Найти в Дзене
Old school dude

Хард-роковые мании в СССР, просочившиеся с Запада

Оглавление

"Тяжелый рок в Советском Союзе был так любим потому, что название этого жанра прямо намекало на нашу тяжкую судьбу." из КВН.

Рок-культура в начале 70-х расслаивается, теперь она затрагивает интересы разных поколений и социальных групп и явно перестает быть только молодежной. Именно это время подарило нам особое явление в мировой рок-музыке, возникшее в ходе эволюции электрического блюза, ритм-энд-блюза, рок-н-ролла и гаражного рока. Это был хард-рок, ставший феноменом не только музыкальным, но и социальным. Именно с появлением этого жанра, гулко и раскатисто зазвучавшего с большой громкостью и интенсивностью, термин "биг бит" окончательно утратил свое употребление в отношении молодежной музыки – отныне все ее виды будут величать кратко – "рок". А сами "хард-рокеры" предстали объектами пламенного "культового" почитания у публики, сродни сумасшествию, с разной степенью проявлений.

В СССР отдельные группы тяжелого рока были настолько широко любимы, что их фанаты были сопоставимы с западными как в своей множественности, так и по степени экзальтированности. Причем, сильное отличие от остального мира состояло в том, что наши поклонники не имели возможности ни лицезреть своих кумиров на концертах, ни внимать их песням по радио и ТВ, ни свободно приобретать их пластинки и синглы в сети магазинов грамзаписи. "Иностранные" радиостанции, прорывавшиеся через сеть "глушилок", магнитофонные записи, да плюс жиденький поток винила, попадавший в СССР по разным каналам, – вот то, что формировало и поддерживало устойчивый интерес к западной рок-музыке, переходящий порой в культовое почитание.

Продолжим говорить о бурных всплесках интереса к течениям, исполнителям или даже отдельным песням в рок-музыке, пришедших в нашу жизнь с Запада. Пятая статья цикла, являющаяся продолжением:

Хард-рокмания

Группа Blue Cheer. Фото из открытых источников
Группа Blue Cheer. Фото из открытых источников

В начале 70-х наиболее демократичным и широко воспринимаемым, но продолжающим в то же время сохранять добрые традиции, оставалось все, что было замешано на ритм-энд-блюзе, и в этом отношении вне конкуренции был именно хард-рок. Этот жанр рок-музыки характеризуется выделенной ролью ритм-секции, а композиции часто построены на пауэр-аккордах и риффах в фигурах с размером 4/4. Его истоки следует искать в 60-х годах, когда американские и британские блюзовые и рок-группы начали модифицировать рок-музыку, добавляя более жесткое звучание, четко прочерченные гитарные риффы, напыщенную игру на барабанах и более акцентированный вокал, характерный прежде для электрического блюза.

Рок-энциклопедия услужливо подскажет, что первыми композициями, приближенными к этой стилистике были песня 1965 года "You Really Got Me" группы The Kinks и "Sunshine Of Your Love" 1968 года от трио Cream.

Почему эти песни называли гитарными, а не хард-роковыми – странная прихоть критиков. Первая удивительным делом предвосхитит стилистику Led Zeppelin, а вторая – Black Sabbath. Просто не нашлось тогда широко и масштабно мыслящего человека, чтобы интерпретировать это как нечто абсолютно жанрово новое. Ведь партии ударных здесь фокусируются на движущихся ритмах, бас-гитара работает в сочетании с ударными и ведет риффы совместно с соло-гитарой. При этом гитара звучит с дисторшном, а в качестве ритмической функции использует повторяющиеся риффы. Разве что вокал солиста еще не столь грозно рычащий, с выкриками или воем, не в высоком диапазоне, без фальцета, да это же не самое определяющее.

Зато таким вокалом будет отмечен вышедший в январе 1968 года альбом "Heavy" американской группы Iron Butterfly. Именно их стилистику наряду с Vanilla Fudge на начальном этапе своего существования будут пытаться в какой-то степени копировать Deeр Рurрle, однако хард-роковое звучание Iron Butterfly здесь скорее будет напоминать ранних Uriah Heep.

