пестрящих палитрой критических оттенков – от восторженных панегириков, до злобных и вздорных наветов.

Нельзя утверждать, что слухи и мифы рождались на ровном месте, без какой-либо подоплеки. Музыканты вольно или невольно подпитывали их своим "звездным" уровнем роскоши, распущенности, мистики и излишеств, сопровождавших их гастрольные туры, когда они снимали не отдельные номера, а целые секции в отелях, где под предводительством роуди-менеджера Ричарда Коула проводили оргии, создававшие почву для целой отрасли "цеппелиновской" мифологии.

Лед Зеппелин Старшип. Фото из открытых источников
Лед Зеппелин Старшип. Фото из открытых источников

В их сценических шоу стали использоваться лазеры, световая иллюминация и зеркальные шары, сами же участники обрядились в яркие пестрые одеяния, причем Пейдж взял на себя ведущую роль, надев сверкающий лунно-звёздный наряд, изобилующий эклектичной символикой. Они начали путешествовать на частном реактивном авиалайнере "Boeing 720" с негласным прозвищем "Старшип" – "Звездолёт".

Этот материл является продолжением:

"The Best of the Best"

К тому времени, когда Led Zeppelin выпустили свой четвертый по счету альбом, это была, пожалуй, самая популярная группа в мире. Новая работа вобрала в себя элементы как блюза и рок-н-рола в хард-роковом воплощении, так и кельтского фолка и даже рага-рока. Лирика песен раскрыла возросшую страсть группы к оккультизму, религии и английской мифологии.

Подробнее о нем я уже писал здесь:

Альбом был распродан в количестве совокупно 37 миллионов копий, что делает его не только самым коммерчески успешным альбомом в истории группы, но и одним из самых продаваемых альбомов в истории музыки и самым коммерчески успешным хард-рок-альбомом всех времен. Он занимает 1-е место рейтингов журнала "Classic Rock" "100 величайших британских рок-альбомов" и "100 величайших рок-альбомов в истории", а также 4-ю позицию списка "200 величайших альбомов по версии "Зала славы рок-н-ролла".

Эта работа не только стала явлением даже на том необычайно ярком фоне творений других музыкантов того времени, но и воссияла путеводной звездой для многих групп на несколько поколений вперед. Многие известные исполнители называли этот безымянный альбом одним из самых влиятельных в истории музыки, а также причиной, по которой они начали заниматься музыкальным творчеством.

Лицевая сторона обложки альбома "Led Zeppelin IV",  из открытых источников
Лицевая сторона обложки альбома "Led Zeppelin IV", из открытых источников

Альбом представил ряд незабываемых хитов, навсегда вошедших в сокровищницу рок-музыки. Нетленка "Stairway to Heaven" сразу же стала определяющим треком на альбоме и с той поры закрепилась как одна из величайших рок-баллад эпохи классического рока. Трудно отыскать человека, который бы не был когда-то ей очарован и не любил ее, разве только если не учитывать продавцов музыкальных инструментов. Как о ней отзывался тогда сам Джимми Пейдж:

"В этой песне кристаллизована самая суть группы. В ней есть все, и все самое лучшее нас как коллектива, как творческой единицы…Не знаю, смогу ли я создать еще что-то подобное. Мне нужно будет ещё тяжело потрудиться, прежде чем я приближусь к такой выразительности, такому блеску".

Вот именно с этого альбома пойдет триумфальное шествование "Цеппелинов" и по Союзу. Всего через пару-тройку лет вы не отыщите двора, где бы "самопальные Пейджи" с разной степенью успеха не пытались изобразить на гитаре то самое акустическое вступление. А редкие кабацкие "лабухи" откажут себе в дерзновенной попытке сделать кавер на "Лестницу в небо", причем, зачастую с нелепым русским текстом. Радиостанции примутся ставить ее в эфир – сам слышал пару раз – песня станет "народной", своей, родной.

С конца 1971-го по начало 1973-го группа предприняла мировой тур, включавший Великобританию, Австралию, Северную Америку и Японию. В апреле 1972-го "Цеппелины" решили перенести мобильную студию в Старгроувз, дом Мика Джаггера в Ист-Энде, Ньюбери. Здесь они во время совместных джем-сессий сочинили ряд песен. Эдди Крамер вернулся в качестве звукорежиссера для работы над пятым альбомом группы. Дальнейшая запись состоялась в "Olympic Studios" в мае, а во время североамериканского турне 1972 года дополнительные сессии записи были проведены в "Electric Lady Studios" в Нью-Йорке.

