Найти в Дзене
Old school dude

От какой западной музыки сходили с ума в СССР начала 70-х

Оглавление

Музыка – важная составляющая любой эпохи, наилучшим образом ее характеризующая. Если индейцы когда-то использовали запахи для запоминания важных и милых их сердцу событий, то современному человеку для сильного эмоционального вовлечения во что-то достаточно звуков музыкального произведения. Как говаривал мудрый Сюнь-Цзы: "Музыка – источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи".

Продолжим говорить о бурных всплесках интереса к течениям, исполнителям или даже отдельным песням в рок-музыке, пришедших в нашу жизнь с Запада. Им остроумно давали название, в состав которого входит греческое слово "мания", означающее страсть, безумие, неодолимое влечение. Тем ни менее, к реальному психическому отклонению это не имело ровно никакого отношения. Третья статья цикла, являющаяся продолжением;

"О том как неизвестная до этого группа подарила нам национальный шлягер и поломала парадигму"

Начало 70-х в СССР было своеобразной эпохой во взаимоотношениях с мировой рок-музыкой. Подросла новая генерация слушателей, для которых уже экзотикой были пластинки на костях. Теперь основным проводником в этот мир был магнитофон, на который писалось все то, чего невозможно было приобрести в сети грамзаписи. Западные группы к нам с концертами не заезжали, а родное телевидение пока еще не устраивало по праздникам ликбез в виде "Мелодий и ритмов зарубежной эстрады". Услышать где-либо в кино фрагмент популярной рок-песни было большим событием, а лицезреть западных рок-исполнителей по ТВ – это было просто немыслимо.

Между тем молодежь ходила в кинотеатры на венгерский пародийный боевик "Лев готовится к прыжку", где можно было увидеть группу Illés, и на польскую комедию Ежи Пассендорфера "Самозванец с гитарой", в которой засветились польские группы Skaldowie и Niebiesko-Czarni. Это был натуральный импортный рок, или, как его тогда у нас называли, "биг-бит". Судя по фильму, поляки в этом отношении продвинулись немного дальше нас, по сему поздно вечером 30 августа 1970 года юная поросль страны с предвкушением усаживалась перед телеэкраном, в надежде "вдохнуть свежего воздуха из приоткрытой форточки". В программе передач стояла телетрансляция из Польши с "Международного фестиваль песни в Сопоте".

Christie at Sopot, 1970, из открытых источников
Christie at Sopot, 1970, из открытых источников

Знали бы наши чиновники от культуры, что этой передачей пресловутую "форточку" снесет напрочь вместе с креплениями и арматурой. Это был юбилейный 10-й фестиваль, видимо поэтому к такому важному культурному мероприятию в дружественной социалистической стране решили приобщить и советских телезрителей. Шел заключительный четвертый день фестиваля и устроители в самом конце под занавес выпустили вне конкурса специальных гостей из Великобритании – группу Christie. Таким образом впервые в истории СССР по национальному телевидению в прямом эфире советский человек увидел живое выступление западной бит-группы.

Я был тогда еще слишком юн, еще не закончились каникулы, и родители, разрешили мне в виде исключения, не смотря на позднее время посмотреть этот фестиваль. И я его лицезрел аккурат до середины шоу Christie. Помню, как три длинноволосых, в одних джинсах и футболках хиппаря – никаких приторно официозных костюмов и галстуков – вышли на сцену. Один из них, Джефф Кристи, как впоследствии оказалось, был одет в футболку со звездой. Был короткий чек-саунд. Помню как ведущая – а комментировала фестиваль Элеонора Беляева из телепередачи "Музыкальный киоск" – что-то возмущенно пробурчала про неуважение к устроителям фестиваля и заявила, что сейчас что-то начнется. И действительно началось...

Christie сразу же зажгли публику своим хитом "Yellow River". Беляева, привыкшая к академической атмосфере филармонии, истерично жаловалась на громкость звучания, заявляя, что первые ряды возмущенно снялись со своих мест, однако когда камера вдруг мельком показала "галерку", все телезрители увидели беснующуюся от восторга толпу, буквально заходящуюся в экстазе.

Надо заметить, что ее неуместные сетования не давали в полной мере наслаждаться шоу, но "эту песню не задушишь, не убьешь". Это звучало настолько "отвязано", настолько свежо среди затхлости и "навязшей в зубах" псевдонародности, разносящейся из отечественных радиоточек, что любые попытки заглушить звуки возгласами или заткнуть нам уши, только поднимали градус ликования.