Америка в целом немало дала для того, что в будущем назовут "хард-рок". Вот, например, кавер композиции 1958 года Эдди Кокрана "Summertime Blues", который сделала группа Blue Cheer в 1968 году. И кто скажет, что это не хард-рок?

Или "Born To Be Wild", этот байкерский гимн конца 60-х – начала 70-х годов, первоначально написанный Марсом Бонфаером как баллада. Турбо-заряженный аккордовый рифф тогда еще восемнадцатилетнего Майкла Монарха вознес Steppenwolf в разряд культовых небожителей, а саму композицию с использованием органа и длинным барабанным соло, прозвучавшую в 1968 году заглавным трехминутный треком в фильме "Беспечный ездок", так и вовсе назовут предтечей хэви-метал.

Однако не эти музыкальные коллективы и не The Who с The Yardbirds, чьи некоторые вещи по формальным признакам вроде бы укладывались в прокрустово ложе жанра, почитаются как его основатели, а великое трио британских групп: Deeр Рurрle, Led Zeррelin и Black Sabbath, выпустивших в 1969 -1970 годах культовые альбомы, четко определившие характер нового саунда. Они собрали миллионные тиражи, получили хвалебные рецензии критиков и всплеск интереса у аудитории тинибопперов, дружно присоединившихся к своим старшим братьям и сестрам. Именно хард-рок отныне определяет в большей степени то, что называют молодежной музыкой, и он становится явлением социальным, выходящим на международный уровень популярности.

Сам жанр как таковой придется по вкусу широкой аудитории слушателей старше 14-ти, которые охотно будут покупать альбомы как этой троицы, так и подхвативших новые тенденции Uriah Heep, Grand Funk Railroad, Free, Judas Priest, Queen, Mountain, Montrose, Alice Cooper, Atomic Rooster, Bad Company, Blue Öyster Cult, Boston, Aerosmith, Buffalo, Cactus, The Doobie Brothers, Motörhead, МС5, The Guess Who, Heart, Krokus, Kansas, Nazareth, Sweet, Kiss и многих-многих других.

Наряду с арт-роком хард-рок станет мейнстримом начала 70-х, и именно он в большей степени будет формировать вкусы и предпочтения как у музыкантов, так и их фанатов. Он породит самое настоящее идолопоклонничество среди своих адептов. Да, и кто еще мог вызвать у молодого человека такое проникновенное к себе отношение, кроме как музыкант рок-банды, громогласно выдающий посыл сильнейшего эмоционального накала, буквально перетряхивающий все нутро и ритмикой вводящий в состояние близкое к трансу. Вот он в свете софитов у микрофона вытягивает "си" третьей октавы, в то время как другой с гитарой наперевес выдает автоматную очередь риффов под дробь барабанов с тарелками и гулкое мерное ухание бас-гитары. Если это не боги, то тогда объясните мне смысл понятия "Бог". Мама, роди меня назад!

В отличие от "битломании" 60-х, имевшей в большей степени женский гендерный окрас, в "хард-рокмании" преобладают скорее маскулинные черты, а социологи будут писать о ней как способе уйти от действительности и форме сублимации скрытой агрессии. Ну, да им же надо о чем-то писать, в особенности о том, в чем они ни бельмеса. Хотя действительно, шоу хард-рок-групп часто сопровождались буйными выходками публики, спровоцированной развязным поведение музыкантов на сцене.

Это вам не симпатяги 60-х, умильно поющие о любовных переживаниях или какие-то абстрактные и философские тексты. Теперь со сцены, зачастую обрядившись в немыслимые одеяния, выдают остросоциалку, а то и богохульство или просто разухабистое желчное непотребство. Но главное здесь – четкий хард-роковый бит, грув, именно это давало основной страстный посыл, драйв, и именно концерты давали настоящий "оттяг", выпуская у аудитории весь "пар в свисток".

Но уже к середине 70-х под воздействием мощнейшего напора поп-бизнеса и это направление постепенно утрачивает некоторые свои качества, в частности, лиризм, импровизационность и особый драйв, доставшийся в наследие от блюз-рока. Оно передает лишь внешние признаки и некоторую атрибутику своему упрощенному преемнику – получившему название "хэви-метал".

