Причудливые прихоти западных любителей рок-музыки в 70-е годы не были чужды и нашей молодежи. Хард-рок в этом отношении нам замечательно "зашел", мы его восторженно приняли в свое лоно, только "сходили с ума" порой не в унисон с западными слушателями. Хотя порой и отстаивали свое "право на рок" не менее рьяно и активно, разве что до ристалищ дело не доходило.
Восьмая статья цикла, являющаяся продолжением:
В пантеоне идолов рок-музыки есть абсолютно культовые величины. Одной из самых почитаемых была и остается группа, чья музыка вобрала в себе практически все лучшее, что было 70-х годах прошедшего века – самом ярком десятилетии рок-культуры, определившем ход ее развития на многие-многие годы вперед. Когда три живых участника Led Zeppelin объявили о грядущем концерте в декабре 2007-го – всего лишь третьем после смерти великого мага ударной установки Джона Бонэма, скончавшегося в 1980 году, – и о розыгрыше 18 тысяч билетов в онлайн-лотерее, сайт рухнул, зафиксировав заявку более 20 миллионов, что вошло в "Книгу рекордов Гиннеса" как "самый высокий спрос на билеты на один музыкальный концерт". В это же самое время их современники, сопоставимые в свое время с Zeppelin по числу поклонников, рутинно гастролировали по забытым богом захолустьям, едва собирая подчас полупустые залы.
В конце 60-х – начале 70-х шоу Led Zeppelin были, пожалуй, самыми впечатляющими и щедрыми на энергоотдачу. Их гастроли сопровождались не только скандальным шлейфом, но и грандиозным ажиотажем. Журнал "Rolling Stone" уже в нашем веке признал этот коллектив "самой тяжелой группой в истории" и "лучшей группой 70-х", а канал "VH1" поставил их на первое место в своем списке "100 величайших исполнителей хард-рока". Общемировой тираж их альбомов превышает 300 миллионов экземпляров, из них только 112 миллионов было продано в США. Семь из альбомов поднимались на вершину чартов "Billboard 200", причем пять из них в Штатах получили статус "Diamond".
"Эпический масштаб устраивал Zeppelin: у них были самые большие толпы, самые громкие рок-песни, больше всего поклонниц, самые пышные гривы волос".
Феномен их успеха зиждился не только на впечатляющей эффектности их представлений и безусловной харизме музыкантов, но и на многообразии их музыки, ее крайне эмоциональной подаче, удачных аранжировках и близкому к запредельному уровню исполнительскому мастерству. Завоевав репутацию одного из столпов и зачинателей хард-рока и хэви-метал, Zeppelin активно выдавал на гора и лучшие образцы арт-рока, фолк-роковые номера, кантри, рокабилли, соул и фанк. И, конечно же, электрический тяжелый блюз – то, что они возвели в степень высокого искусства.
Многие группы имели в составе блистательных виртуозов, однако, одного этого крайне мало, чтобы уложить их яркие индивидуальные достоинства в единое структурное пространство. Здесь нужен уровень взаимодействий сродни вдохновенному наитию масштаба микрокосмоса, нужна особая атмосфера в коллективе. А еще нужен катализатор, генератор идей, объединитель и сподвигатель. В Led Zeppelin таким человеком был основатель группы – Джимми Пейдж.
Феномен
Пейдж был настоящим человеком эпохи Возрождения, у которого не было особых проблем с любым музыкальным стилем, который попадался ему на пути, будь то джемы с The Kinks, The Rolling Stones или The Who, блюз с Отисом Спанном или создание основы для поп-хитов Марианны Фейтфулл и Ширли Бэсси. Освоив самостоятельно в 12 лет гитару, он посвятил период своего отрочества и юности на самозабвенное усердное совершенствование исполнительских навыков и скиллов, уделяя занятиям по 6-7 часов ежедневно.
Непрерывно поглощая музыкальный коктейль из записей блюзов, рок-н-роллов, кантри, скиффла, сёрфа и соула, он сформировал тонкое и органичное чувство стиля и готовность к экспериментам. Рано вкусив "прелести" гастрольной жизни с разными группами, он в 19 лет осел на "Decca Records" в качестве сессионного музыканта, где, по сути, исполнял роль виртуозного наймита, используемого продюсерами для добавления неординарных звуков к игре молодых гитаристов из других групп. Он был известен всем как "Маленький Джим Пи", став одним из самых востребованных сессионных гитаристов в Великобритании.