Альбом "Houses of the Holy" был выпущен в марте 1973 года. Он продемонстрировал дальнейшие эксперименты группы, расширившей использование синтезаторов и меллотронов в оркестровках композиций. Хотя он был лишен электричества высокого накала первого и второго, абсолютной разнокалиберности третьего альбома и отсутствия классического статуса четвертого, тем не менее это была в высшей степени выдающаяся работа с разнообразной коллекцией хард-роковых номеров, баллад, регги, фанка, психоделической музыки и ду-вопа в причудливой, зачастую изысканно арт-роковой упаковке.

Это был последний студийный релиз Led Zeppelin на "Atlantic Records" перед созданием в 1974 году собственного лейбла "Swan Song Records". Это был также единственный альбом, который содержал полные печатные тексты для каждой песни. Наряду с композициями, ставшими основой их репертуара, здесь затесались и недооцененные жемчужины.

А "No Quarter" так и вовсе стала классикой прогрессив-рока, что, впрочем, для "хард-роковых" групп той эпохи было обычным явлением. Признаться, я и не считаю Led Zeppelin "хард-рокерами": слишком, уж, многогранно их творчество, чтобы его загонять в резервацию харда. Да к тому же зачастую гитарные риффы в их песнях не дублировались басом и барабанами – что было определяюще именно для хард-рока – а вместо этого вели свои мелодические и ритмические вариации.

"The Rain Song", имевшая рабочее название "Slush" – "Слякоть", была результатом мелодического конструкторства Джимми Пейджа в своем Пламптонском доме при игре на гитаре, настроенной "Open G". "Семь с половиной минут изысканной сердечной боли" появились на свет после того, как он принял в качестве личного вызова жалобу Джорджа Харрисона барабанщику Led Zeppelin Джону Бонэму на то, что группа не может писать баллады.

"Однажды вечером Джордж разговаривал с Бонзо и сказал: "Проблема с вами, ребята, в том, что вы никогда не исполняете баллады". Я сказал: "Я выдам ему балладу", – и написал "The Rain Song", которая вошла в "Houses of the Holy". На самом деле, заметьте, я даже цитирую "Something" в первых двух аккордах".

Роберт Плант написал к песне слова. Он считает свое вокальное исполнение здесь одним из лучших – оно одновременно такое хрупко нежное и чувственно трепетное, что в восхищении дух перехватывает. Довершила проникновенную атмосферу меллотронно- фортепианная аранжировка Джона Пол Джонса.

Преимущественно оранжевая обложка альбома, разработанная лондонской дизайнерской группой "Hipgnosis", изображала обнаженных детей, поднимающихся по Тропе гигантов в Северной Ирландии. Она в 2003 году заняла 6-е место в рейтинге канала "VH1" "50 величайших обложек альбомов". Помню, как знакомый приносил ее фото в класс, и его за это позже пытались отчислить из школы за "порнографию". "О, времена, о, нравы!" (с).

Обложка альбома Led Zeppelin "Houses of the Holy",  из открытых источников
Обложка альбома Led Zeppelin "Houses of the Holy", из открытых источников

Не взирая на неоднозначную критику, альбом имел коммерческий успех, возглавил британские чарты и провел 39 недель в чарте альбомов "Billboard 200", в том числе и две недели на первом месте – это было самое долгое пребывание со времен "Led Zeppelin III".

"Полеты в стратосфере"

В 1973 году "Синцовый Дирижабль" достиг вершины своего полёта. В течение трёх последующих лет группа будет находиться в зените славы, в апогее артистической и духовной мощи. Концертный тур группы по Северной Америке в 1973-м побил рекорды посещаемости, поскольку фанаты постоянно заполняли большие аудитории и стадионы.

При этом концерты в США практически не рекламировались; информация о группе распространялась "не через печатные издания, а через разговоры на задних сиденьях автомобилей, по телефону или по радио" – вирусный маркетинг в чистом виде. И этого при той их колоссальной популярности было достаточно для отсутствия свободных мест в переполненных залах.

