Найти в Дзене
Old school dude

Рок-мании, пришедшие к нам с Запада в 70-е

Оглавление

Речь пойдет о бурных всплесках интереса к течениям, исполнителям или даже отдельным песням рок-музыки, пришедших к нам с Запада. Им остроумно давали название, в состав которого входит греческое слово "мания", означающее страсть, безумие, неодолимое влечение. Тем ни менее, к реальному психическому отклонению это не имело ровно никакого отношения. "Это было нетрудно, это по любви". Вторая статья цикла, являющаяся продолжением материала:

Рок-шоу Slade. Фото из открытых источников
Рок-шоу Slade. Фото из открытых источников

Мировая рок-музыка после "swinging sixties", явившим революционные изменения во многом, к началу 70-х годов уже пережила увлечение рок-н-роллом, ритм-энд-блюзом, мерсибитом, кантри-роком, фолк-роком, соулом, гаражным роком, психоделией, авангардом. При этом она значительно усложнилась, породив внутри себя самостоятельные направления, а также дав жизнь ряду смежных, синтетических жанров, таких, как джаз-рок, рок-опера, симфо-рок, фьюжн.

Ряд направлений выдали исполнителей, получивших культовый статус и поклонение у публики, сродни сумасшествию, с разной степенью проявлений. Часть из них приобретали схожее к себе отношение и в Советском Союзе. Причем, сильное отличие от остального мира состояло в том, что наши поклонники не имели возможности ни лицезреть своих кумиров на концертах, ни внимать их песням по радио и ТВ, ни свободно приобретать их пластинки и синглы в сети магазинов грамзаписи.

"Шизгара – наше все. Шизгарамания"

Shocking Blue. Фото из открытых источников
Shocking Blue. Фото из открытых источников

И что же просочилось сквозь идеологические фильтры цензуры и нахлынуло в начале 70-х бурным потоком, окатив буквально всю отечественную юную поросль с ног до головы? Неожиданно это стал хит голландской группы Shocking Blue "Venus", или "Шизгара", как его у нас называли по невнятно улавливаемому славянским ухом припеву "She's got it". Да эта фраза и звучала нечетко – что было взять с группы из страны тюльпанов, где солистка Маришка Вереш, наполовину из венгерских цыган, а наполовину русско-французского происхождения, вообще не знала английского и просто воспроизводила текст фонетически.

Между тем, у самих Shocking Blue это был уже второй по счету хит, после предыдущего "Send Me a Postcard", пусть и не попавшего на вершины чартов, но в Голландии, Норвегии и Франции забравшегося в десятку.

История появления "Venus" перетекает из одного сетевого материала в другой, вкратце коснусь ее еще раз. По сути, это была творческая переделка песни 1963 года "The Banjo Song" американского фолк-трио The Big 3. Написал ее банджоист Тим Роуз, а исполняла певица Кэсс Эллиот, которая после The Big3 станет вокалисткой популярного квартета The Mamas and the Papas.

Именно Роуз придумал тот самый блюзовый рифф, а идею песни почерпнул в истории американской музыки, сделав кавер – пусть и очень-очень далекий от оригинала – американской фолковой песни "Oh! Susanna" (Banjo On My Knee) Стефана Фостера, написанной еще в 1848 году.

Создатель "Venus", гитарист Робби Ван Леувен, впрочем, и не отрицал никогда, что написал ее в 1969 году под сильным влиянием "The Banjo Song", и что он позаимствовал из нее гитарные риффы, ритм и другие элементы аранжировки, а также все аккорды, кроме вступительного с квартой, – это перенято у гитариста группы The Who Пита Таунсенда из их композиции "Pinball Wizard". Текст Робби написал абсолютно новый – о богине любви Венере. Для экспрессивно звенящего контральто Маришки Вереш он подходил просто идеально.

После выпуска сингла летом 1969 года песня возглавила чарты 1970 года в десяти странах: Бельгии, Канаде, Франции, Италии, Испании, ФРГ, Швейцарии, Новой Зеландии, Австралии, США и Японии, хотя в родной стране, что любопытно, она была лишь на 2-м месте. По представленной географии нетрудно увидеть, что этот кантри-рок буквально покорил всю планету. Критики восторженно отмечали "колоритный сплав рок-ритмов, органных аккордов, гитарных элементов кантри и яркого вокала Маришки Вереш, поющей с милым акцентом".