Christie исполнили три песни: "Yellow River", "New York City" и "San Bernardino", а затем снова на бис еще раз "Yellow River". Вот, как раз на начале третьей песни мои родители в знак солидарности с Элеонорой Беляевой выключили телевизор, отправив меня спать. Да, разве после такого заснешь...

Стоит ли лишний раз упоминать, что в течении последующих дней все молодежные тусовки вели речь в основном о "Кристи" и той самой забойной, в миг всех в себя влюбившей "Желтой реке". Не секрет, что нам всем до этого активно вещали об "ужасно безвкусной и бездуховной современной западной музыке", распаляя в нас все сильнее и сильнее желание к ней приобщиться, и вот в одночасье, наконец, нам эту музыку подали, причем, в самом ее первозданном привлекательном и блистательном виде.

Наверно, именно после этого события те, кто отвечал в стране за идеологию, пришли к умозаключению, что "запрещать и не пущать" – не самое умное решение, и стоит ослабить пружину воздействия на юные неокрепшие умы, предлагая лучшие западные музыкальные образцы. Ведь отзвучало же на всю страну – и ничего страшного: ни демонстраций, ни манифестаций. Молодежь только потянулась в кружки художественной самодеятельности, пытаясь освоить игру на музыкальных инструментах – гитарах, барабанах... Не сразу, но такая мысль, видимо их посетила, судя за последовавшими за этим событиями.

Группа Christie первоначального созыва. Фото из открытых источников
Группа Christie первоначального созыва. Фото из открытых источников

А группа Christie в одночасье обрела в Союзе мощную армаду поклонников, и уже на следующий день после "Сопота" юные фанаты рока по всей стране начали разучивать "Yellow River". Стоит ли лишний раз упоминать историю создания этой песни и группы Christie? Давайте, я кратенько коснусь. Джефф Кристи в еще начале 60-х создал в Лидсе группу The Outer Limits, игравшую скиффл, а позже соул. Основным автором песен был сам Джефф.

Ребята записали несколько синглов, самым заметным из которых был "Just One More Chance". К концу 60-х после неудачных попыток добиться благосклонности у публики группа распалась, и почти все ее участники решили завершить свою музыкальную карьеру, но только не Джефф. Он утвердился в своих способностях создавать качественные гитарные риффы с запоминающейся мелодией и писать к ним добротные тексты. Потому-то Кристи и решил стать хитмейкером – поставщиком песен для разных групп, благо энтузиазма и идей у него было с избытком.

Джефф рассылал демо своих песен куда только можно, и таким образом они попали к гитаристу из группы The Tremeloes Алану Блэйкли. Тот, прослушав записи Джеффа, выделил одну композицию – "Yellow River". The Tremeloes даже записали ее, чтобы выпустить как сингл, но передумали, посчитав, что это не вписывается в их текущую стилистику, и предпочли ей для сингла собственную композицию "By the Way". Потом, конечно, после того, как "Yellow River" стала мировым хитом, пожалели об этом решении и включили ее в свой репертуар.

А пока рабочие пленки остались без дела, и менеджер группы Майк Смит – тот самый, который когда-то в "Decca Records" предпочел "Тремелос" "Битлам" – позвал Джеффа Кристи в студию записать его вокал под уже готовую минусовку. Он чувствовал, что в этой песне есть немалый потенциал. Еще под это дело в спешном порядке собрали новую группу, пригласив ребят из The Epics, в которых играл на ударных брат Алана Блэйкли – Майк Блэйкли. Собственно он и гитарист The Epics Вик Эльмс в довесок к самому Джеффу Кристи на басу и составили музыкальное трио, названное по фамилии Джеффа – Christie. Так всего одна песня обусловила создание рок-группы.

Обложка первого сингла Christie. Фото из открытых источников
Обложка первого сингла Christie. Фото из открытых источников

Не теряя времени, Christie быстро записали песню для би-сайда, чтобы сингл можно было выпустить как можно скорее, и этой композицией стала еще одна песня Джеффа Кристи – "Down The Mississippi Line". Сингл вышел в мае 1970-го.