"Моя сессионная работа была бесценна. В какой-то момент я играл по крайней мере три сессии в день, шесть дней в неделю! И я редко когда-либо знал заранее, что буду играть. Иногда я играл с группой, иногда я мог писать музыку для фильмов, и это мог быть фолк. Я мог соответствовать всем этим различным ролям и стилям. Но я многому научился даже на своих худших сессиях – и, поверьте мне, я играл на некоторых ужасных вещах".
Многосторонний талант Джимми в воспроизведении любых гитарных стилей и неоценимая практика работы с различными музыкантами и продюсерами позволили ему развить тонкое понимание жанровых особенностей и сформировать собственный почерк, полный ярких приёмов и характерных оттенков. Еще он изучал и искусство звукозаписи, сотрудничая с молодыми звукоинженерами Глином Джонсом и Эдди Крамером, и даже поучаствовал в ряде записей в качестве продюсера.
А в конце 1965 года он выпустил на лейбле "Fontana" первый собственный сингл "She Just Satisfies". Сингл имел фузз, "кинксовскую" манеру игры на гитаре, бессмысленную лирику, и не очень внятный авторский вокал. При записи Джимми сам играл на всех инструментах, за исключением ударных.
Гадкий утенок среди "Дворовых птицы" превращается в лебедя
Между тем работа в качестве сессионного музыканта в студии сильно утомляла молодого Пейджа. Спасение в виде очередного приглашения присоединиться к группе The Yardbirds пришло весной 1966 года. В июне 1966 года Джимми дебютировал в качестве... басиста The Yardbirds на сессии в лондонском клубе "Marquee", а соло-гитаристом был его друг Джефф Бек.
С появлением Криса Дрея на басу Джефф и Джимми стали играть дабл-соло на гитаре. В сентябре "Дворовые птицы" с двумя психоделическими соло-гитаристами отправились в турне. Как-то раз группа выступала в памятном шоу на острове Каталина под открытым небом в клубе "Carousel Ballroom". Джефф приболел, и Джимми один воспроизвел известные партии соло Клэптона и Бека из репертуара The Yardbirds, а затем ослепил всех своими собственными.
Он потряс аудиторию "Carousel" техникой игры, эксцентричным колдовством, океаном всевозможных звуков, которые смешивались с психоделическим освещением зала. После гастролей новыми менеджерами группы станут Микки Мост и Питер Грант, а Бек уйдет, оставив гитарный трон Пейджу. Джимми же улетел в Индию, где изучал карнатическую музыку, бродя на побережье Аравийского моря и слушая странствующих музыкантов. Результат этого опыта можно было услышать на пластинке "Little Games".
Набор экипажа "Свинцового дирижабля"
Группа The Yardbirds между тем отправилась в мировое турне, во время которого рокеров, стремящихся компенсировать нервные перегрузки приемом психотропных средств, умудрялся как-то удерживать в рамках суровый Питер Грант. И именно благодаря ему The Yardbirds удалось заработать за год приличные по тем временам деньги, после чего остальные музыканты, за исключением басиста Криса Дрея и самого Джимми Пейджа, покинули команду.
И тогда в 1968 году, чтобы отыграть незавершенные гастроли по Скандинавии, Пейдж изменил немного конфигурацию группы новым составом. Нужен был эмоциональный вокал, следующий параллельно гитаре. С этой целью он нанял двадцатилетнего вокалиста Роберта Планта из бирмингемской группы Obs-Tweedle, высокого, похожего на сказочного принца, блондина с душераздирающим кошачьим голосом, или как его называли в музыкальной тусовке, "дикого блюзмена из черной страны". Роберт с юных лет был без ума от рок-н-роллов Элвиса Пресли и блюзов Роберта Джонсона, Букку Уайта, Скипа Джеймса, Джерри Миллера и Слипи Джона Эстеса.
"Я ушел из дома в 16 лет и начал свое настоящее музыкальное образование, переходя от группы к группе, углубляя свои знания в области блюза и другой музыки, которая имела вес и которую стоило слушать".
Одно время Роберт пел в другой бирмингемской группе Listen, даже выпустившей сингл.
