Найти в Дзене

Легенда с несчастливым концом

О повести Константина Сергиенко «Увези нас, Пегас!» (1979)

И в трагических концах есть свое величие.<...> Они заставляют задуматься оставшихся в живых.

Евгений Шварц, «Обыкновенное чудо».

О чем бы ни писал Константин Сергиенко: о любви, свободе, детстве или взрослении, о путешествиях во времени или исторических приключениях, главная тема — насилие и противостояние ему. Все его книги поднимают вечную тему беззащитности человека, имеющего смелость быть не таким, как все, перед мощным, безжалостным стадом, навязывающим свои животные законы. Законы силы и большинства, подавляющие живое начало в человеке, посмевшем выделиться из толпы.

Герои выживают по-разному: уходят в другое измерение («Дни поздней осени»), используют волшебную силу магического предмета («Самый счастливый день»), иногда даже уплывают на корабле в открытое море («Тетрадь в сафьяновом переплете»). Но остаются собой. Даже если приходится жить обыденной жизнью, от которой некуда идти. Ведь остаются сны, мечты, воспоминания, словом, свой тайный мир, сохраняющий бессмертную душу живой.

Иллюстрация В. Мясоедова к повести К. Серигенко "Увези нас, Пегас!"
Иллюстрация В. Мясоедова к повести К. Серигенко "Увези нас, Пегас!"

Но иногда обстоятельства не дают возможности сохранить себя в недобром мире. Тогда герой бросает вызов этому миру, и, разрушая царство зла, погибает сам. Наша сегодняшняя книга - пронзительная, трагическая история, напоминающая звонкую легенду о борьбе добра со злом, благородства с насилием и несправедливостью. Такова повесть «Увези нас, Пегас!», по своей выразительности и поэтической силе не уступающая славному эпосу древних.

Итак, действие происходит в Америке времен гражданской войны. Юг, рабство, идеи отделения от Севера, ненависть к «проклятым янки», девятнадцатый век. Вымышлен только округ Черная роза и его столица Гедеон, впрочем, как и вся география повести. Все остальное — правда. Реализм. Никаких волшебных предметов, оживших легенд, никаких параллельных измерений, никакого путешествия во времени. Только «сытые плантаторы», призывы к войне, патриотическая горячка, бесправные негры, жизнь которых ничего не стоит. Ничего не стоит убить малыша Вика, сбежавшего от хозяина. Убийство лишь немного рассердило плантатора, которому не понравилось, что палят в его усадьбе.

Иллюстрация В. Мясоедова
Иллюстрация В. Мясоедова

В книге есть все, что любят подростки (и взрослые тоже): угловатая юношеская любовь, первая, сильная, спрятанная глубоко, на самом дне мальчишеских душ, так глубоко, что девушкам даже не видно. Дружба, опасность, приключения, взаимовыручка, романтика, бешеный ритм поездов и далекий свет звезд.

Интересная деталь: через Черную Розу проходит железная дорога. Почти все действие повести крутится вокруг противостояния двух самых мощных паровозов: легкого «Пегаса», чуда техники с заливистым гудком, который любят и узнают по всей округе и грузного, тяжелого «Страшилы». «Пегас» принадлежит Моррису, приютившему главного героя, от чьего имени ведется повествование, вольному поэту Майку, бессеребреннику и бродяге. Майк сбежал от богатого дядюшки, предпочтя свободу, часто рискованную и голодную, сытой, душной, обеспеченной жизни. На фоне ленивого южного пейзажа с ленивыми мозгами рабовладельцев стремительно рассекают пространство быстрые поезда и пароходы – движуха, прогресс, развитие, стремление вперед.

-4

«Страшила» принадлежит «коллективному» южанину-рабовладельцу. В разгар патриотического угара он ездит по всему округу с призывами к отделению от Севера Америки, обвешанный лозунгами: «Страшила» взбаламутил всю округу… Отделение! Долой власть Севера! Сколько можно кормить прожорливых северян, сколько можно терпеть грязь и копоть, ползущие оттуда? Жадность, разврат, бесчестье — вот что такое Север…. Только свободный житель Черной Розы сможет плюнуть в лицо северянам».