В ходе тура три июльских концерта в Нью-Йоркском "Мэдисон-сквер-гарден" были засняты на пленку и записаны для фильма и одноимённого "живого" альбома "The Song Remains the Same", которые выйдут в 1976 году. Пейдж отмечал, что на концертах группа всегда старалась сыграть песни лучше, чем они звучали до этого. После долгих лет блестящих шоу, которые они давали на гастролях, концерт, запечатлённый для потомков был, однако, очень средненьким:

"В альбоме "The Song Remains The Same" вы услышите лишь спешку и ничего более. Мы были не в восторге от своего единственного концертного альбома".

Шестой студийный альбом, названный "Physical Graffiti", группа писала и записывала в начале 1974 года в "Хэдли Грандж" – деревенском поместье в Хэмпшире, что дало им достаточно времени для импровизаций аранжировок и экспериментов с записью. Записанных восьми песен хватало на неполных три стороны LP, поэтому группа решила покопаться в сессиях предыдущих трех альбомов и выбрала еще семь, в результате чего получилась двойная пластинка.

Обложка альбома Led Zeppelin "Physical Graffiti",  из открытых источников
Обложка альбома Led Zeppelin "Physical Graffiti", из открытых источников

Поразительнее всего было то, что в числе этой отвергнутой ранее семёрки оказалась и хард-роковая баллада "The Rover", на мой взгляд, самая недооценённая вещь "Цеппелинов", с потрясающе "вкусными" гитарными тонами Пейджа. Я бы на месте маркетологов из "Gibson Les Paul" на основе этого звучания делал рекламные ролики – настолько все завораживает. Первоначально, в 1970-м это была акустическая композиция, но во время записи альбома "Houses of the Holy" в 1972 году она приобрела тяжелую электрическую аранжировку, оставалось лишь добавить ряд гитарных партий.

Стилистически альбом охватывал целый ряд музыкальных жанров, включая хард-рок, прогрессив-рок, фанк, акустические рок-н-роллы, блюз-рок, кантри-рок и даже акустическую гитарную инструменталку. Бесспорно, самым поразительным и впечатляющим треком на альбоме был "Kashmir", с его искусно вплетенными восточными индо-арабскими этническими мотивами и меняющимся по ходу метрическим размером. Основная идея композиции возникла у Пейджа во время его путешествия по Марокко. Для записи струнных и духовых партий, разработанных Джонсом, были приглашены сессионные музыканты, а сам он добавил на трек еще и меллотрон.

"In My Time of Dying" была не только самой длительной студийной композицией, но и по сути произвела "окончательную деконструкцию" традиционного блюза, как такового. Сложная структура, со своим размером и темпом в каждой части – это было соединение блюза и госпела. Джон Пол Джонс сыграл на безладовой бас-гитаре, а барабаны Джона Бонэма были записаны с характерным эффектом реверберации.

Тяжелый мощный фанк "Trampled Under Foot" возник из джем-сейшена, когда Джонс, вдохновленный ритмическим рисунком "Superstition" Стиви Уандера, одного из синглов №1 1972 года, принялся как-то выводить схожий рифф на клавинете. Прошло немало репетиций, прежде чем все окончательно оформилось в узнаваемую хард-роковую конструкцию. Пейдж при записи задействовал педаль "wah-wah" и обратную реверберацию. Выпущенный в апреле 1975 года, он достиг 38-го места в "Billboard Hot 100" и 28-го в "USA Cash Box". С 1975-го песня неизменно входила в концертный сет-лист группы.

Альбом имел коммерческий успех и хорошую прессу, он возглавил британские чарты, а в США пребывал на 1-м месте целых шесть недель. Это был первый альбом, который стал "платиновым" только по предварительным заказам, зафиксировав беспрецедентный спрос в истории рок-музыки. Музыковеды сопоставляли его по значимости с "Tommy" группы The Who и "Битловским" "Sgt. Pepper’s", объявляя это "заявкой Led Zeppelin на художественную респектабельность".

А в СССР тем временем в журнале "Ровесник", №4 за 1976 год вышла статья Артёма Троицкого "Куда летит Цеппелин?", которую принялись дружно перепечатывать региональные молодежные издания. Был довольно подробно описан карьерный путь музыкантов, дан обзор альбомов, а последней их работе был вынесен приговор:

"Если попытаться одним словом охарактеризовать последнюю пластинку "Лед Зеппелин", то этим словом будет "декаданс". У группы нет ни позитивной, ни негативной программы. Это и не "чистое искусство" – в стиле пятого диска. Упадок, апатия, болезненность. Похоже, "цеппелины" просто устали".
Статья Артёма Троицкого "Куда летит "Цеппелин"?", из открытых источников
Статья Артёма Троицкого "Куда летит "Цеппелин"?", из открытых источников

В том же году во втором номере журнала "Англия", выходившем в Союзе, напечатали сокращенный вариант статьи Тони Палмера о "Лед Зеппелин", впервые опубликованной в журнале "Обсервер".