В результате уже в июне 1970-го "Yellow River" стала хитом номер один в Великобритании, а затем заняла 23-е место в США, пробыв в чартах горячей сотни "Billboard Hot 100" 23 недели – больше, чем любая другая песня в 1970 году. Она стала всемирным хитом, пребывая на первом месте еще в 26 странах.

...Все еще слышу пушечные выстрелы,
Я так рад, что я все еще жив.
И меня так долго не было
У Желтой реки...

Как видно, повествование ведется от лица молодого человека, отслужившего срок в армии и возвращающегося в родной город на некой "Желтой реке". Такая тематика на фоне продолжающихся военных действий США во Вьетнаме и задорный, с ностальгинкой кантри-рок угодили прямо в сердца той молодой аудитории. Позже Джефф Кристи говорил, что, если чем-то и вдохновлялся при написании песни, то, скорее, не Вьетнамом 70-го, а США времен Гражданской войны. Как он вспоминал:

"Желтая река была вымышленным местом, когда я написал ее, но приблизительно девять лет назад Скотт Маккензи сказал мне, что было такое название перевалочного пункта для солдат, которые были посланы во Вьетнам".

Став популярными, участники Christie отправились в тур по странам Европы и, получив приглашение из Польши, согласились выступить на Фестивале песни. Статья из польской "Панорамы" за август того же года предрекала концерт новоявленных хитмейкеров в Сопоте. Те, кто мог видеть эту публикацию, замерли в ожидании. Знали бы музыканты какую революцию в сознании у советских молодых людей они вызвали своим появлением в Сопоте.

Статья из польской "Панорамы", из открытых источников
Статья из польской "Панорамы", из открытых источников

В Союзе заводную антивоенную песню Джеффа Кристи переделали в "Толстый Карлсон" благодаря тексту Ильи Резника. Сегодня такое кажется немного легкомысленным и где-то нелогичным, а в то время это был блестящий и хорошо продуманный ход. Персонаж Карлсона завоевал большую популярность благодаря серии мультипликационных экранизаций Астрид Линдгрен, последняя из которых, "Возвращение Карлсона", только что вышла на экраны.

Свой кавер ВИА "Поющие гитары" выдадут на гора чуть ли не на следующий день, а уже в 1971 году миньон с этой композицией будут сметать с полок отделов грамзаписи, хотя он был издан многотысячным тиражом. Эта версия песни прозвучит в фильме Валентина Попова "Бой с тенью" 1972 года.

Оригинал Christie родная "Мелодия" не станет выпускать, зато у нас будет кое-где продаваться польский пресс первого полноформатного альбома группы от фирмы "Pronit".

Альбом Christie от фирмы "Pronit"
Альбом Christie от фирмы "Pronit"

А фирма "Мелодия" выпустит миньон шотландской группы Middle of the Road с кавером.

Миньон Middle of the Road  с "Yellow River" от фирмы "Мелодия". Фото из открытых источников
Миньон Middle of the Road с "Yellow River" от фирмы "Мелодия". Фото из открытых источников

Популярность в Союзе как англоязычной, так и русскоязычной версии была необычайная. Все начинающие ВИА заряжали на танцплощадках одну из них, а то и обе сразу. Причем, очень часто танцующая разгоряченная публика дружно подпевала припев. А первым риффом для гитаристов-новичков зачастую был именно рифф из "Yellow River".

Любопытный кавер с названием "Vana jõgi" на эстонском языке сделал Тынис Мяги. Текст написал Хельдур Кармо.

Была еще и литовская версия группы Keistuoliu Teatras, называлась она "Geltona Upe".

Так "Yellow River" в СССР стала одной из самых почитаемых песен начала 70-х.

"Криденсомания"

Creedence Clearwater Revival. Фото из открытых источников
Creedence Clearwater Revival. Фото из открытых источников

Не смотря на то, что к 1970-му году Creedence Clearwater Revival, группа с доброго старого американского Юга, выпустила четыре полновесных альбома, ее почитание в СССР придется уже на 70-е. А между тем их история начиналась еще в 1959 году, когда Джон Фогерти, Дуг Клиффорд и Стью Кук познакомились в средней школе Портола пригорода Сан-Франциско Эль-Серрито. Ребята создали музыкальное трио The Blue Velvets и поначалу играли инструменталы и "поп-стандарты", выступая на местных ярмарках и вечеринках, и поддерживали выступления разных вокалистов, том числе и Джеймса Пауэлла, с которым они даже выпустили сингл "Beverly Angel", имевший региональную популярность.