По совету Планта Пейдж пригласил барабанщика Джона Бонэма, приятеля Планта, которого все звали Бонзо. Он начал играть в возрасте пяти лет на наборе контейнеров и банок для кофе, подражая своим кумирам Максу Роучу, Джину Крупе и Бадди Ричу, а к 15 годам получил, наконец, полную ударную установку. Он поиграл с несколькими местными группами, в том числе и в двух разных группах с Робертом Плантом . Одной из них была The Band of Joy.
Бонзо любил играть на самых мощных и громкозвучащих барабанах и однажды в момент сильнейшего возбуждения разнес вдребезги бас-барабан, поэтому стал одним из первых барабанщиков, обтягивающий бас алюминиевой фольгой. Однако, он развивал технику и более легкого удара, со временем перестав рвать кожу на барабанах, научившись играть громче и не учиняя при этом разрушений.
Надо отметить заслугу Бонзо в саунде группы. До знакомства с ним Пейдж считал, что они должны звучать наподобие Pentangle, акустический тон которых задавал гитарист Берт Дженш. Но услышав беспощадные барабанные атаки Бонзо на концерте в клубе "Country", он понял, как должна выглядеть его новая команда.
Пейдж попросил к ним присоединиться и своего старого знакомца по сессионной работе Джона Пола Джонса. Джонс уже к 1965-му году превратился в одного из самых блестящих бас гитаристов Лондона. Иногда выступая еще и в роли клавишника, со временем он стал также аранжировщиком и музыкальным редактором.
Наиболее важный для Джона сейшен состоялась тогда, когда Эндрю Олдхэм пригласил его продюсировать струнные партии для песни "She’s A Rainbow" на альбоме The Rolling Stones "Their Satanic Majesties Request".
Но к 1968 году Джону все надоело. Как он сам вспоминал:
"Я зарабатывал состояние, играя на сессиях. Я стал аранжировать по 40-50 вещей в месяц. Потом забросил всё это и присоединился к Led Zeppelin после того, как мои домашние заявили мне: «Ты когда-нибудь перестанешь слоняться по дому? Почему бы тебе не выступать в группе». Я ответил: «О чём вы говорите! Нет такой группы!» Жена ответила: «Послушай, я видела статью в журнале «Disc» – Джимми Пейдж собирает музыкантов… почему бы тебе не позвонить ему». Я позвонил: «Джим, как дела? У тебя уже есть своя группа?» Он: «У меня еще никого нет». Я продолжил: «Если тебе нужен бас-гитарист – позвони мне".
Когда появился Джонс, коллектив покинул Крис Дрея. После первой же репетиции Джимми почувствовал, что у них всех четверых вместе есть нечто большее, он вспоминает всеобщее потрясение:
"Четверка собралась в комнате и начала играть. Затем, мы все поняли. И начали хохотать друг над другом. Может быть это случилось от облегчения, а может от сознания того, что мы сможем привыкнуть друг к другу".
Во время скандинавского турне новая группа выступала еще как New Yardbirds, но вскоре Пейдж вспомнил старую шутку Кита Муна, с которым он работал в 1966 году на записи "Bolero" Джеффа Бека, и решил использовать имя Lead Zeppelin для своей новой группы. Только Питер Грант изменил его с "Lead Zeppelin" на "Led Zeppelin", чтобы избежать путаницы с произношением.
"Мы могли бы назвать себя "Овощами" или "Картофелем"… Что означает "Led Zeppelin"? – Ничего. Мы сидели, перебирая названия. Наконец, решили, что имя не имеет большого значения – важно, чтобы музыка была приемлемой. Я был доволен именем "Led Zeppelin". Напоминало анекдот о свинцовом баллоне. Что-то было сродни Iron Butterfly".
Пейдж с энтузиазмом перенес в новую группу все идеи, которые не удалось воплотить с прежними музыкантами, совместно создав уникальный стиль группы, в котором каждый из участников сумел реализовать свои самые сильные качества.
"У меня было много идей, когда я работал с Yardbirds. Они позволили мне много импровизировать в живом исполнении, и я начал создавать сборник идей, который в конечном итоге использовал уже в Zeppelin. В дополнение к этим идеям я хотел добавить акустические текстуры. В конечном счете, я хотел, чтобы Zeppelin представлял собой союз блюза, хард-рока и акустической музыки, увенчанный тяжелыми припевами – комбинацию, которой раньше никогда не было. В музыке много света и тени".
