Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! В этой статье поговорим на весьма интересную тему: почему кресло машиниста расположено по правую сторону, хотя на наших железных дорогах практически везде правостороннее движение (кроме участка Москва - Рязань), как и на наших (и многих других) автомобильных дорогах. При этом у автомобилей кресло водителя, чаще всего, расположено слева.
Тут ещё можно добавить аналогию с авиацией - в кабине самолёта рабочее место командира воздушного судна находится слева, в то время как кресло второго пилота расположено справа. Что же, сейчас расскажу.
Всё пошло с паровозов
Как известно, на заре появления железных дорог (и потом ещё более ста лет) поезда приводились в движения за счёт энергии пара. А говоря простым языком - первыми локомотивами были паровозы.
В будке машиниста на паровозе, во-первых, не так много места в принципе из-за котла, часть которого находится внутри будки, а во-вторых, этот котёл ещё и очень сильно закрывает обзор машинисту. Получается так, что если машинист будет располагаться слева, то не будет видеть того, что находится справа. Точно также и наоборот.
Однако, справа были расположены семафоры (а потом и светофоры), поэтому для машиниста гораздо важнее контролировать обстановку с правой стороны, то есть следить за показаниями тех самых семафоров и светофоров.
В наше время
Сейчас, конечно, локомотивная бригада, находясь в кабине, имеет куда больший обзор, чем их отцы и деды. Поэтому, уже нет прямой необходимости располагать машиниста справа, а помощника слева. Кстати, в «Сапсане», например, машинист так и вовсе сидит по центру, так как чаще всего работает, как сейчас в «РЖД» любят говорить - «в одно лицо». Ну и обзор машинист «Сапсана» имеет очень широкий.
Но есть ещё одна, по большому счету - косвенная, причина, по которой даже в новых видах тягового подвижного состава (локомотивы, электрички и дизель-поезда) рабочее место машиниста располагают справа. Связана она с безопасностью как самого машиниста, так и пассажиров и, по сути, всей железной дороги.
Если из встречного поезда вылетает бутылка (если это пассажирский) или щебень, бревно или ещё что-то (если это грузовой), то вероятность, что она зацепит машиниста - меньше, так как он сидит дальше. Однако безопасность эта, всё же, весьма условная. Более подробно я об этом рассказывал в отдельной статье.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!