Накал экономического противостояния обнажил интересные детали в российском машиностроении. Они, в частности, наталкивают на соображения о намеренном саботаже импортозамещения. Как выяснилось, Сарапульский электрогенераторный завод способен обеспечить двигателями современные низкопольные трамваи. Однако до недавнего времени разработчик трамваев заказывал их за рубежом. Попробуем разобраться, почему.
СЭГЗ и его потенциал
Сарапульский электрогенераторный завод — одно из градообразующих предприятий города Сарапула в Удмуртии. Оно производит электрооборудование для промышленности и авиации, приводы для ракетной техники и системы электропитания. А также расширяет производство гражданской продукции: лифтового оборудования, электродвигателей для современных низкопольных трамваев.
По словам главы Удмуртии, Александра Бречалова, завод планирует ежегодно выпускать примерно тысячу электродвигателей ДАТ-72 собственной разработки. Этого достаточно для укомплектования 250 трамваев.
Главным преимуществом отечественных двигателей перед импортными является повышенный срок службы, более низкая цена, и, что немаловажно, защита подшипниковых узлов. Это сохраняет двигатели от эрозии, которая приводит к поломке техники.
Независимый IT-стартап SFERA совсем скоро представит новую версию своего продукта. Подробнее о нем и сотрудничестве с инвесторами узнайте по ссылке.
Саботаж или собственная недооценка
Ранее более 75% деталей для российских низкопольных трамваев поставляли Австрия и Чехия. Но проблема быстро решилась благодаря Сарапульскому заводу. Его двигатели позволят заместить до 50% импортных.
Сарапульский завод намерен поставлять свою продукцию производителю низкопольных трамваев «Транспортные системы» в Санкт-Петербург и Тверь. Компания была основана в 2013 году Феликсом Винокуром. Он же является ее президентом.
Свои трамваи «Транспортные системы» представляют как отечественную продукцию. При этом в трамвае «Витязь-М», разработанном в 2016 году, львиная доля комплектующих иностранного производства. И это несмотря на санкции 2014 г.
Сама новость в открытых источниках преподносится как достижение. Но при этом никто не задает вопрос: что мешало отечественному разработчику заняться импортозамещением раньше? И если бы не санкции, то трамваи так и продолжали бы изготавливать из импортных деталей?
Известно также, что компания-разработчик давно участвует в госпрограммах по обновлению подвижного состава. Соответственно, в той или иной мере разработка и внедрение этих трамваев субсидировались государством.
История выглядит очень неоднозначно. Но лишний раз подтверждает, что санкции имеют положительный эффект на высокотехнологичные отрасли экономики страны.
Как вы считаете, почему компания «Транспортные системы» не посчитала нужным позаботиться о поиске российских поставщиков заранее?
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA
#технологии #наука и техника #производство #промышленность #Россия #машиностроение #двигателестроение