Интересно, что все вместе в студии они впервые собрались в августе 1968 года. История такова: Джон Пол Джонс еще за несколько месяцев до того, как он присоединился к будущему Led Zeppelin, был привлечен к аранжировке, игре на бас-гитаре и клавишных для сессий LP альбома "Proby's Three Week Hero" американского музыканта Пи Джей Проби (P. J. Proby). Когда же подошла запланированная дата работы в студии, вместо того, чтобы отказаться, Джонс спросил своих новообретенных товарищей по группе, не возражают ли они протянуть ему руку помощи в записи альбома, на что все с готовностью согласились.
Эта работа ближе всего подходит к тому звуку, который определил большую часть музыки Led Zeppelin. С добавленной партией губной гармошки Планта и медленным, блюзовым чувственным темпом, блюз действительно имеет поразительное сходство с кавером "Цеппелинов" классики Мадди Уотерса "You Shook Me".
Взлет "Свинцового дирижабля"
14 сентября пока еще New Yardbirds отправились в Копенгаген. Скандинавские концерты стали лабораторией, в которой группа творила свою алхимию и изобретала или переделывала звук, приносящий успех. Достижением являлось сочетание громкого "клаксонного" блеянья Роберта и плача гитары Джимми.
Первый альбом "Led Zeppelin" был записан в октябре 1968 года на Лондонской студии "Olympic". Продюсировали его сам Джимми и инженер Глин Джонс, работавший с ним ранее. Альбом был записан на аналоговой 4-х-дорожечной аппаратуре, что помогло сохранить естественность и "теплоту" звука.
Джимми Пэйдж использовал в студии гитару "Fender Telecaster", которую ему подарил Джефф Бек в 1965 году, а для работы над акустическими треками – "Gibson J-200". Со второго альбома он будет писаться только на "Gibson Les Paul". Девять вошедших в первый альбом композиций в основном стали результатом гастролей по Скандинавии, четыре из них были каверами. Материал был записан всего за 36 часов студийного времени и, в общей сложности, в течение двух недель одного месяца.
Кроме того, поскольку группа еще не подписала свой контракт с лейблом "Atlantic Records", Пейдж и менеджер Питер Грант заплатили за сессии в студии из собственного кармана. Запоминающиеся гитарные риффы, неуклюжие присвингованные ритмы, психоделический блюз, заводные, блюзовые шаффлы и намеки на английскую фолк-музыку сделали альбом "значительным поворотным моментом в эволюции хард-рока и хэви-метала".
25 октября 1968 года Led Zeppelin дали свой первый концерт в Университете графства Суррей с гонораром всего 150 фунтов. В организацию первого британского турне группы Пейдж вложил собственные сбережения. Первоначальная реакция британской прессы была довольно неплохой. Одна газета отзывалась о Led Zeppelin, как о "группе с прекрасным звучанием, сравнимой лишь с ранним Хендриксом и Cream". Позже, они станут неприкрытыми врагами.
В ноябре 1968 года Питер Грант выбил у Ахмета Эртегана и Джерри Векслера из фирмы "Atlantic Records" аванс в 200 000 долларов. Контракт с королевскими условиями гарантировал Zeppelin полный музыкальный контроль и финансовую независимость.
На Рождество 1968 года Грант отправил группу в американские гастроли, которые проходили с неописуемым триумфом. А 12 января "Atlantic" выпустили альбом "Led Zeppelin", на обложке которого красовался черно-белый снимок аппарата дирижабля "Hindenburg" через несколько секунд после своего воспламенения. Со временем альбом "Led Zeppelin" дойдет до №7 "US Billboard 200".
Возвратясь в декабре в Лондон, "Цеппелины" отправились в низкооплачиваемое турне. Они играли в клубе "Marquee", а затем в "Bass Pavilion" всего за 75 фунтов. В первый год Led Zeppelin совершили четыре концертных тура по США и четыре по Великобритании.
В конце октября 1969-го Zeppelin выпустили второй альбом "Led Zeppelin II" . Записанный в основном в дороге на различных североамериканских студиях, он имел даже больший коммерческий успех, чем их первый альбом, и стал первым альбомом группы, занявшим первое место в чартах Великобритании и США. С момента его издания историки музыки и музыкальные критики регулярно отмечают "Led Zeppelin II" в числе величайших и наиболее влиятельных рок-альбомов всех времен.