В Советском Союзе эта музыка, конечно, оттянет на себя существенное внимание молодых людей. В 70-е поток информации вcе cильнее проcачивалcя cквозь дряхлеющую плотину, и заткнуть пальцем дырочки уже cтало невозможным. Среди музыкальных ручейков, достигавших ушей юной поросли, была и живительная хард-роковая струйка. Считалось, что зарубежная поп и рок-музыка проповедует ценности, чуждые строителю коммунизма: секс, наркотики и рок-н-ролл. Однако, официально она не была запрещена.

Да, и какой смысл был ее запрещать, если из-за грохота ритм-секции, завываний электрооргана и рева фуззовых электрогитар поди попробуй улови смысл непонятных англицких слов. А то, что это громко звучит – не беда, ручку регулятора можно и прикрутить. Перебесятся, и с возрастом все пройдет – поедут как миленькие на комсомольские стройки, на целину, да на дальние рубежи Родину защищать. Логика в этом присутствовала: чем бы дитятки не тешились, как говориться...

И отечественное молодое поколение бесстрашно кинулось в этот бурный поток. Получить кайф от живых концертов мы не могли, а вот магнитофонные записи или то, что можно было порой уловить по заграничному радио, если его волна пробивалась сквозь сеть помех "глушилок", было очень воодушевляющим. Лично я с друзьями так впервые услышал ревущую "All Right Now" британской рок-группы Free, и это тогда действительно было более, чем "Олл райт".

Советская пресса о "хард-роке" поначалу не писала ничего, только появлялись редкие статьи об отдельных его представителях. Наконец, к концу десятилетия, когда творения этого жанра уже несколько лет как прочно обосновались в наших фонотеках, в №20 за 1978 год журнала "Клуб и художественная самодеятельность" Артем Троицкий напечатал обзорную статью, посвященную всему хард-року, с выделением главных его героев – "Взлёт и падение тяжёлого рока".

"В хард-роке доминируют два качества: завораживающая колдовская привлекательность и – монотонность".

А самую большую любовь юная наша поросль дарила великому британскому хард-роковому тройственному триумвирату, плюс Uriah Heep, Grand Funk Railroad и Nazareth.

"Пепломания"

Deep Purple "Mark II". Фото из открытых источников
Deep Purple "Mark II". Фото из открытых источников

И, пожалуй, только Deeр Рurрle в нашей стране получили столь большое поклонение, которое можно характеризовать как мания – "пепломания". И не только в нашей стране.

Взрывной интерес в мире к музыке группы возник после того, как второй ее состав, именуемый порой как "Mark II", в 1970-м году выпустил хард-роковый альбом "In Rock". Любая другая интерпретация этого эпохального события иначе как прорыв шлюзов, открывший путь свежему бурному потоку, будет недосказанностью. Как констатировал "Classic Rock":

"Пластинка стала эпицентром разрушения, свежей струей в роке 70-х годов и поворотом в истории, в котором были заложены корни хеви-метала".

Deep Purple наконец-то нашел свою нишу в музыке благодаря своему жесткому, тяжелому, громоподобному, мощному хард-року. Гитарист Ричи Блэкмор продемонстрировал во всей красе свои незаурядные технические возможности, задав тем самым каноны мастера нового стиля. Его активно поддержал своими напористыми фирменными вкрапления классики в ткань песен клавишник Джон Лорд. Иэн Гиллан, один из самых великих мастеров грудного вокала в рок-музыке, сражал наповал внушительностью и драматизмом своих партий, попеременно переходящих в фальцет. А основой, на которую можно было смело нанизывать построение любых композиций, была удачно сложившаяся ритм-секция: сочные, уверенные, насыщенные звуки бас-гитары Роджера Гловера гармонично поддерживали витртуозный и скорый с элементами свинговой и джазовой техники стиль ударных Иэна Пэйса.

Как вспоминал Ричи Блэкмор:

"Свой вклад в музыку делали все. Даже если Джону Лорду не приходили в голову никакие мысли, он всегда был готов обогатить ту или иную композицию прекрасным соло. Иен Пэйс, который не умеет сочинять, следил, чтоб все держали ритм, чтобы музыка была цельной. Иен Гиллан удивил изумительным способом пения, близким к крику, крайне редким в то время. Роджер Гловер был тем, кто следил за окончательным результатом. Он был как клей, который соединяет раздробленные элементы в одно полотно".

