Найти тему
ПСИХОСОМАТИКА

Как наши мысли предопределяют будущее

Оглавление

Мозг имеет сто миллиардов нервных клеток, этим он превосходит количество звёзд галактического пространства. Каждая из клеток организма даёт двести тысяч ответвлений.

Следовательно, мозг обладает огромнейшими возможностями для сохранения воспоминаний объёмом приблизительно за три миллиона лет. В исследовательской деятельности это упоминается как "волшебные деревья разума", так как нейроны напоминают разветвленные деревья.

Всемогущие нейроны

Передача мысленных электрических импульсов между нервными клетками происходит через синапсы - места, где контактируют нейроны. В основе средней нервной клетки мозга человека лежит от тысячи до десяти тысяч синапсов или контактных мест с нейронами, находящимися по соседству. У синапсов есть маленькая щель, через которую проходит импульс.

Во время учёбы мозговая деятельность меняется, прокладываются новые дороги для мысленных электрических сигналов. При этом электрическому импульсу требуется преодолеть синаптическую щель, чтобы сформировать новые нейросвязи. Данный путь ему сложнее преодолеть впервые, но по мере развития, когда импульс проходит через синапс вновь и вновь, связи все более расширяются и крепнут, возрастает количество синапсов и нейронных связей. Формируются новые сети между нейронами, в которые и происходит встраивание новых знаний: установок, привычек, поведенческих моделей. В результате человек чему-либо обучился. Данная мозговая способность называется нейропластичностью.

Именно количество нейронных сетей в мозге, а не его объем или масса, оказывают самое главное воздействие на интеллектуальные способности человека.

В ранние детские годы, во время самого интенсивного периода развития, для ребенка имеют особую важность богатство и разнообразие окружающей атмосферы.

Нейропластичность

Нейропластичность является одним из удивительнейших открытий недавнего времени. Не так давно утверждалось, что нейроны восстановлению не подлежат. Однако в 1998 г. исследователи из Америки выяснили, что нейрогенез происходит не только до тринадцати-четырнадцати лет, но и идет в течение всей жизни, и что у взрослых также в состоянии формироваться новые нейроны.

Ученые выяснили, что причина снижения интеллектуальных способностей с годами не в том, что отмирают нейроны, а в том, что истощаются дендриты, - отростки нейронов, которые проводят импульсы между нервными клетками. Если дендриты не подвергать регулярной стимуляции, то произойдёт их атрофия, они перестанут проводить сигналы. Это сравнимо с атрофией мышц без физической активности.

Регулярные повседневные дела образуют шаблоны - привычное поведение, - при этом применяются и крепнут одинаковые нейросвязи. Таким образом жизнь превращается в "жизнь на автомате", но в то же время ухудшается гибкость мышления.

Мозг необходимо тренировать. Требуется ежедневное изменение привычных дел и шаблонов на новые, необыденные действия, использующие несколько органов чувств; выполнение обыденных задач непривычным методом; работа с новыми проектами не на автомате, а с помощью необычных методик. Привычные действия снижают мозговую активность. Для продуктивности мозгу необходимы новые впечатления, новые цели, новая информация, то есть - перемены.

До 1998 г. ученые утверждали, что количество дендритов увеличивается лишь в ранние годы, однако, научные работы показали, что и у взрослых нервные клетки могут выращивать новые дендриты, чтобы компенсировать потерю старых. Факт: нейросети могут изменяться всю жизнь, мозг хранит в себе огромнейшие ресурсы нейропластичности - способности изменять собственную структуру.

Мозг может с помощью простейшей мысли, воображения, визуализации менять структуру и функцию серого вещества. Исследователи считают, что это возможно и без влияния извне. Мозг в силах изменяться теми мыслями, которые в нем есть, ум может оказывать воздействие на мозг. Природа придумала мозг для того, чтобы он претерпевал подобные изменения, обучался и развивался.

Из всего вышеизложенного следует, что, чтобы реально достигать целей, необходимо глобально изменить способ мозговой деятельности - преодолеть генетически заложенный сценарий и прошлое воспитание со всеми установками, накопленными годами. Нужно не просто холить мысли в собственном воображении, сохраняющие присутствие не дольше постпраздничного "никакого больше алкоголя", а переучивать мозг, генерировать новые нервные клетки, которые будут формировать новые нейросети, в дальнейшем осуществляющие новые цели.

"Ваша задача - перекинуть мост через пропасть между вами и желаемыми целями". Эрл Найтингейл.

Метафорически данный процесс возможно наблюдать на таком примере. Допустим, что мозг с его ограничивающими установками - стакан с грязной жидкостью. Если немедленно вылить эту мутную жидкость из стакана, помыть его и заполнить чистой водой, то это шокирует весь организм. Однако, если подставить сосуд под струю чистой воды, то грязная со временем уйдёт.

Аналогичная ситуация: чтобы учить мозг новым убеждениям, отсутствует необходимость немедленно удалять старые установки. Требуется постепенное наполнение подсознания новыми благоприятными установками, привычками и свойствами, которые в дальнейшем будут создавать результативные решения.

Нейробика

Чтобы поддерживать хорошую работоспособность, мозгу, как и телу, требуется физкультурная зарядка. Американский профессор нейробиологии Лоуренс Кац создал комплекс упражнений для мозга - нейробику, благодаря которой ментальная система будет в прекрасном состоянии.

Упражнения нейробики в обязательном порядке задействуют все 5 чувств организма, делается это непривычным способом и в различных комбинациях. Это способствует генерации в мозге новых нейросенсорных связей. Одновременно в мозге начинается выработка нейротропина - вещества, благодаря которому появляются новые нейроны и связи между ними. Задача человека - ежедневная смена обыденных и рутинных действий на новые, необычные.

Главная задача упражнений нейробики - стимулировать мозговую деятельность. Нейробика проста в выполнении - необходимо делать так, чтобы в рутинных делах органы чувств действовали по-новому.

К примеру, принять душ с закрытыми глазами, чистить зубы другой рукой, одеваться наощупь, пойти на работу другим путём, купить продукты в другом магазине. Это увлекательно и полезно.

Нейробика приносит пользу всем без исключения. Для детей она - помощник в лучшей концентрации и усвоении новых знаний, для взрослых нейробика является поддержкой головного мозга в прекрасном состоянии и способствует избеганию ухудшения процессов памяти.

Самая важная цель данной методики - регулярное изменение простейших рутинных дел. К нейробике также относятся медитации.

Следует ставить задачи своему мозгу решать обыденные вопросы необычным для него способом, и он со временем выразит благодарность в виде отличной работоспособности.

Вывод. Человек в состоянии обучать собственный мозг новому стилю мышления. В начале изменений своих установок и шаблонного поведения можно обнаружить, что внутренние перемены способствуют внешним изменениям. Внешний успех - производная внутреннего успеха. Таким образом формируется новая "матрица" мышления, ведущая к изменениям.

© Екатерина Тур, 2022-2023. Использование материалов разрешено только при указании ссылки на оригинал статьи и с указанием фамилии и имени автора.