"С этим не может сравниться ни один театр, нет ничего, что могло бы приблизиться к постоянно меняющемуся сочетанию света и звука, которое удалось создать этому убийственному сплаву талантов. Группа Лед Зеппелин выдвинула рок-н-ролл на передний план художественного исполнительства в середине 70-х гг."
Статья в журнале "Англия", из открытых источников
Статья в журнале "Англия", из открытых источников

Эту публикация в неплохом полиграфическом исполнении передавалась из рук в руки, устраивались ее публичные чтения в меломанской среде под фоновую музыку какого-нибудь альбома "Цеппелинов" – своеобразный прообраз будущих просветительских комсомольских дискотек. Сам пару раз неожиданно для себя самого попадал на такие спонтанные мероприятия.

"Чем выше – тем ниже"

Обложка альбома Led Zeppelin "Presence",  из открытых источников
Обложка альбома Led Zeppelin "Presence", из открытых источников

А "Цеппелины" в марте 1976 года выпустили альбом "Presence", самую жестко "колючую" и вычурно "сухую" по звучанию работу группы. Это был безупречно электрогитарный, эталонный хард, густо замешанный на блюзе. Начав над ним работать в Малибу на "SIR Studio", они в цейтноте за 18 дней записали его в Мюнхенской "Musicland Studios", корпя порой в студии по 18-20 часов в сутки. Это было самое быстрое время записи, достигнутое группой со времени их дебютного альбома.

Плант находился после автоаварии на греческом острове Родос в инвалидной коляске, и, учитывая это, Пейдж взял на себя всю ответственность за завершение альбома, доминируя в треках альбома разными гитарными трюками. Они с Плантом написали шесть из семи композиций, и только "Royal Orleans" была коллективной работой всей четверки. Это объясняется тем, что большинство песен были написаны в Малибу, где только Пейдж изначально присоединился к выздоравливающему Роберту. Как он это комментировал позже:

"Это – отражение пика наших эмоций. Здесь нет акустических песен, ничего клавишного, ничего мягкого... Это было особенно изнурительно, потому что никто больше не приносил песенных идей. Пришлось мне придумывать все эти риффы: именно поэтому Presence насыщен такой гитарной тяжестью. Но я никого не виню. Мы все находились в унынии… Наше настроение идеально подытоживал текст Tea For One".

Многие сравнивают "Tea For One" с "Since I’ve Been Loving You". Что ж, многие блюзы напоминают друг друга мелодически, а вот ритмика и акценты здесь немного другие. Зато шедевральность "Achilles Last Stand" не подвергается сомнению – сложные, переплетенные секции с несколькими наложенными гитарными партиями, с улавливаемыми Марокканскими мотивами, вокалом Планта в стиле скэт и атакующими барабанами "Бонзо". Джонс здесь впервые задействовал восьмиструнную бас-гитару.

В целом альбом знаменовал возвращение к хард-року только на новом уровне сложности. Резкий характер семи его композиций не смог найти отклик у фанатов, уже привыкших к разнообразию и экспериментальному звучанию их предыдущей работ. Тем не менее, пластинка имела коммерческий успех, достигнув вершин британских и американских альбомных чартов и стала трижды платиновой в США.

Советские "Цеппелиноманы" приняли его тоже по-разному. Кто-то заслушивался этим последним великим гитарным альбомом группы, несшим заключительные свидетельства гениальности "Маленького Джимми Пи со Товарищи", другие же напрочь отторгали его, выделяя лишь две-три песни. Время все расставит по местам, и сегодня те, кто "возносил хулу заблаговествовали", причисляя эту работу к лучшим хард-роковым пластинкам эпохи.

Обложка альбома Led Zeppelin "In Through the Out Door",  из открытых источников
Обложка альбома Led Zeppelin "In Through the Out Door", из открытых источников

Последний студийный альбом "In Through the Out Door" был записан за три недели в ноябре и декабре 1978 года на "Polar Studios" в Стокгольме. В США альбом получил статус "платинового" в течение всего двух дней.

