Найти в Дзене
Электровелосипедист

Что такое двухступенчатый редуктор и почему он лучше? Заглянем внутрь мотор-колеса электровелосипеда

Привет, друзья!

Словосочетание "двухступенчатый редуктор" у неподготовленного человека может создать ложное впечатление, что редуктор включает два набора шестерней с различным числом зубьев, между которыми происходит переключение.

На самом деле внутри двигателя ничего не переключается - передаточное число фиксированное, и оно выше, чем у мотора с одноступенчатым редуктором. Чтобы было понятнее, рассмотрим конкретный пример.

Так выглядит двигатель без планетарных шестерней - внутри корпуса находятся ротор и статор, на оси ротора имеется косозубая шестерня с 12 зубьями.

Вокруг оси ротора располагается три шестерни из капролона, каждая из которых сдвоенная. Одна половина большего диаметра, с косым зубом, контактирует с шестернёй ротора, вторая половина, с прямым зубом, передаёт вращение на корпус двигателя.

Капролоновые шестерни мотор-колеса
Капролоновые шестерни мотор-колеса

На следующем фото шестерни установлены на место. Количество зубьев нижней части шестерни составляет 45, то есть при взаимодействии с шестернёй ротора, на которой 12 зубьев, получается коэффициент редукции 45 / 12 = 3,75.

Это и есть первая ступень редукции, то есть, чтобы сделать полный оборот капролоновой шестерни, ротор делает 3,75 оборота.

Шестерни редукторного мотора
Шестерни редукторного мотора

Теперь давайте взглянем на крышку двигателя. На ней есть прямые зубья, контактирующие с верхней частью капролоновых шестерней, которая имеет меньший диаметр и количество зубьев равное 33.

Считаем количество зубьев на крышке и получаем значение 96, то есть коэффициент редукции составляет 96 / 33 = 2,91, это вторая ступень редукции.

Чтобы получить итоговый коэффициент редукции двигателя, умножаем полученные значения: 3,75 * 2,91 = 10,91. Другими словами, чтобы выполнить один полный оборот мотор-колеса, ротору нужно сделать почти 11 оборотов.

Для сравнения, двигатели с одноступенчатым редуктором имеют коэффициент редукции от 4 до 5, то есть им более чем в 2 раза сложнее крутить колесо.

Таким образом, двигатели с 2-ступенчатым редуктором имеют более высокий крутящий момент, и позволяют заезжать в более крутые подъёмы.

Если было интересно или полезно, ставьте "лайк" 👍 и подписывайтесь. Это очень мотивирует к написанию новых статей!

СПАСИБО, что дочитали до конца, и до встречи! 👋