Найти тему

Откуда взялись контейнерные перевозки? И почему именно контейнер?

Оглавление

Немного истории

Издревле наши предки стремились к путешествиям, к передвижениям по свету. Кто-то в поисках плодородных земель для посевов сельскохозяйственных культур и пастбищ для скота, кто-то в поисках выгодной торговли, работы или пропитания, ну а кто-то просто хотел лучшей доли. Такие маршруты в основном пролегали по суше, а когда на пути вставала водная водная преграда: речка, море, океан, то приходилось переплавляться на плотах, лодках, судах. И всегда в переездах у странников присутствовал некий багаж, ручная кладь, либо толкаемая тележка, и даже упряжка шустрых лошадей или вереницы верблюдов. С каждым годом, веком преодолеваемые расстояния, становились всё длиннее, а перевозимый домашний скарб, утварь или товар становились всё более объёмными и тяжелыми. Какие-то свои вещи путники упаковывали в узелки, мешки. Потом появились чемоданы и деревянные ящики. Но в процессе погрузки, укладки, перевозки и перетарки, некоторый багаж просто терялся или приходил в негодность, ветхость. Из-за возникших в пути атмосферных осадков, тряски и других человеческих факторов, зачастую, просто невозможно было всё довезти в полной сохранности. Такие перемещения грузов и товаров часто доставляли обывателям много хлопот и невзгод. И тогда люди начали задумываться о том, что не плохо было бы придумать какую-то универсальную тару для доставки своей поклажи.

Доставка товаров на верблюдах
Доставка товаров на верблюдах

И люди потели, пыхтели, но тащили на себе все свои тюки. Вьючили бедных, несчастных копытных и тяжело вздыхая, мечтали, как бы усовершенствовать свой нелёгкий труд, но так ничего и не придумывалось, вплоть до ХХ века.

Новая эпоха

С наступлением индустриального прогресса в начале ХХ века, когда появились новые заводы, газеты, пароходы и паровозы), а вернее, увеличилась транспортная нагрузка практически по всему миру, то остро встал вопрос: А КАК И ЧЕМ ВОЗИТЬ ГРУЗЫ ДАЛЬШЕ-ТО?!

И тут, в 1914 году, в Соединённых Штатах Америки, в штате Северная Каролина, на фермерском ранчо, рождается создатель нынешнего контейнера - мальчик по имени Малком Маклин! Парнишка упорно учился, старался, познавал мир. И к своим 20 годам, подкопив немножко деньжат, покупает у соседа потрёпанный старый грузовичок и начинает на нём свой первый рейс и осваивает транспортный бизнес в 1934 году. Немного погодя, его колонна уже увеличивается до пяти машин. Однажды, при перевозке хлопка в тюках, из Северной Каролины в Нью-Джерси, молодой Малком стал очевидцем, как в доках слишком долго шла погрузка грузов на судно. Были многокилометровые пробки из машин. И тогда предприимчивый юноша призадумался о том, как можно сократить время и затраты на перетарку и, собственно, саму доставку товаров потребителю. Это случилось в 1937 году. Вплоть до 1950 года, Малком тщательно и упорно развивал свой транспортный бизнес и уже насчитывал 37 транспортных терминалов и более 1750 единиц грузовиков. Его компания входила в пятёрку лидеров по всей Америке. В то время в США начали вводить транспортные сборы за перегруз и водителей Малкома Маклина начали штрафовать.

Малком искал наиболее подходящий и эффективный способ доставки грузов, и он припомнил случай из 1937 года в Нью-Джерси, когда столкнулся с транспортным коллапсом в порту. Тогда ему пришла мысль, создать трейлер стандартного размера, чтобы можно было целыми сотнями их грузить на суда, а не по одному или два. Использовать грузовики лишь на короткие расстояния через основные терминалы. Продав к 1955 году весь свой транспортный бизнес 41-летний предприниматель решает взять в банке кредит и создать новую судоходную компанию Pan-Atlantic Steamship Company. Далее, Малком искал варианты грузового контейнера и остановил свой выбор на варианте, который и дошёл до наших дней. Контейнер имел жёсткую конструкцию и надёжно запирался ручками, полностью исключая доступ к грузу.

Крупнотоннажный 40 футовый контейнер HC
Крупнотоннажный 40 футовый контейнер HC

Затем Малком приобрёл старый танкер Ideal Х и переделал его в незатейливый контейнеровоз, на него могло вместиться лишь 58 контейнеров. Первый же рейс Нью-Джерси в Хьюстон имел ошеломительный успех и доказал, что затраты на перевозку и сроки доставки значительно снизились! К Малкому сразу же полетели заказы на такие контейнеры. Пришёл настоящий успех!

Негативная сторона новшеств

Не всем пришлись по душе эти нововведения. Массово начались увольнения докеров в портах. Из-за сокращения времени погрузки контейнеров количество сотрудников погрузочных бригад пришлось сократить втрое. Люди были не довольны. Начались забастовки в 1970 году, но в связи с экономическим ростом и эффективности новых контейнеров, профсоюзами были выплачены компенсации уволенным сотрудникам и буря сошла на нет.

Крупнотоннажный 20 футовый контейнер DC
Крупнотоннажный 20 футовый контейнер DC

Появление "сундуков" в СССР

Грузовые контейнеры в нашей стране появились ещё до начала Великой Отечественной войны в 1940 году, имели они деревянную рамную конструкцию с плоской, затем с наклонной крышей и имели грузоподъёмность: 1,25 - 2,5 тонны. К середине 50-х годов грузоподъёмность уже увеличивается и появляются среднетоннажные контейнеры г/п: 3 и 5 тонн. Они представляли собой цельнометаллический контейнер с надёжной системой запирания дверей штангами с ручками, с устройством пломбирования, который исключал вскрытие дверей без снятия пломбы. Контейнеры оказались очень востребованы Министерством обороны, так как военнослужащие СССР могли перемещать в них все свои нажитые домашние вещи, переезжая из гарнизона в гарнизон. В настоящее время трояки и пятаки выведены из реестра РЖД и не используются при перевозке по сети железных дорог.

5 тонный контейнер типа УУК-5
5 тонный контейнер типа УУК-5

Первый морской 20-ти футовый контейнер появился в Советском Союзе в 1972 году. А в 1973 году был создан в Ленинграде первый морской терминал.

Крупнотоннажный 40 футовый контейнер стандартный
Крупнотоннажный 40 футовый контейнер стандартный

В настоящее время крупнотоннажные контейнеры: 20фт, 40фт, 45фт, доказали всю свою неоспоримую эффективность по доставке грузов в мультимодальных перевозках по всему миру. Возможность доставки и сохранности груза до получателя по схеме "дверь-дверь" (door-door) за пломбой отправителя без вскрытия и перетарки. Сроки доставки значительно сократились.