Развивая традицию кинопередвижек и агитпоездов, в послевоенном СССР продолжили . В стране, наконец, появился спецтранспорт, приспособленный под нужды агитпропа и научпросвета. Автобиблиотеки, музеи, книголавки и театры добрались до самых отдаленных уголков нашей необъятной. А все благодаря маленькому и неказистому микроавтобусу "Кубань".
История началась в 1962 году. Именно тогда, Министерству культуры отказали в выделении автобусов. Государственныя экономия заставила ситуацию развиваться нестандартно и неожиданно. Решено было делать автобусы специально для Минкульта! Пошуршав по городам и весям, энтузиасты из министерства нашли предприятие, по их мнению, способное наладить выпуск нужного транспорта. Выбор пал на краснодарский мебельно-автобусный цех.
Администрации Краснодара и местного ремпромкомбината наполнили гости из самых высоких кабинетов Москвы. Можно себе представить лицо и моральное состояние директора цеха, когда ему сообщили, что отныне вверенное ему предприятие будет выпускать не только элементы внутренней отделки транспорта, но и сами автобусы. Причем, дать стране первые экземпляры нужно было в течении трех-четырех месяцев. Для поднятия боевого духа, мебельно-автобусный цех переименовали в Краснодарский механический завод нестандартного оборудования.
Учитывая поджимающие сроки, руководство цеха приняло решение не торопиться с разработкой собственной модели будущего автобуса. Вместо этого, за его основу взяли шасси грузовика ГАЗ-51А. А все остальное скопировали у автобуса КАГ-3. Удивительно, но руководство и рабочие уложились в срок. Да еще как! Еще до конца лета 1962 года было начато производство автобуса "Кубань-62". Причем в нескольких спецификациях. Автобусы, автокниголавки и автоклубы. В начале 1963 года пошел в серию автобус "Кубань-63". Довольное собственным автопромом Министерство культуры СССР даже презентовало его различных выставках. Всего за первый год серийного производства было выпущено почти триста спецавтобусов.
Первые автобусы "Кубань" были деревянные. На заводе, модели постоянно модернизировали и не боялись экспериментировать. Было создано множество разных модификаций этого транспорта. К концу 60-х предприятие перешло на массовый выпуск автобусов "Кубань-Г1Л" с цельнометаллическим кузовом. Автомузеи, библиотеки, лавки, театры теперь стали мобильны как никогда. Не было уголка в СССР, куда бы не заглянули эти странные маленькие автобусы.
Автобусы "Кубань" стали настолько популярны, что область их применения вышла за пределы культурно-просветительских мероприятий. Этот проходимый и неприхотливый транспорт стали заказывать для собственных нужд другие ведомства. На пике производства тираж автобусов доходил до 10 000 штук в год. Несмотря на популярность, Министерство культуры никогда не теряло контроля над собственным детищем и пресекало любые попытки перехватить инициативу. Последняя модернизация "Кубани" прошла в 1989 году. Производство прекратилось только с распадом СССР, в 1993 году.