Шесть из девяти песен были написаны группой, а остальные три были интерпретацией чикагских блюзовых песен Вилли Диксона и Хаулина Вольфа. Обычно основную музыку писал Джимми, а Роберт накладывал на нее свою лирику, зачастую наполненную фэнтэзийными аллюзиями. Продюсерами выступили Джимми Пейдж и звукоинженер Эдди Крамер. Альбом продемонстрировал развивающийся музыкальный стиль группы, основанный на блюзовом материале, и их звук, основанный на гитарных риффах.
Открывающая альбом композиция "Whole Lotta Love" выражала собой незамутненный первозданный хард-рок в чистом виде. Части текста были взяты непосредственно из блюза Уилли Диксона "You Need Love", а сама аранжировка напоминает трек "You Need Loving" группы Small Faces.
Знаменитый рифф к песне по опросам читателей "Total Guitar" и "Guitar World" в прошлом году возглавил список "Лучших гитарных риффов всех времен".
"Я придумал гитарный рифф для "Whole Lotta Love" летом 1968 года, когда был в своем плавучем доме на Темзе в Пэнгборне. Я думаю, что источником вдохновения была моя тогдашняя любовь к длинным вступлениям рокабилли-гитаристов, но как только я полностью разработал рифф, я понял, что он гораздо более сильный, он может управлять всей песней, а не просто открывать ее".
Впечатляющее соло к композиции "Heartbreaker" было признано журналом "Guitar World" 16-м лучшим гитарным соло всех времен.
Но и здесь среди образчиков жесткого блюза и тяжёлого рока затесался фолк-роковый трек "Thank You", а также причудливая смесь фолка с хардом "Ramble On" – такого до них точно никто не производил. Такие аранжировки и акценты были в то время нетипичными для популярной музыки.
Этот альбом оказался той самой бронебойной торпедой, порвавшей чарты по всему миру. Достаточно лишь упомянуть, что в Северной Америке и в Великобритании "Led Zeppelin II" дважды подвинул с вершины "Битловский" "Abbey Road". К апрелю 1970 года было зарегистрировано три миллиона продаж в Америке, в то время как в Великобритании он продержался 138 недель в чарте LP. Именно с этого альбома пошла о "Цеппелинах" и "благая весть" в Союзе, правда, их почитание опоздает у нас на полтора – два года, но да на это были свои причины.
После утомительных и насыщенных гастролей "Джимми и Со" отбыли к пасторальным Уэльским пейзажам, окружающим поместье "Брон-Эр-Айр", где они со временем напишут многое из того, что войдет в 3-й, 4-й, 5-й и частично в 6-й альбомы, воплотив в композиции свои многосторонние музыкальные пристрастия.
Мой любимый "Led Zeppelin III" предстанет набором разных жанров. Если первые пару альбомов зачастую представляют собой заимствования из "корневой системы американской музыки", то теперь группа сделала своеобразный экскурс в различные музыкальные сферы. От классик хард-рока "Immigrant Song" и "Out on the Tiles", тяжелого фанка "Celebration Day" и тягуче-вязкого блюза "Since I’ve Been Loving You" до фолк-роковых баллад, кантри "Tangerine" и скиффла "Bron-Y-Aur Stomp".
Джонс здесь проявил себя как талантливый мультиинструменталист. Появился орган "Hammond" и струнная секция, добавив арт-роковых штрихов, а также мандолина, банджо, педальная стальная гитара и акустическая гитара с альтернативными настройками в стиле фолк-гитаристов Дэйви Грэма и Берта Дженша. Тем не менее "Led Zeppelin III" стал одним из самых малопродаваемых альбомов группы, и это при том, что он снова возглавит чары США и Великобритании.
Продолжение здесь:
☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!
➤Другие статьи подобного рода:
❇️ Джимми Пейдж, окультист и мистик из Led Zeppelin
❇️ Музыкальные рок-сумасшествия, охватывавшие СССР
❇️ Рок-мании, пришедшие к нам с Запада в 70-е
❇️ От какой западной музыки сходили с ума в СССР начала 70-х
❇️ Какой рок-музыкой соблазняли нас в 70-е годы
❇️ "Хард-роковые мании в СССР, просочившиеся с Запада"
❇️ "Хипистерия в СССР, как это было"
❇️ Поклонение "Черному Шабашу" в СССР