В нашу страну песня, которую сразу же окрестили "Шизгарой", попала через западные радиостанции. Это уже потом ее завезут на виниле "At Home", альбоме Shocking Blue 1969 года. Причем, сам этот релиз перевыпустят с бонусными треками, поскольку в первоначальной 30-минутной версии альбома "Venus" просто не было. Была еще и первая изданная у нас в 1971 году версия "Венеры" на пластинке чехословацкой певицы Ольги Сабовой, но она могла лишь чуть приглушить тягу к голландскому оригиналу.

Наступили 70-е годы, и теперь любой новоявленный меломан вместо "пластинки на ребрах" мог вполне легально приобрести маленькую пластиночку с песней, воспользовавшись государственным сервисом отделов звукозаписи, появившимися в городах и крупных поселках страны. Здесь совершенно легально нарезали звуковую дорожку на гибкую прозрачную тонкую пластмассовую форму со скоростью 33 и 1/3 оборотов в минуту, а подложку делали порой из открыток. Стоило это меньше рубля, что было доступно для любого кошелька. Приходишь в местный Дом быта, и здесь обязательно наткнешься на уютный закуток с заветным списком песен. Названия западных шлягеров писали по-русски, но кто "был в теме", без труда обнаруживал вожделенный хит.

Такие самопальные синглы порой реализовывались на небольших ж/д станциях. Один мой приятель, к слову, приобрел такой с "Шизгарой", где на подложке была фотография конверта альбома "At Home" – бывало и такое. Таким вот образом при социализме зачаточные рыночные формы пробивали для наших сограждан тропинку к "музыке мира капитала".

Обложка альбома Shocking Blue "At Home", из открытых источников
Обложка альбома Shocking Blue "At Home", из открытых источников

Сказать, что песня покорила страну, – почти ничего не сказать. Такой популярности не будет даже у появившейся во второй половине 70-х "Hotel California". Для нашего молодого человека она, по сути, олицетворяла собой все самое привлекательное в рок-музыке: не лишенную мелодизма пентатонику, уложенную на четко очерченный ритмический рисунок "восемь восьмых", простой до гениальности рифф, сильный энергичный вокал с шикарным вокализом в середине и не сильно затянутый гитарный брейк.

И "Шизгара" стала по сути нашей "народной" песней, ее пели по вечерам во дворах, в студенческих посиделках, на свадьбах, вечеринках и просто по велению души. Песня несколько раз звучала в программах "Маяка" и радиостанции "Юность". Она была настоящей кормилицей ресторанных "лабухов", поскольку ее нескончаемо заказывала разгоряченная публика. Ни одни танцульки где-либо на обходились без "Шизгары", исполненной по меньшей мере три-четыре раза, – последние пару раз уже в конце "на посошок". И никакие наряды милиции и дружинников, дежуривших на танцплощадках во избежание драк, не могли этому воспрепятствовать. Текст переиначивали, звучали и наивные доморощенные русскоязычные версии, но обычно народ требовал англоязычную "фирму".

Еще "Venus" была хорошим учебным пособием. Как правило, ребята, пытающиеся освоить гитару, начинали с ее несложных аккордов, далее песня помогала ансамблевому взаимодействию и практике удерживать ритм. А если ты делал соло, как в оригинале, то был уже в статусе местечкового "бога гитары" – еще не Робби ван Леувен, но уже близко. Так уж получилось, что именно "Venus" привила гармонические и ритмические вкусы той нашей музыкальной тусовке, да и обычным неискушенным слушателям.

Столь благодатной в плане практики для новичков гитары песней у нас в стране была еще только "The House of the Rising Sun" – кавер из репертуара The Animals. Только по ней отрабатывали арпеджио, причем, выше котировалось использование медиатора, а не фингерстайл.

К слову, "Дом восходящего солнца" тоже была нашей культовой, "народной" песней, оставившей след в музыкальной эпохе страны и трансформировавшейся в виде цитат, мелодических оборотов и схожих гармоний во многие произведения тех лет. Ну, вот хотя бы в тот же "Фантом".