А порой ребята участвовали сопровождающей группой на концертах Тома Фогерти, старшего брата Джона, певшего в разных калифорнийских командах, в том числе и в Spider Webb and The Insects, пока он, наконец, не присоединился окончательно к их группе, образовав в итоге квартет. Том был ведущим вокалистом, Кук играл на фортепиано и басу, Клиффорд – на ударных, а Джон – на лидер-гитаре. Отныне они – Tommy Fogerty and The Blue Velvets. Они даже записали в таком составе несколько синглов, не имевших, впрочем, особого успеха.

Музыканты исколесили с концертами всю Центральную Калифорнию, но это не принесло им ни славы, ни денег, ни морального удовлетворения. В 1964 году ансамбль подписывает контракт с местной фирмой грамзаписи "Fantasy" и по настоянию менеджера они сменят название сперва на Vision, а потом на The Golliwogs. Их стилистика изменится на преобладание кантри, блюз-рока и сатерн-рока – что традиционно было популярно скорее в районе Миссисипи, а не в окрестностях Ист-Бэй, где они обитали. Америка в это время испытывала потрясение от The Beatles, и музыка Юга с этим никак не соотносилась, поэтому синглы The Golliwogs не имели большого успеха. Критика их тоже упорно не замечала.

При этом Кук окончательно перешел с фортепиано на бас-гитару, а Том Фогерти с ведущего вокала – на ритм-гитару; Джон же стал ведущим вокалистом группы и основным автором песен. Как это прокомментировал Том:

"Я мог петь, но у Джона был звук!"

Фактически такую же музыку – только порой в более жестких формах – они будут играть, когда станут Creedence Clearwater Revival.

К 1968-му половина группы отслужит в армии, придет менеджер Сол Зэнц, и, наконец, ребята, вновь собравшись, придумают себе новое название, по которому их со временем будет знать весь мир – Creedence Clearwater Revival. Впервые под этим именем квартет выступил на рождественском концерте в конце 1967 года. Джон Фогерти к этому моменту помимо соло-гитары добавит в свой арсенал саксофон, губную гармошку и клавишные.

В 1968 году группа выпустит дебютный альбом "Creedence Clearwater Revival", дошедший в списке "Billboard 200" до 52-го места, и ставший со временем платиновым в США. Он был записан за неделю и всего за пять тысяч долларов. Как вспоминал Джон Фогерти, группа приходила в студию, быстро разогревалась, тут же включала аппаратуру и записывала песню с 2-3 заходов. Основной материал написал Джон Фогерти, но на нем было и три кавера, два из них вышли синглами и попали в ротацию на ведущие радиостанции страны. Это рокабилли 1957 года "Susie Q" Дейла Хокинса и ритм-энд-блюз 1956 года "I Put a Spell on You" Джейла Хокинса.

При этом критики отметят, что версии "Криденсов" звучали выигрышнее, сочнее и "вкуснее", чем оригиналы, а сингл "Susie Q" даже поднялся до 11-го места в хит-параде. Это был успех для малоизвестной прежде группы. Чтобы песня "запустилась" в Калифориии, Джон придал ей модные психоделические элементы:

"Мы записали старую песню Дейла Хокинса, но я психоделизировал ее, чтобы она звучала на местной подпольной радиостанции Сан-Франциско".

Постепенно на концерты группы стала стекаться публика, разочарованная общим направлением местной рок-психоделии, которая в то время преобладала в Калифорнии, и находившая в CCR свежую альтернативу сложившейся тенденции. В надежде закрепить успех группа отправилась в турне по США и 14 сентября 1968 года дала свой первый концерт в Нью-Йорке на разогреве у группы Vanilla Fudge, получив хорошие рецензии местной прессы.

1969 год станет ключевым в обретении востребованности. Ребята выпустили целых три полноформатных альбома ("Bayou Country", "Green River" и "Willy and the Poor Boys"), выступили в августе на знаменательном фестивале "Вудсток" в числе хэдлайнеров и несколько раз появлялись на телевидении, включая и популярнейшее шоу Эда Салливана. Каждый новый альбом становился событием и расширял музыкальную палитру группы, остающейся квартетом на сцене.

