Есть много разных способов стать сильнее. У каждой страны свой подход, но есть определенные сходства. В целом, мы можем сказать, что в пауэрлифтинге есть 2 школы силы: русская и американская.
Большинство лифтеров и тренеров чаще всего прибегают к нескольким самым популярным моделям, среди которых блочная периодизация— самая популярная. Что это за процесс? Это отрезок времени, в течение которого тренер предписывает сосредоточиться на одном конкретном аспекте развития, сохраняя при этом другие.
Примером может служить блок гипертрофии, за которым следует силовой блок и завершается выходом на пик.
Другой популярной моделью является линейная прогрессивная нагрузка. Спортсмен берет свой предыдущий максимум, начинает с более легкого веса и каждую неделю линейно прогрессирует, пока не будет взят новый вес.
Я думаю, что самой четкой тут является волнообразная периодизация. Это нелинейная программа, предназначенная для того, чтобы не привыкнуть делать одно и тоже.
Мы с вами такие создания, которые очень легко и достаточно быстро ко всему адаптируемся. Поэтому в программе тренировок должны присутствовать изменения.
В этой модели нагрузка меняется от тренировки к тренировке.
Я очень много общался с разными тренерами по пауэрлифтингу, и с уверенностью могу сказать, что наша школа направлена четко на понятие силы, не ограниченной коэффициентом или формулой. В штатах чаще всего учат 80-килограммового парня приседать 180 кг, в то время как наша школа учит каждого быть сильным и расти, становясь сильнее.
Огромную разницу мы видим на помосте. Американцы побуждают грубой силой и горбатой спиной. Русские, как правило, выглядят так, будто им всегда «легко». Каждая попытка выглядит так же, как и предыдущая, с мастерством технической эффективности.
Еще мы заметим, что по длительности карьеры наши ребята явно выигрывают. Это говорит о том, что наш тренировочный подход позволяет нам не только стать звездой одного шоу, но и сохранить здоровье, чтобы выступать долгие годы и потом жить-не тужить за пределами помоста.
Американцы, похоже, мало уделяют внимания технике. От этого — травмы, замененные суставы и прочие операции.
Возвращаясь к обсуждению планирования тренинга. У нас, русских, есть терпение и лучшие тренеры. Однажды, Борис Иванович Шейко сказал мне, что вариативность нагрузки — самый важный аспект планирования тренировок. И это правда так. Русская школа делит нагрузку по дням и неделям с высоким, средним и низким уровнем.
Этот стиль планирования пришел из тяжелой атлетики и был разработан Аркадием Воробьевым. Он был интересной фигурой. Он выиграл 2 золотые медали, также тренировал, а также был спортивным ученым. Он обнаружил, что резкие изменения в тренировочных нагрузках, оказывали большее влияние на общую работоспособность спортсмена. Согласно российскому исследованию, это было на 61% эффективнее, чем обычные стратегии.
Диапазон повторений был выбран от 1/3 до 1/2 от максимума повторений при данном весе. Например, если вы могли выполнить 10 повторений с нагрузкой 75%, диапазон повторений был определен как 3-5 повторений. Вы увидите это во всех российских программах. Поэтому в своих гайдах торможу вас и прошу не лезть на веса.
Теория состоит в том, что такой подход сохраняет свежесть спортсмена, позволяя ему работать над техникой.
Тело всегда пытается научиться более эффективным способам выполнения упражнения. Задача тренера — направить этот процесс в нужное русло.
Американцев, кажется, интересуют только объемы и интенсивность. В американской силовой программе они имеют обратную зависимость. Пока один показатель поднимается, другой опускается. В российских программах этого нет. Объем и средняя интенсивность остаются довольно стабильными по сравнению с общей картиной.
Вот такой мини-очерк об уникальности нашей отечественной школы силы.
В качестве напутствия поделюсь с вами вот такой цитатой:
«Стратегия без терпения может быть едкой. Терпение без стратегии может стать анемичным. Обладание и стратегией, и терпением — редкий дар».