В процесс записи альбома ребята стремились исполнять каждую песню так, словно это было перед публикой. Для этого в студии был задействован концертный комплект аппаратуры и, играя на полную катушку, группа стремилась вдохнуть в альбом дух живых выступлений.

И что делает музыку альбома такой фантастической в целом, так это не прерывающееся его величие на всем ее протяжении, с достаточным количеством достоинств, которые выдают отдельные песни. Изобретательные блюзовые риффы, неистовый безудержный напор и драйв, изощренный мелодизм, эпическая шедевральная "Child in Time" с неповторимым гитарным соло в блюзовой пентатонике длительностью более 2 минут и вокалом Гиллана, когда он переходит от сдержанного пения в первых нескольких фразах до того невероятного фальцета, с которым никто никогда не мог соперничать...

Альбом сразу сделал "Темно-лиловых" фаворитом у отечественных меломанов. Такого яростного напора в сочетании с филигранным техническим исполнительским мастерством они доселе еще не встречали. Последовавший за ним "Fireball" расширил палитру звучания, добавив фанковых красок "No No No" и непостижимой гипнотически завораживающей магии "The Mule" и "Fools".

Что касается последней песни, то я был как-то свидетелем того, как среагировала публика, когда ее поставили на танцах. Такого бурного всплеска энтузиазма я не видел ни разу ни до, ни после. Я даже не представлял себе, что такое может быть в природе – столь крайняя степень радостной экзальтации и спонтанных хореографических импровизаций.

Если "Fireball" занял в Британии первое место в чартах, а в Штатах лишь 32-е, то альбом "Machine Head" добил всех меломанов в мире окончательно. Он почти везде возглавил хит-парады альбомов, кроме разве что США, Японии и четырех европейских стран, но и там он не был далеко от вершины. Это был колоссальный коммерческий успех, и в тех же Штатах альбом был сертифицирован как двукратно платиновый.

Что в нем особо подкупало – здесь абсолютно не было проходных композиций, у каждой была своя изюминка, и все семь смело можно было выпускать синглами с очевидной коммерческой перспективой. Но синглами вышло лишь три: "Highway Star", "Never Before" и "Smoke on the Water".

С "Дымом на воде" творилось что-то особенное. Сам рифф из песни был всего лишь мелодией в четыре ноты блюзовой гаммы соль минор, гармонизированной параллельными квартами, и поначалу остальные музыканты группы его просто проигнорировали, поскольку посчитали слишком, уж, упрощенным. Они его приняли только после того, как Блэкмор в ответ возразил, приведя в пример первую часть 5-ой симфонии Бетховена, которая тоже вращается вокруг аналогичной вариации из четырех нот. Как позже вспоминал Иен Пэйс:

"Самое удивительное в этой песне, и особенно в риффе Ричи – это то, что никто не делал такое раньше, потому что он такой восхитительно простой и доставляет такое чудесное удовлетворение".

Зато он сразу же стал любимцем у начинающих гитаристов до такой степени, что довольно скоро в отделах продажи гитар появилось предупреждение не играть этот рифф при выборе инструмента. Категорически! Ну, просто уже видимо достало...

Песня станет визитной карточкой группы и одним из центральных номеров любого их концерта до сегодняшних дней. В текущем веке "VH1" поставит ее на 11-е место в своем списке "100 величайших хард-рок песен", а сам рифф в 2021 году по опросам аудитории журналов "Guitar World" и "Total Guitar" займет почетное 4-е место. Еще в честь "Smoke on the Water" на берегу озера в Швейцарском Монтре, где она, собственно, и была написана и записана, установят скульптуру с названием группы, названием песни и нотами риффа из нее. А в новом казино в Монтре ноты из риффа украсят балюстраду, обращенную к игорному залу.

В нашей стране времен 70-х – 80-х годов в любой точке общепита, где была живая музыка, "Never Before"и "Smoke on the Water" непременно входили в репертуарный сет-лист местной группы. И если первая исполнялась походя, обычно в начале программы, то вторая обязательно заказывалась подгулявшей публикой, когда душа разворачивала "свои меха" и требовала куража. И звучал "Дым на воде" подчас несколько раз подряд.