В чем была причина успеха группы? Во-первых, несомненная одаренность музыкантов, характерный, хрипловатый вокал Джона Фогерти, его безусловное композиторское и поэтическое дарование, его уверенная гитарная работа. Во-вторых, выход первых записей Creedence совпал с ростом популярности калифорнийских групп вообще. В фокусе внимания появились такие коллективы, как Big Brother and The Holding Company с Дженис Джоплин, The Great Society с Грейс Слик, Love, Buffalo Springfield, The Byrds, The Doors, It's A Beautiful Day. Так что по отношению к CCR публика была заранее настроена, как минимум, заинтересованно.

Creedence Clearwater Revival. Фото из открытых источников
Creedence Clearwater Revival. Фото из открытых источников

К 1970-му Creedence Clearwater Revival стали самой широко раскупаемой группой в истории американской музыки. Их синглы начали штурмовать вершины чартов разных стран, а в самих Штатах доходили до 2-го места в списке "Billboard Hot 100". Это уже был грандиозный успех. Критики захлебывались от восторга:

"Поразительно демонстрируемое ими мастерство общения с языком черной культуры. Еще более сильное впечатление производят скромность и художественная цельность метода, каким они манипулируют элементами чуждой им культурной традиции. Приближаясь к самому плотному ядру рок-музыки, они буквально прожигают тот мусор, что распространяется сегодняшним радио. "Clearwater" – их символ чистоты, и именно чистоты, как ни парадоксально, достигают они, работая с материалом, который черен, как чистейшая смола".

В мире Creedence Clearwater Revival в одночасье стали символом истинно американской музыки, в которой оригинально слились рок, фолк, блюз, кантри. Так как звучала группа очень "по-южному", то для их стиля даже придумали название "swamp-rock" – болотный рок. Джон Фогерти и компания явили себя честными художниками, без компромиссов, не только выдававшими лучшие образцы тяжелого блюз-рока в соединении с кантри-музыкой, но и в песнях затрагивавшими темы, волновавшие их сверстников по обе стороны океана – войны, социальные потрясения, духовные метания.

На гребне успеха ребят делают европейские гастроли, выступают в британской телепрограмме "Top of the Pops", а кульминацией тура стали два концерта в Лондонском "Royal Albert Hall", которые даже по стандартам этого зала были выдающимися. Это был апофеоз мировой славы, и в 1970-м ребята выдадут на гора пару отличных альбома – "Cosmo’s Factory" и "Pendulum", с энтузиазмом принятых публикой, а первый так и вовсе возглавит чарты альбомов во многих странах. Это будет их творческим пиком. Уверен, настоящие меломаны нежно лелеют эти творения "простых американцев" в своих коллекциях до сей поры, периодические доставая и прослушивая их вновь и вновь.

Лучшей песней Creedence Clearwater Revival оба Фогерти считали "Run Through The Jungle". Забавно, что на самом деле Джон писал вовсе не о Вьетнамских джунглях, а о "джунглях" американского общества, где повсеместное ношение оружия делает жизнь людей не менее опасной. Как он об этом высказывался:

"Я сам охотник и отнюдь не противник оружия, но до меня просто дошло, что такое количество неподконтрольного оружия становится опасно. Интересно, что понадобилось целых 20 лет, чтобы такая позиция сформировалась в общественное движение".

Между тем музыкантам перестало нравиться то, что они делали. К 1972 году группу покинет Том Фогерти, на фоне склок и междоусобиц выйдет последний альбом группы уже в составе трио – "Mardi Gras", с не очень внятной стилистикой, и дружный некогда коллектив неожиданно для всех прекратит свое существование практически на гребне волны своей популярности, оставив многочисленные толпы почитателей в недоумении. "Криденсомания" только-только разродилась, как тут же ей предстояло уйти в бесконечность.

Джон Фогерти сразу после распада группы начал успешную сольную карьеру и выпустил вполне сносный альбом "Blue Ridge Rangers" в стилистике кантри, но это будет уже не старый, добрый "Криденс". На протяжении многих лет он отказывался исполнять на концертах песни из репертуара CCR.