В этот раз бо́льшую творческую инициативу проявил Джон Пол Джонс, предоставив материал для шести из семи композиций и проявив более активное, чем обычно, участие в его аранжировке. У Пейджа же тогда был спад, вызванный героиновой зависимостью, а Бонэм безуспешно боролся с алкоголизмом, еще и сломав три ребра в автоаварии. Но тяжелее всех терзался Плант. Его шестилетний сын Карак скончался от вирусной кишечной инфекции, и Роберт впал в тяжёлую депрессию, более года проведя в сельском заточении. В память о Караке группа запишет песню "All My Love".

Вклад Пейджа ограничился рокабилли в стиле конца 50-х "Hot Dog", выросшего из разогревающего джема на репетиции, но и здесь хонки-тонк фортепиано Джонса расчерчивает атмосферный фон.

Необычным, применительно к репертуару группы, предстал трек "Fool in the Rain", с его ритмами самбы, неожиданно возникающими в середине композиции. Басист Джон Пол Джонс и вокалист Роберт Плант вдохновились ими, услышав такую музыку во время чемпионата мира по футболу 1978 года, проходившего в Аргентине. Таким образом, возникла идея наложить свою версию самбы во время аранжировки риффов этой песни. Как бы безумно это ни звучало, все прекрасно сработало – от уличных свистков Джонса, до восхитительно сконструированных грохотов литавр Бонзо.

Пейдж новаторски воспользовался "гизмотроном", побуждающем струны вибрировать, создавая резонансные звуки, подобные синтезатору. Прогрессив-роковый эпичный хард "In the Evening", с единственным отличным гитарным риффом на всем альбоме, задавшим лейтмотив всему последовавшему, в моем понимании лучше всего намечал то стилистическое направление, куда группа могла бы двинуть, не случись в сентябре 1980-го несчастья с Бонзо.

А так, все завершилось, как и должно было завершиться. Кози Пауэлл, Карл Палмер и Энсли Данбар готовы были заменить Бонзо в Led Zeppelin, но Джимми не видел смысла продолжать с кем-то другим. Его полностью устраивал только Джон Бонэм. К другим душа не лежала. Вряд ли новый член группы смог бы стать полноценным "цеппелином" – не технически, выдающихся ударников в мире хватало – исчезнувший пазл не заменить ничем.

Плант тоже очень долго переживал о смерти Бонзо. Друзья вместе росли, и Роберт привел Джона Боннэма в Led Zeppelin. Через 2 года Плант так отзывался о смерти Бонзо:

"Это наиболее тяжелый, убийственный для меня момент. У меня был отличный, сердечный, добрый друг, которого уже никогда не будет. Это… конец. Я никогда даже и не задумывался серьезно о будущем группы или музыки".
Обложка альбома Led Zeppelin "Coda",  из открытых источников
Обложка альбома Led Zeppelin "Coda", из открытых источников

Великая группа прекратила свое существование, словно со смертью Бонэма ушла вся командная магия. Девять разных пластинок, в том числе и посмертная "Coda", собранная из сессионных крошек – того, что прежде не включили ни в один альбом – вошли в золотой фонд музыки и составили классическое наследие музыкантов.

В перестроечном СССР 1989-го года в серии "Архив Популярной Музыки" за №6 вышел лонг-плей "Лестница На Небеса". Всего за 3 рубля с полтиной можно было приобрести компиляцию из 3-го и 4-го альбома, включая и их бессмертный хит. Вы покупали такое?

Позже фирма "АнТроп" в 1991-м году к радости любителей музыки таким же пиратским образом выпустит первые пять альбомов Zeppelin. Конечно, это не первопресс, но все же... К этому времени публикации в советской прессе о группе будут исчисляться уже десятками. Придет новая эра.

Продолжение здесь:

☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!

➤Другие статьи подобного рода:

❇️ Не всякий "Дирижабль" долетит до середины Темзы или Енисея

❇️ Джимми Пейдж, окультист и мистик из Led Zeppelin

❇️ Музыкальные рок-сумасшествия, охватывавшие СССР

❇️ Рок-мании, пришедшие к нам с Запада в 70-е

❇️ От какой западной музыки сходили с ума в СССР начала 70-х

❇️ Какой рок-музыкой соблазняли нас в 70-е годы

❇️ "Хард-роковые мании в СССР, просочившиеся с Запада"

❇️ "Хипистерия в СССР, как это было"

❇️ Поклонение "Черному Шабашу" в СССР