Надо честно признать, что никто из западных гитаристов не сделал столько для электрогитаризации всей Советской страны, как, сам того не ведая, Его Чернейшество Ричард, Наш, Блэкмор. И если его риффы в упрощенном виде исполняли все начинающие гитаристы, то поди попробуй сыграй его сольные запилы, да еще не на "Fender Stratocaster", а на каком-нибудь "Урале". Попробуй сделать бэнд в третьей позиции на тон-полтора с теми струнами, что производились советской промышленностью. Сергей Дюжиков (известный наш гитарист), к слову, изощрялся, используя вторую струну вместо третьей, и таких примеров находчивости и русской смекалки не счесть...

Трек "Highway Star" отмечу отдельно. Читатели журнала "Guitar World" поставили его на 15-е место в списке "100 величайших гитарных соло". Трудно отыскать в нашей стране другое столь же значительное по оказанному на других музыкантов влиянию гитарное соло. И не только в нашей. Начиная с 70-х, и до наших дней. Это же настоящая хрестоматия гитарных скиллов. В ней есть практически все, кроме, разве что столь узнаваемых "Блэкморовских" стаккато на 32-х нотах. В партиях многих гитаристов мира вы можете уловить отсылки к этому пассажу.

Если вам доведется пройтись по Арбату в пору, когда любители-гитаристы играют на воздухе, то обязательно из динамика какого-нибудь комбика вы услышите попытку сделать вариант классического эпохального 20-тактного соло из партии Ричи Блэкмора в "Highway Star".

Классический состав "Темно-лиловых" выпустит свою лебединую песню – альбом "Who Do We Think We Are", прежде, чем Гловер и Гиллан покинут коллектив. С ним была отдельная история в СССР. Песня, что его открывает, "Woman from Tokyo", по мнению моих приятелей, торговавших радиоаппаратурой, – один из идеальных вариантов для проверки наушников. В 70-е бытовала стойкая легенда, что эту песню посвятили Йоко Оно, хотя в действительности это был своеобразный реверанс-оммаж фанаткам из Японии, коих у группы было очень много.

В Союзе фирма "Мелодия" неожиданно выпустит миньон с парой песен из этого альбома, после чего "пепломания" накатит еще одной мощной волной. На одной стороне этой маленькой пластиночки будут Blood, Sweat & Tears и Chicago, а на другой – пепловские "Mary Long" и "Super Trouper", правда нигде не будут указаны исполнители.

Интересно, что песня "Мэри Лонг" была злой эскападой в адрес Мэри Уайтхаус, христианской активистки, которая боролась за права нормальных людей искоренять разврат и непотребности в масс-медиях. Она выступала против секс-революции, наркотизации общества, романтизированными британскими СМИ того времени. Как пропустили цензоры слова припева песни и многое другое в тексте было непостижимой загадкой:

Как ты потеряла свою девственность,
Мэри Лонг?
Когда ты избавишься от своей глупости,
Мэри Лонг?

Мери Лонг, ты не одна,
Но ты намного отстала от времени,
Если взглянуть правде в глаза, то все, что делаем мы,

Гораздо честнее твоего промывание мозгов.

Последовавший затем двойной концертный альбом "Made in Japan" после релиза в течении пары недель стал платиновым во многих странах, что неудивительно, ведь Deep Purple были на пике своей мощи и популярности. А в нашей стране он, скорее всего, до сей поры является концертником №1. Любой "пепловед" со стажем и без вам убедительно объяснит его достоинства и бурно возразит в попытках подвинуть его с этой позиции.

Случившиеся за этим перетасовки состава группы явили на свет новую версию коллектива – "Mark III", казалось вдохнувшую свежую струю в "старые меха". Звучание стало более блюзовым, стали проявляться элементы фанка и соула, и Дэвид Ковердэйл с Гленном Хьюзом заставят фанов на какое-то время забыть уход Гилана и Гловера.

Deep Purple  "Mark III", из открытых источников
Deep Purple "Mark III", из открытых источников

Альбомы "Burn" и "Stormbringer" будут коммерчески успешными, что было обусловлено прежде всего статусом группы. "Burn" занял 3-е место в "UK Albums Chart", 9-е место в американском "Billboard 200" и первое место в четырех европейских странах. Открывающая альбом одноименная песня станет новой визиткой группы, и теперь этот состав все свои концерты будет начинать именно с её врезающегося в память риффа, в том числе и на легендарном фестивале "California Jam" 1974 года.