Но вернемся к "Шизгаре". Вполне естественно, что обожание этой композиции в какой-то степени переносилось и на ее исполнителя. В особенности на саму солистку. Да и как было устоять перед этим колдовским взглядом огромных глазищ и по-шамански соблазняющим голосом. Как-то, уже в 90-х, я попал на бизнес-выставку, где среди участников были фирмы с наименованиями "Мариска" и "Верес". После расспросов оказалось, что их учредители дали им имена в честь той самой неповторимой вокалистки из Shocking Blue.

Маришка Вереш. Фото из открытых источников
Маришка Вереш. Фото из открытых источников

Так что "шизгаромания" у нас была в какой-то степени и "шокинблуманией". И надо признать, что энтузиазма у поклонников Shocking Blue на пару-тройку лет хватало. Между тем, имея переменный успех в США, в Европе и особенно в Японии группа пользовалась невероятной популярностью. Не каждые музыканты могут похвастаться концертным альбомом "Live In Japan". Да и у нас такие композиции, как "Never Marry a Railroad Man", "Shocking You", "Alaska Country" часто звучали на танцплощадках. И список далеко не ограничивается только этими песнями. У меня на канале есть статья, посвященная этой группе.

Удивительное дело, но советская пресса совсем не ругала Shocking Blue. То ли не было "сверху" такой установки, то ли не поднималась рука обличить в чем то группу, где солисткой была девушка, а может песня действительно всем понравилась по-настоящему. Справедливости ради, и ругать то их было не за что: ребята не засветились ни в одном скандале, вели себя вполне благопристойно, не делали выпадов в адрес нашей страны и пели преимущественно о любви. В №10 журнала "Ровесник" за 1974 год вышла довольно нейтральная статья М. Фрида "Точный прицел Шокинг Блю", где солистку, правда назвали Маричка Верес. И еще там наличествовала такая характеристика, не отражающая действительности:

"Все альбомы "Шокинг блю" сделаны по одному принципу: несколько запоминающихся мелодий непременно чередуются с вялыми и бесцветными композициями. Обычный коммерческий бутерброд...
Вот и приходится ансамблю стараться записать на маленьком диске легко запоминающуюся, но, как правило, несложную мелодию, ведь обычно только такие песни имеют шансы стать хитами".

Оставим эту точку зрения на совести автора.

Не смотря на то, что "Venus" со сцены пели многие наши профессиональные ВИА – обычно западные хиты включали во 2-е отделение программы – лишь ВИА "Здравствуй, песня" с солистками Людмилой Семикиной и Светланой Бут запишут на пластинку кавер-версию "Венеры". Она появится на миньоне 1979 года "Мы любим диско".

А на Западе каверы "Venus" выходили периодически – уж, слишком заманчиво было перевыпустить хорошо раскрученный хит. Наиболее известные каверы выпускали Bananarama, Stars on 45, Дженнифер Лопес, Exilia, Zucchero.

70-е годы

А в мире к тому времени мейнстримом стали хард, глэм, арт-рок и прогрессив-рок, хотя и старые герои рок-н-ролла, такие как The Animals, The Kinks, Procol Harum, The Who, Status Quo, The Doors и Creedence Clearwater Revival оставались еще в обойме. Ориентация на американскую, во многом черную, культуру сменилась освоением европейских корней, тягой к собственным традициям, к фольклору. Рок-музыкальный поток в начале 70-х вынес на поверхность целый сонм отличных групп, каждая из которых обрела глобально массу поклонников и получила культовый статус: Led Zeppelin, Slade, Wishbone Ash, Uriah Heep, Yes, Genesis, Van der Graaf Generator, Pink Floyd, Gentle Giant, King Crimson, Jethro Tull, Emerson, Lake & Palmer, Electric Light Orchestra, Supertramp, Black Sabbath, Deep Purple, Nazareth, T. Rex.

В нашей стране можно было обнаружить поклонников практически у всех, и к чести наших меломанов, мы были всеядны и слушали все подряд, благо рок-музыка в этот период переживала самый свой расцвет. Теперь основным проводником в мир западной рок-музыки стал магнитофон, на который переписывали альбомы с виниловых пластинок. Ценилась первая копия непосредственно с проигрывателя, но большинство народа пользовались вторыми, третьими и так далее.