Вся эта ликующая, наливающаяся агрессией толпа, истошно вопит: «Мы любим тебя, «Страшила»! Ты возродил в нас чувство достоинства». Чувство достоинства понимается плантаторами как сохранение рабства в противовес свободному Северу.

Иллюстрация В. Мясоедова
Иллюстрация В. Мясоедова

А что «Пегас», олицетворяющий стремительность, свободу, поэзию и красоту? «Пегас» затаился. Толкался в гуще вагонов, прятался скромно на запасных путях, но я не сомневался, что он еще даст «Страшиле» по носу».

Так и случилось. «Пегас» не просто «дал по носу», он уничтожил «Страшилу» со всеми его агрессивными пассажирами. Легкокрылый паровоз уносит в ночи главных героев и всю компанию негров, которым грозит распродажа и вечная разлука друг с другом. «Пегас» бежит от лихорадочной военно-патриотической истерии, от страха за беззащитных негров, от боли предстоящих разлук, от торжества грубого «Страшилы», от невозможности что-то изменить в этой жизни.

«Я поговорю со Страшилой!» - кричит в отчаянии Моррис. Видя, что им не уйти от погони, он решает повернуть «Пегаса» и ударить в лоб плантаторам, задержать их, дать уйти неграм.

Вся боль человека, живущего в советских 70-х, с бесконечными унижениями, бесправием, страхом и самоцензурой вылилась в ослепительной метафоре: со всей силы врезаться в лоб тупой всесильной громаде, уничтожить ее. Пусть ценой собственной жизни, но спасти негров. Спасти себя от вечного позора и невозможности противостоять злу. Самоотверженный, красивый, отчаянный шаг. Убить себя, но и пресечь зло. Вызов его непобедимости. Вызов самой смерти.

Иллюстрация В. Мясоедова
Иллюстрация В. Мясоедова

Увези нас, Пегас! Из мира насилия и ненависти. Из мира жестокости и рабства. Из царства неотвратимого зла и безнадежной несправедливости.

Увези нас, Пегас! В светлый мир поэзии и грез, любви и вдохновения, счастья и мечты. Увези с грешной земли в Царство ярких звезд и невесомых грез, вознеси на светлые Небеса. Унеси в даль светлую, в чистую, безгрешную высь…

Предвижу закономерный вопрос: есть ли смысл читать повесть подросткам, с их неокрепшей психикой, ранимостью, недостаточным жизненным опытом? Отвечаю: есть. Есть смысл «задуматься оставшимся в живых».

О чем? О смысле человеческой жизни, о ценности человеческой жизни, о любви и солидарности, о насилии и борьбе. Если борьба безнадежна, стоит ли бороться? Себестоимость подвига. Безумство храбрых. Отвага и честь. Набраться смелости и… поставить себя на место главного героя. Как бы поступил я?

Да, Сергиенко — смелый автор, «Пегас» - смелая книга. Но и юность – время смелых и чистых сердец, которым предстоит жить и по мере своих скромных сил противостоять насилию во всех его проявлениях.

Константин Сергиенко (1940 - 1996) - русский писатель, поэт, автор повестей "Самый счастливый день" (1989), "Дни поздней осени" (1983), "Дом на горе" (1986), "Побочный эффект" (1983), исторических повестей "Кеес, адмирал Тюльпанов" (1975), "Бородинское пробуждение" (1977), "Тетрадь в сафьяновом переплете" (1989), "Увези нас, Пегас!" (1979), "Белый рондель" (1983), романа "Ксения" (1987), сказочных повестей "До свидания, овраг!" (1979), "Картонное сердце" (1981), рассказов "Петербургская молочница. Мимолетность", "Станция Кашира", "Небо Азии", а также сказочных детективов и комиксов.

Константину Сергиенко посвящен рассказ "Свет звезд" из цикла "Невидимые свидания"