А мне вспоминается, как на каникулах в январе 1976 года я попал на концерт венгерской группы Gemini. Первую часть они сделали на родном языке, а вот вторую целиком составили из отдельных композиций "Пепловских" альбомов "Burn" и "Stormbringer". И открыли они ее как раз с этой композиции, сразу же сразив наповал Московскую и заезжую публику. Некоторые юноши в эмоциональном порыве повскакивали с мест, размахивая снятыми пиджаками, – я с таким до того еще пока не сталкивался. На концерте друзей из соц.лагеря не было ни милиции, ни дружинников, поэтому такую странную реакцию для советского человека того времени не пресекали.

На альбоме "Burn" была еще одна выдающаяся вещь – "Mistreated". Этот фантастический медленно кипящий и величавый блюз несомненно входит в высшие эшелоны достижений хард-рока и, следовательно, занимает важное место в дискографии любого уважающего себя меломана. Музыку Блэкмор написал за пару лет до записи альбома, а влившийся в группу Ковердейл написал слова к этой песне. Вот, что он об этом вспоминает:

"Мы записывали "Mistreated" с 23:00 до 7:30 утра. Я услышал первые записи и подумал, что это ужасно. Это было так плохо, что я просто сел и заплакал, потому что хотел, чтобы это было прекрасно. Затем на следующую ночь у нас была еще одна сессия, и я сделал это со второго дубля. Это похоже на прогрессивный блюз.
Я не вырос в лачуге у железнодорожных путей, но у меня все еще оставались неприятные эмоции, и это единственный вид блюза, который я могу интерпретировать. Я очень старался, потому что знал как важно получить сильное эмоциональное качество, в котором нуждается песня. Я хотел, чтобы кто-нибудь, слушая песню, подумал: "Я знаю, о чем он поет", и почувствовал это, тогда песня получится. И это того стоило. Это, по сути, физическое ощущение. Причина, по которой оно не исчезло сразу, заключалась в том, что я просто слишком постарался".

В Союзе тех лет редко какие молодежные посиделки с легкими алкогольными напитками и последующими танцами не обходились без "Mistreated". Обычно объявлялся "белый танец". Мне же больше нравится версия, прозвучавшая в Калифорнии, – здесь выше эмоциональный накал и какая-то безбашенно отчаянная страсть.

Отмечу, что выступление Deep Purple на Калифорнийском фестивале 6 апреля 1974 года мы все же увидим спустя дюжину с небольшим лет благодаря родным видеопиратам. Фильм об этом грандиозном событии, "Live in California", в конце 80-х был одним из главных фаворитов появившихся видеосалонов – это ли не свидетельство "пепломании" в СССР. Дэвид Ковердэйл никогда прежде не выступал перед такой массовой аудиторией, поэтому страшно мандражировал, как и Хьюз, которого одели в белый костюм для контраста "человеку в черном". Однако, на само шоу эти фобии никак не сказались. Блэкмор устроил пожар на сцене и разбил телекамеру.

24 августа 1974 года Deep Purple начали самый короткий – всего 4 концерта – и самый коммерчески успешный тур по США. Выступали на огромных стадионах. За первый концерт, на "Orange Bowl" в Майами, группе заплатили рекордную сумму в 100 тысяч долларов. Ребята наслаждались успехом и почитанием у поклонников.

На альбоме "Stormbringer" еще сильнее проявились элементы фанка и соула, хотя, на мой взгляд, он уступает предыдущей работе группы. Пластинка достигла в чартах № 6 в Великобритания, и № 20 США. По радио больше всего крутили заглавную песню, "Lady Double Dealer" и "Soldier of Fortune".

Последняя станет любимицей в СССР, ведь наш народ очень трепетно относится к рок-балладам. Кстати, здесь в этом с нами солидарен и сам автор – Ричи Блэкмор:

"Soldier Of Fortune – одна из моих любимых песен. В ней несколько средневековых аккордов".