"Тирексомания"

T. Rex на сцене. Фото из открытых источников
T. Rex на сцене. Фото из открытых источников

У части слушателей были, разумеется, свои вкусовые предпочтения. В Великобритании начала 70-х царствовал глэм-рок, а самый популярный исполнитель в этом жанре, T. Rex, вызвал самую настоящую "ТиРексоманию" (T-Rextasy).

В 1970 году свет увидел первый крупный хит Марка Болана – сингл "Ride A White Swan", спродюсированный Тони Висконти. Уже через год он красовался на втором месте в британских чартах, по сути и ознаменовав собой рождение нового стиля – глэм-рока. Записанный в это время диск "Electric Warrior" принес группе мировой успех, в основном благодаря танцевальной композиции "Get It On", и "тирексомания", как Новый Год 1 января, уверенно зашагала по планете. С тех пор песни группы не покидали верхних строчек хит-парадов в разных странах.

Глэм-рок, конечно, завораживал своей энергией и страстью, но на общем фоне "девственности в познании языков" выделялась часть наших сограждан, немного понимающих английский, – те же студенты лингвистических вузов и выпускники школ с углубленным изучением языка. Особенно это было ярко выражено в крупных городах. Как раз их фаворитами и были T. Rex, потому как наряду с заводными ритмами необычная поэтика текстов Болана, поющего о единорогах и магических королевствах, выгодно отличала группу от многого другого, что тогда звучало.

В сентябре 1977 года Марк Болан разбился насмерть в автоаварии, закончив свой земной путь как истинный рок-герой, и по миру снова прокатилась было уже стихшая волна "тирексомании". Теперь новая рок-легенда навсегда вступила в элитный клуб рок-идолов, где уже были Джими Моррисон, Джими Хендрикс, Брайан Джонс и Дженис Джоплин, не смотря на то, что он прожил двадцать девять, а не двадцать семь лет, как они. Информацию о трагической кончине "звезды рока" сообщили и некоторые советские издания. В нашей стране преклонение перед этим музыкантом сохранялось даже в 80-е годы. Костя Кинчев посвятил ему песню "Доктор Буги":

"Покровитель огня, Владелец таинственных струн..."

Одними из самых известных "тирексоманов" в Союзе были Борис Гребенщиков и Майк Науменко. Боря использовал голосовые модуляции с вибрато, стараясь копировать неподражаемую манеру пения Болана. Еще как-то раз он взял песню Марка "Cat Black (The Wizard's Hat)" и положил на нее свой текст, поименовав этот своеобразный кавер "Сергей Ильич (для МБ)". МБ в названии , как раз и указывало на Марка Болана.

Майк не только посвящал своему кумиру песни, но в свою очередь тоже немало позаимствовал из его музыки. Правда, если у T. Rex в большей степени преобладал глэм, то у Майка – ритм-энд-блюз.

Как вспоминала позже о браке с Майком Наталья Науменко:

"Музыка T.Rex звучала в доме постоянно (разумеется, слушали мы и очень много другого). Я, признаться, никогда не была поклонницей Болана, а его "специфичный" голос просто раздражал. Но Майк ненавязчиво приучал и даже приручал к Марку. В конце концов я привыкла и к очаровательному блеянию, и к странному произношению. А мелодии до сих пор вспоминаю безо всякого повода".

От Майка подхватил "тирексоманию" и Виктор Цой. Он посвятит ему одну из песен, сделав ее на пару с Алексеем Рыбиным на заре карьеры, еще во времена "Гарин и Гиперболоиды".

У меня на канале есть статья, посвященная Марку Болану:

"Слэйдомания"

Slade. Фото из открытых источников
Slade. Фото из открытых источников

А Британские острова, между тем, помимо "тирексомании" захлестнула и "слэйдомания". Получив в начале известность как группа для "скинхедов", в 1971 году музыканты Slade отрастят длинные волосы, сменят ботинки "Dr. Marten" на сапоги с большой платформой и нарядятся в пестрые одеяния растущего глэм-движения. Выпустив пару хитовых синглов – "Get Down with It" и "Coz I Luv You" и выступив в популярном телешоу "Top of the Pops", они окажутся вдруг неожиданно для себя в фокусе самого пристального внимания у молодой поросли не только на островах, но и в Европе.