В это же самое время популярность "Криденсов" в СССР начнет стремительно расти. Бдительное око цензуры не отыскало крамолы в их текстах, да и где ее было обнаружить, если ребята зачастую пели антивоенные и остросоциальные песни, "обличающие пороки буржуазного общества". Достаточно вспомнить хотя бы сатирическую "Fortunate Son" о богатых сынках, "мажорах", уклоняющихся от призыва в армию. Впоследствии она, как и более поздняя "Run Through The Jungle", стала своего рода музыкальным символом войны во Вьетнаме. Они были почти как Дин Рид, только тот осел в ГДР, а Creedence Clearwater Revival "подрывали устои мира капитала" из самой его цитадели – США.

Еще и заводные ритмы их песен идеально подходили для танцев. Creedence особо не витийствовали в гармонических изысках, не делали сложные замысловатые аранжировки, зато умело находили кратчайшую дорогу к сердцам слушателей посредством мелодических находок, не всегда укладывающихся в пентатонику кантри-рока и блюз-рока. Подкупал своеобразный голос и неподражаемая манера пения Джона Фогерти, ярость напора его гитары, энтузиазм, жизнерадостность – знали бы наши "криденсоманы" какая горькая, с социальной подоплекой ирония скрывалась за текстами.

Популярность группы у советской молодежи подпитывалась тем, что творчество CCR было намного проще и общедоступнее, чем арт-роковые произведения. Для восприятия его не требовалось той подготовки, без которой нельзя полностью понять, например, тех же Yes или Genesis. Группа принципиально рассматривала свои альбомы не как единое целое, проникнутое общей идеей, а как набор песен – веселых, грустных, спокойных, но именно отдельных песен. "Криденсы" импонировали молодежи тем, что они давали посредством рок-музыки отличное средство отдыха, "оттяга", веселого времяпрепровождения. А такие вещи всегда востребованы.

Между тем в советской прессе то ли Гаврилов, то ли Троицкий признали Creedence Clearwater Revival одним из наследников рок-трона, освободившегося после распада The Beatles, наряду с The Rolling Stones, Crosby, Stills, Nash & Young и Led Zeppelin. Это уже было явно наводящим внимание сигналом, и ряды советских неофитов "криденсомании" стали стремительно расти. К этому моменту подсуетилась и наша родная "Мелодия", принявшаяся с 1974 года тиражировать миньоны с песнями группы. Первым был М62–35901–2 и аналогичный вариант с гибкой пластинкой, на котором были выборочно представлены песни из альбома 1970 года "Pendulum".

На гибкой пластинке 1974 года "Вокально-инструментальные ансамбли мира" Г62-04119-20 оказалась песня "Жалоба моряка" (Дж.Фогерти). В оригинале это "Sailor's Lament" из того же альбома. Выходил и виниловый вариант этого миньона.

Тем временем в июньском номере журнала "Ровесник" за 1974 год вышла статья М.Фрида "Комета Криденс".

Статья М.Фрида "Комета Криденс". Фото из открытых источников
Статья М.Фрида "Комета Криденс". Фото из открытых источников

Даже советские радиостанции транслировали в своем эфире песни "Вокально-инструментального ансамбля Криденс", и вот в 1975 году "Мелодия" разродилась еще одним миньоном с четырьмя их песнями – на этот раз из альбома "Cosmo’s Factory". Их представляют таким образом: "По страницам радиопередачи На всех широтах". Миньон был издан как в гибком, так и в виниловом варианте. Излишне говорить, что у каждого старшеклассника середины 70-х эти миньоны входили в обязательный "джентльменский набор". Сегодня выглядит странно, что в Союзе выходили гибкие пластинки, но они были дешевле по себестоимости, и их выпуск производился гигантскими тиражами, удовлетворяя тем самым массовый спрос.

Мимо такой популярности CCR не могли пройти и отечественные профессиональные ВИА. Они охотно делали каверы на их песни. Первыми в этом ряду отличились "Веселые ребята", еще в 1973 году записав с вокалом Александр Лермана "Down on the Corner" – кавер песни из альбома 1969 года "Willy and the Poor Boys". Причем эта версия получилась более блюз-роковой, чем калипсовый оригинал. Позже у "Веселых ребят" выйдет и русскоязычный вариант с текстом Виктора Дюнина.

Что интересно, бум в Союзе самодеятельных ВИА в 70-е совпал с популярностью "Криденс". В то время, это было довольно распространенной практикой, когда каждая школа, ПТУ, техникум или институт стремились создать собственный музыкальный коллектив. Аналогичные процессы происходили и в клубах художественной самодеятельности при заводах, фабриках и колхозах с совхозами. Ведь всегда под рукой были свои музыканты для проведения праздничных концертов и танцев, что было очень удобно. И "Криденсы" для таких доморощенных ВИА предоставляли практически готовый репертуар.