На нее разные исполнители соорудили много каверов, но, как человек, немало поживший в Советском Союзе, хочу заметить, что столько каверов, или скорее даже не каверов – копий этой песни сделали отечественные команды, что это не поддается подсчету. Пожалуй, это была самая исполняемая у нас "пепловская" композиция. Каждая школьная или студенческая группа пыталась ее сыграть, так как это было относительно несложно технически, к тому же слушатели благосклонно прощали огрехи и неточности. А заезжие профессиональные ВИА во вторых отделениях концертов, в которых не возбранялось играть классику рока, исполняли ее через одного.

В целом же добиться сносного интересного прочтения классических вещей "Темно-лиловых" было довольно трудно, хотя пытались многие. Сохранилась запись легендарной Ленинградской группы "Земляне", сделанная в 1973 году на неофициальном ночном рок-фестивале в Юкках. Напомню, в те годы добиться максимально возможного приближения к оригиналу было показателем профессионализма музыкантов. А для нашего человека это было сродни схождению рок-кумиров, коих мы не могли видеть очно, на нашу бренную землю.

Надо отметить, что для любого музыканта исполнить партии "Пеплов" максимально точно было своеобразным вызовом и показателем его профессиональной состоятельности. "Они играют Deep Purple один в один", – это было одной из высших оценок мастерства музыкального коллектива. Группа Аракс все же сделала свою версию "Burn".

В 1975 году еще одну прививку "пепломании" добавит все тот же неутомимый Артем Троицкий, явив нам в мартовском номере журнала "Ровесник" свою статью "Пятерка Тёмно-Лиловых".

"Участники английского ансамбля "Дип Пёрпл" называют себя "самой невезучей группой в мире": один раз на их концерте вспыхнул пожар; в другой – из грузовика вывалился и разбился вдребезги уникальный орган Джона Лорда; Ян Пэйс регулярно терял свою ударную установку, а гитарист Ритчи Блэкмор непременно заболевал перед гастролями..."

Между тем, группу покинул Блэкмор, и Deep Purple запишут довольно невнятный по сравнению с предыдущими работами альбом "Come Taste the Band" с пришедшим ему на замену Томми Болином. И хотя, по утверждению Джона Лорда, "своей кипучей энергией Томми, по сути, вдохнул жизнь в обезглавленную цыплячью тушку", это была уже скорее агония. В марте 1976 года группа прекратила свое существование, зафиксировав то, что годом ранее написал Троицкий:

"Среди групп они по-прежнему занимают и, по-видимому, еще долго будут занимать одно из ведущих мест. Но в масштабе популярной музыки в целом время "Пёрпл" уже миновало".

Но "пепломания" на этом не иссякла. Фанаты бережно лелеяли альбомы группы, заряжаясь от них порциями энтузиазма, и помимо этого обратили самое пристальное внимание на коллективы, которые образовали бывшие участники "Темно-лиловых": Rainbow, Ian Gillan Band, Whitesnake, Paice, Ashton & Lord.

Армия поклонников группы в Союзе была в 70-е довольно велика, а их проявления порой бывали довольно экстремистскими. Сергей Чиграков, он же "Чиж", вспоминал как в небольшом провинциальном Дзержинске Горьковской области, где он рос и взрослел, запросто можно было "отхватить люлей" в некоторых кругах за недостаточно почтительное отношение к "Пеплам". Я такого, признаюсь, не встречал, но зато неоднократно был свидетелем бурных споров о достоинствах музыки и музыкантов группы. Ортодоксальные "пепломаны", как правило, не воспринимали никаких аргументов, свято уверовав в божественную непогрешимость своих кумиров.

Да что там в 70-е, даже сегодня в любом составленном списке гитаристов, гитарных риффов или соло вы обнаружите комментарии типа "Никто, кроме Блэкмора, не может находится на первом месте". Ричи, конечно, был великим, выдающимся гитаристом, но все же не абсолютным гением. Гений в группе был один – Джон Лорд. Впрочем, это лишь мое частное мнение. А Deep Purple возродился в 1984 году, но это уже другая история.

Продолжение здесь:

☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!

➤Другие статьи подобного рода:

К 50-летию альбома "Deep Purple in Rock". Воспоминания музыкантов группы
Old school dude21 июня 2020