Их спонтанный хулиганский ход – использование "фонетической орфографии" в написании названий песен – оценят вечно бунтующие тинейджеры, а ребята постарше, посещающие их концерты, будут воодушевлены их непередаваемым драйвом и энергией. Дело в том, что Slade беспроигрышно держались на сцене и буквально с первых минут выступления всецело овладевали симпатией любой публики.

В период с 1971 по 1976 год Slade выдали подряд 17 синглов, вошедших в "двадцатку" британского хит-парада и фигурирующих в европейских чартах. А вот в Штатах группа вызвала лишь кратковременный интерес прежде всего своей грубой энергией и мощью харизмы шоуменов, а такого любовного трепета и энтузиазма, как у себя на Родине, или в Европе, по большому счету, не завоевала. Гастрольный Североамериканский тур 1976 года принес группе лишь разочарования.

"В Америке публика нас не очень-то баловала. Пришлось срочно изменить стиль. Не вышло. Нас и тут не слушали. Теперь к чертям эксперименты – будем снова играть громкий, незамысловатый рок".

Публике со временем изрядно наскучили однообразные боевики группы. У подростков появились новые кумиры – Sweet, Bay City Rollers… Они умело разбавляли тяжелый глэм "Слэйд" мелодичностью. И "слэйдомания" стала постепенно сходить на нет. Второе дыхание случится в 1980-м, но его хватит ненадолго.

Что до нашей страны, то рядовой советский меломан не мог пройти мимо легкозапоминающихся мелодий песен Slade. Их аранжировки, несмотря на простоту, отличались оригинальностью, выражая все очарование энергичного задора глэма. И конечно, немалую роль в популярности коллектива сыграл феноменальный напор фальцета Холдера, который не могли оттенить даже фуззовые электрогитары.

"Слэйдомания" в нашей стране имела, конечно, свои национальные формы. Мы были слегка озадачены "фонетической орфографией" названий песен, безуспешно пытаясь сделать их перевод при помощи словаря. Мы не видели их впечатляющих концертных шоу, зато их шлягеры неизменно "наводили шороха" на любых танцах и были идеальным средством для создания непринужденной атмосферы на любом празднестве.

Вспомните хотя бы сцену из фильма "Брат", где Питерские рок-музыканты отмечали день рождение под Slade. Советский "слэйдоман" не отличался фанатизмом и неприятием других стилей музыки, он не ополчался на "пепломана" или "флойдомана", тем более, что зачастую он сам им одновременно и был. "Фанат" Slade был, скорее, доброжелательным слушателем, радостно поглощавшим такую музыку наряду со многой другой и сохранившим привязанность к ней даже спустя десятилетия.

В первой половине 70-х отечественная пресса нет-нет, да и уделяла внимание этим отвязанным героям глэм-рока. Обычно появлялся какой-то невзрачный материал в местной молодежной газете с нравоучительными сентенциями. Впрочем, нельзя сказать, что Slade "уничтожали", но и до хвалебных од было далеко. Наконец, в сентябрьском номере журнала "Ровесник" 1977 года вышла статья Артема Троицкого "Спеша вниз".

Статья из журнала "Ровесник" №9 1977 года. Фото из открытых источников
Статья из журнала "Ровесник" №9 1977 года. Фото из открытых источников

К тому моменту от "слэйдомании" в Великобритании остались лишь воспоминания, что Троицкий и констатировал. Аналогичный нарратив Артем повторил и в сентябрьском номере журнала "Музыкальная жизнь" того же года в статье "Рок в коротких штанишках".

 Статья "Рок в коротких штанишках", из открытых источников
Статья "Рок в коротких штанишках", из открытых источников

Тем ни менее наша молодежь в 70-е, не сговариваясь, присвоила группе негласное звание "Заслуженные и народные артисты СССР".

Продолжение здесь:

Мы еще многие "рок-мании" на затронули.

☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!

➤Другие статьи подобного рода:

❇️ Музыкальные рок-сумасшествия, охватывавшие СССР

❇️ Не Шизгарой единой

❇️ Великий гитарист Марк Болан

❇️ Животворящий напор Slade

❇️ Какую музыку играют корифеи рока

❇️ Сенсация 1975 года – фильм "О, Счастливчик!" и Алан Прайс