Конечно, в точности с оригиналом не любой материал и не каждые музыканты могли запросто сыграть. Тем ни менее, встречались и интересные самодеятельные каверы. ВИА"Окна" были созданы студентами Московского Энергетического института в 1971-м году и просуществовали почти четыре года. В их сет-листе был любопытный русскоязычный кавер композиции "Lodi" из альбома 1969 года "Green River".

Популярность Creedence Clearwater Revival в Союзе из 70-х плавно перетекла и в 80-е. Подтверждением этому служит выбор "Мелодии", выпустивших пиратским образом в 1988 году большую виниловую пластинку из серии "Архив Популярной Музыки" за №3.

Архив популярной музыки №3. Группа "Криденс" - Бродячий оркестр (Creedence Clearwater Revival - Traveling Band)
Архив популярной музыки №3. Группа "Криденс" - Бродячий оркестр (Creedence Clearwater Revival - Traveling Band)

Волна "криденсомании" оказала серьезное влияние на многие поколения отечественных музыкантов, заложив в них ритмический и мелодический код, который нет-нет да и всплывал порой самым неожиданным образом. Возможно, неожиданно даже для самих музыкантов. Ну, вот вспоминал ли о "Криденс" Владимир Кузьмин, когда в 90-х писал свою "Эй, красотка", или нет, однако он невольно процитировал начальные четыре такта из их композиции "Hey Tonight".

Аналогичная история произошла и с Владимиром Шахриным из группы "Чайф". Припев песни "Поплачь о нем" 1985 года мелодически вполне соотносится с "Have You Ever Seen The Rain". Осознал Володя это уже когда его композиция приобрела популярность, и теперь порой на концертах даже иронично добавляет и английский припев Джона Фогерти. Ну, что тут сказать, есть у человека чувство юмора.

В 1993 году Creedence Clearwater Revival были введены в "Зал славы рок-н-ролла", но к этому времени из-за многочисленных судебных разбирательств Джон Фогерти уже наотрез отказывался играть с Куком и Клиффордом, а Тома не было в живых. Поэтому на самой церемонии песни Creedence все же звучали, но в исполнении Джона, Брюса Спрингстина, Робби Робертсона из The Band и других именитых музыкантов.

В мире CCR любят и почитают по сей день. Группа оказала колоссальное влияние на развитие рок-музыки. Наряду с такими коллективами, как The Allman Brothers Band и Lynyrd Skynyrd она стала одним из основоположников стиля сатерн-рок. Гитарист Эдж из U2 называл их "последней истинно американской рок-группой". Песни Фогерти считаются классикой рока и были перепеты бессчетным числом музыкантов. Они десятки раз использовались в фильмах и телесериалах. В этом отношении в мире все стабильно.

А была ли в нашей стране "Криденсомания" в общепринятом смысле этого слова. Мы любили и любим до сей поры эту музыку, заходясь порой в ностальгических воспоминаниях, вызываемыми их песнями, с бодрым, зовущим голосом Джона Фогерти, его яростно клокочущей гитарой, настроенной на "ре", а не на "ми", и четко прорисованными битами ритм-секции. И эта любовь у нас мирно уживается с трепетными чувствами к другим представителям рок-музыки, зачастую, не имеющих с ней ни стилистических, ни временных сходств. И в этом и состоит гармония.

Мне понравился ответ одного моего знакомого на вопрос "Какие песни CCR у него любимые?". Он ответствовал очень просто и убедительно: "Для меня у Creedence Clearwater Revival нет нелюбимых песен".

Продолжение здесь:

Мы еще многие "рок-мании" на затронули.

☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!

➤Другие статьи подобного рода:

❇️ Музыкальные рок-сумасшествия, охватывавшие СССР

❇️ "Музыкальные рок-сумасшествия, охватывавшие СССР" и "Рок-мании, пришедшие к нам с Запада в 70-е"

❇️ Какую музыку играют корифеи рока

❇️ Сенсация 1975 года – фильм "О, Счастливчик!" и Алан Прайс

❇️ 60-е. Лучшие песни Восточной Европы в стиле мерси-бит